Упругий компенсатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (51)4 F 16F 7. с с 4
1 !
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
11
1б
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3569448/25-28 (22) 28.03.83 (46) 07.09.86. Бюл. № 33 (72) П. А. Гаращенко и Ю. А. Вязовой (53) 624.272.5 (088.8) (56) Патент Великобритании № 1440250, кл. F 16 F 1/!8, 1976.
Авторское свидетельство СССР № 353085, кл. F 16 F 7/00, !971. (54) (57) 1. УПРУГИ! КОМПЕНСАТОР, содержащий корпус с упором, поршень и гибкие стержневые элементы, расположенные по окружности между упором и поршнем, центр которой совпадает с продольной осью
Л0„„1255783 А1 компенсатора, отличающийся тем, что, с целью улучшения виброизоляции путем получения постоянной силовой характеристики, он снабжен соосно установленным между упором и поршнем упругим элементом, корпус заполнен вязкой текучей средой, гибкие стержневые элементы установлены концентрично и элементы одного ряда смещены относительно элементов другого ряда в окружном направлении, а диаметр поршня меньше внутреннего диаметра корпуса.
2. Компенсатор по п. 1, отличающийся тем, что в качестве вязкой текучей среды использован раствор нефтяного битума в жидком масле.
1255783
Фиг. 2
Составитель В. Нистратов
Редактор А. Шишкина Техред И. Верес Корректор О, Луговая
Заказ 4800/36 Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП гПатент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению, а именно к упругим компенсаторам, и может применяться в судостроении в качестве упругих компенсаторов перемещений судовых валопроводов.
Цель изобретения — улучшение виброизоляции путем получения постоянной силовой характеристики.
На фиг. 1 изображен упругий компенсатор, продольный разрез; на фиг. 2 — - разрез А-А на фиг. 1.
Упругий компенсатор содержит корпус 1, крышку 2, поршень 3 с вкладышем 4 и упором.5, расположенными на направляющем штоке 6 с гайкой 7, расположенные концентрично гибкие стержневые элементы 8 и элемент 9 в виде винтовой пружины сжатия, размещенной соосно на штоке 6 между вкладышем 4 и упором 5.
Крышка 2 может быть соединена сферическими шайбами 10 и крепежными гайками 11 с фундаментом 12, а хвостовик 13 поршня 3 закреплен гайками 14 в отверстии лапы подшипника 15. Поршень 3 имеет круговой уступ 16 и имеет диаметр, меньший внутреннего диаметра корпуса, в результате между корпусом 1 и поршнем 3 образуется канал 17.
Вкладыш 4 и упор 5 выполнены с несколькими соответственно равными по диаметру концентрическими профильными пазами, в которых могут быть шарнирно установлены гибкие стержневые элементы 8, равномерно расположенные по окружности вокруг штока 6 в несколько рядов, и гибкие стержневые элементы 8 последующего ряда расположены преимущественно напротив промежутков между элементами 8 предыдущего ряда.
Расстояние между вкладышем 4 и упором 5 ограничено гайкой 7 со стопором 18 так, что гибкие стержневые элементы 8 установлены с изгибом в радиальном направлении от штока 6. Это обеспечивает прогиб элементов 8 постоянно в сторону от продольной оси компенсатора, что повышает его стабильность в работе,и позволяет зара нее, до установки в компенсатор, собрать и отрегулировать упругие элементы 9 на расчетную грузоподъемность.
Концы гибких стержневых элементов 8 могут быть отогнуты на величину, которая выбирается такой, чтобы при номинальном рабочем положении ком пенсатора концы элементов 8 были параллельны оси компен1О са тора.
Упругий элемент 9 в виде винтовой пружины сжатия подбирается таким, чтобы силовая характеристика компенсатора была постоянной в диапазоне рабочих перемещений поршня 3.
Свободное пространство в корпусе 1, кроме объема 19 между крышкой 2 и поршнем 3, состоящее из полостей 20 и 21, сообщающихся между собой отверстием 22 в упоре 5, заполнено вязкой текучей средой, в качестве которой применен раствор нефтяного битума в жидком масле.
Упругий компенсатор работает следующим образом.
При медленном изменении реакции на упругом компенсаторе, вызванном, например, износом дейдвудных подшипников, деформацией корпуса судна, создается разность давлений в полостях 19 — 21, и вязкая текучая среда, успевая перераспределиться между этими полостями, через канал 17 и отверстие 22 уменьшает эту разность давления до нуля. При этом поршень 3 упругого компенсатора занимает такое новое положение, что опорная реакция вновь достигает расчетного значения.
При быстром изменении реакции, например в виде импульсного знакопеременного вида, вызванном, например, неуравновешенностью вращающихся масс на судовом валопроводе, перемещения поршня 3 незначительны, так как жесткость упругого компенсатора повышена за счет выбора соотноше40 ния вязкости текучей среды и величин проходного сечения канала 17 и отверстия 22.