Речной ледокол
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Pk 125735
Класс 65а, 3
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Г. М. Текучев
РЕЧНОЙ ЛЕДОКОЛ
Заявлено 5 февраля 1959 г. за ¹ 618564,29 в 1(омнтет llo делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Опубликовано в «Бюллетене изобретений» М 2 за !969 г.
Известны речные ледоколы для прокладки каналов в ледяном поле с корпусом в виде направляющих криволинейных поверхностей, утапливающих битый лед и направляющих его под бровки канала, с механическим приспособлением для прорезания борозд на кромке ледяного поля.
У ледоколов такого типа углы наклона форштевня колеблются от
20 до 30 к горизонту, что способствует возникновению вертикальных сил, в два-три раза превосходящих силу, движущую ледокол. При этом носовое образование корпуса снижает возникновение вертикальных сил и увеличивает возникновение горизонтальных, что, в свою очередь, уменьшает способность разрушения ледоколом льда и снижает скорость движения его в ледовых условиях вследствие расклинивания льда корпусом ледокола. Взломанный лед, проходя вдоль бортов и под днищем корпуса, всплывает за кормой ледокола и забивает канал, делая его труднопроходимым для транспортных судов.
Отличительная особенность описываемого ледокола заключается в том, что корпус его выполнен клинообразной формы, постепенно суживающейся к корме, и с плоским клинообразным форштевнем, плавно переходящим в клинообразный корпус и образующим прп этом направляющие поверхности. По бортам клинообразного корпуса у самой широкой его части и на форштевне установлены ледокольные клинья.
Очистка фарватера от измельченного льда обеспечена применением водометной установки с направлением реактивной струи по линии образования криволинейных поверхностей, утапливающих и заталкивающих битый лед под бровки канала.
На фиг. 1 схематически изображен корпус ледокола в двух проекциях; на фиг. 2 — разрезы по АА, ББ и ВЛ на фиг. 1: на фиг. 3 схематически изображена носовая часть корпуса ледокола, вид сниз ", на фиг. 4 — то же, вид сбоку; на фиг 5 — разрезы по ГГ, ДД и ЕЕ на фиг, 3.
¹ 125735 а — угол между бортом и плоскостью, па судна:
l — длина судна в метрах;
Р†ради кривой, описываемой ледоколом движении в сплошном льду. при безостановочном
Предмет изобретения
Речной ледокол для прокладки канала в ледяном поле с корпусом в виде направляющих криволинейных поверхностей, утапливающих битый лед и направляющих его под бровки канала, с механическим приспособлением для прорезания борозд на кромке ледяного поля, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью облегчения разрушения льда и уменьшения сопротивлспия судна движению, корпус ледокола выполнен клинообразной Формы, постепенно суживающейся к корме, и с плоским
Носовая часть корпуса напоминает пологие сани с прямоугольной транцевой рамой в надводной части. От носового транца под углом к горизонту в пределах до 10 опускается днище 1, которое имеет ледокольные клинья 2 и 8 (один в диаметральной плоскости и два по бортам). Средний ледокольный клин 2 плавно переходит в клинообразный корпус 4. Бортовые клинья 8 сходят на нет и теряются в днище 1.
Ледокольные клинья 2 и 8 по всей их длине образуются каждый из двух вертикально поставленных листов стали, имеющих отбуртовку в нижней части таким образом, чтобы ширина клина внизу была на 8—
10 мл оольше, чем во всей остальной его части. Эти клинья, кроме отбуртовки с передней части судна, имеют острые резцы 5 и б. Линии основания 7 и 8 резцов 5 и б идут параллельно друг другу и переходят затем в основание клиньев 2 и 8.
Высота клина 2 (совместно с резцами 5) берется примерно равной наибольшей толщине льда, который придется разрушать ледоколу (в Европейской части СССР— в пределах до одного метра). Такой же высоты берется и борт корпуса 4, который внизу имеет небольшие скуловые закругления.
Высота бортовых клиньев 8 сантиметров на двадцать меньше среднего клина 2, что обеспечивает последнему примерно двухметровое опережение начала разрушения целого ледового поля и примерно на семь метров опережает момент соприкосновения кромки льда с опускающимся днищем 1.
Корпус судна по всей длине имеет вертикальные борта.
Самая широкая часть судна находится в носовой части. От носового транца, после небольшого закругления в углах, на расстоянии примерно четырех метров Такая же параллельность и на таком же расстоянии сохраняется в бортах ледокольных клиньев 2 и 3. Зта параллельность обеспечивает ледоколу большую устойчивость на курсе при движении во льду, дает параллельные прорези во льду от резцов 5 и б и в то же время сравнительно небольшое врезание резцов в лед и не создает существенного препятствия для изменения курса при соответствующей перекладке рулей
Ширина корпуса в сторопу кормы прямолинейно уменьшается.
Величина угла а между диаметральной плоскостью судна и линией борта зависит от длины судна и радиуса закругления кормовых и носовых обводов.
Математическая зависимость такова:
90 L
3,14 g раллельно диаметралн
М 125735 г клиноооразным форштевнем, плавно переходящим в клинообразныи корпус и образующим при этом направляющие поверхности.
2. Форма выполнения речного ледокола по и. 1, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью уменьшения сопротивления льда, по бортам клинообразного корпуса у самой широкой его части и на форштевне установлены ледокольные клинья.
3. Форма выполнения речного ледокола по пп. 1 и 2, о т л t ч а ющ а я с я тем, что, с целью тщательной очистки фарватера от измельченного льда, на ледоколе применена водометная установка с направлением реактивной струи по линии образования криволинейных поверхностей, утапливающих и заталкивающих битый лед под бровки канала.