Подъемно-транспортный комплекс
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (5р 4 В 66 В l7/18 9/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ / "
И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3875296/22-03 (22) 26 .03.85 (46) 23.09.86. Бюл. Р 35 (71) Криворожский ордена Трудового
Красного Знамени гориорудный HHctB тут (72) Н.Я.Волошин (53) 622.67.076 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 626000,кл. В 66 В 9/06, 1977.
Патент Швейцарии У 625169, кл. В 61 В 13/02, опублик. 1981 (54)(57) 1. ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫЙ
КОИППЕКС, включающий груэоподъемники с индивидуальным приводом и .съемни1ми колесами с роликами для взаимодействия с направляющей, вы— полненной в виде рельса и рейки с прорезями и установленной вдоль
Ф наклонной колеи, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью расширения ехнологических воэможностей путем использования одного. вида грузоподъемников на наклонной и горизонтальной колеях, он снабжен го.ризонтальной колеей и приводным поворотным мостом, выполненным в виде рамы с закрепленными на ней дополнительными участками колеи и направляющей, и установленным в месте пересечения наклонной колеи с горизон,.SU„, 1258803 А 1 тальной посредством жестко связанных между собой наклонной и горизонтальной опор с возможностью совмещения дополнительных участков колеи и направляющей с наклонной и горизонтальными колеями.
2. Комплекс по и. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что рама поворотного моста установлена посредством роликов на дополнительном круговом рельсе, закрепленном на горизонтальной опоре.
3. Комплекс по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, наклонная опора снабжена закрепленной на З ней круговой направляющей, а механизм фу привода поворотного моста снабжен соединенными с ним посредством валов коническими колесами с вмонтирован ными в них по образующей конуса роликами для взаимодействия с круговой направляющей, при этом центры враще— ния моста в плоскостях параллельной наклонной опоре и параллельной горизонтальной опоре совмещены. Ял
4. Комплекс по пп. 1-3, о т л и— ч а юшийся тем, что гривод поворотного моста выполнен в виде электродвигателей с самотормозящимися червячными редукторами.
1258803
55
Изобретение относится к горнодобы вающей промышленности, а именно к подъемно-транспортному оборудованию для транспортировки и подъема, наприиер, сыпучего груза из траншей и уступов по борту карьера на поверхность.
Целью изобретения является расширение технологических воэможностей путем использования одного вида грузоподъеиников на наклонной и горизонтальной колеях.
На фиг. схематично изображен предлагаемый комплекс, вид слева; на фиг. 2 — то же, вид сверху, на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 3, на фиг. 5 - узел T на фиг. 1 — положение элемента для перевода подъемнотранспортных средств с грузоподъемником, установленным для движения или движущимся по наклонной колее, на фиг. 6 — узел II на фиг. 5 взаимодействие ходового колеса моста с направляющей; на фиг. 7 — положение элемента для перевода подьемно-транспортных средств с грузоподъемником, установленным для движения или движущимся IIo горизонталь ной колее (вдоль уступа); на фиг.8 то же, вид сверху.
I .
Подъемно-транспортный грузоподьемиик, например, автосамосвал 1 типа дизель-троллейвоз, оборудованный еикостной частью — кузовом 2, люкаии-эатвораии 3 и 4, двигателем 5, содержащим дизельную установку, генератор н электропривод ведущих колес, ходовой частью 6, содержащей задний 7 и передний 8 мосты, которые оборудованы соответственно ведущими
9 и ведоиыии 10 колесами с ободами
11 и резиновыми покрышками 12. Колеса 9 и 10. автосамосвала 1 оборудованы съемными колесами-приставкаии
13,, которые содержат корпус 14,вмонтированные в корпус 14 ролики 15 с амортизаторами и предохранительные ролики 16, которые связаны с корпу сои 14 колеса — приставки 13 посредствои подшипников 17 скольжения .
Съемное колесо-приставка 13 связано е колесаии 9 и 10 грузоподъемника либо посредством промежуточного,диска 18, который неподвижно прикреплен к ободу 11 (при дисковых колесах грузоподъемника), либо путем непосредственного прикрепления к
1S
45 ступицам колес 9 или 10 (при бездисковых колесах грузоподъемника), которыми оборудуются современные автомобили большой грузоподъемности.
Колеса-приставки 13 предназначены для перемещения по колее переменного профиля, в данном случае имеются две колеи 19 и 20, каждая из которых содержит две отдельные ветви 21 Последняя содержит опору 22 и неподвиж но закрепленные на ней направляющую
23 в виде рельса 24 и рейки 25 с прорезями, предназначенными для движения по ним роликов 15, смонтированных в корпусы !4 съемных колес-приставок 13, и полосу-кронштейн 26, предназначенный для удержания предохранительных роликов 16, т.е. для предотвращения опрокидывания груэоподъемника !.
Элементы 27 для перевода груэонодьемников с горизонтальной колеи иа наклонную или наоборот установлены на каждом рабочем горизонте (уступе) в местах сопряжения горизонтальной колеи и наклонной и содержат мост
28, горизонтальную 29 и наклонную
30 опоры.
Мост 28 содержит раму 31, которая оборудована отрезками 32 ветвей
21 колеи 19 или 20, кронштейн 33, шарнирно -связанный с крестовиной 34, которая снабжена кольцом жесткости
35 и шарнирно связана с колесами 36, приводы 37, содержащие электродвигатели 38, самотормозящиеся червячные редукторы 39 и конические ходовые колеса 40, которые содержат корпус 41, вмонтированные в него но корпусу (с вершиной в центре О) ролики 42 и предохранительные ролики
43, которые связаны с корпусом 41 колеса 40 посредством подшипников
44 скольжения.
Горизонтальная опора 29 содержит кольцо-рельс 45 на которое опираются колеса 36, установленные на плите 46, а также кольцо-кронштейн
47, предназначенное для удержания колес 36„ т,е. для предотвращения опрокидывания моста 28.
Наклонная опора 30 содержит плиту 48 и неподвижно закрепленные на ней направляющую 49 в виде кольцарельса 50 и кольца-рейки 51 с прорезяии для движения по ним соответственно корпусов 41 колес 40 моста
28 и вмонтированных в них роликов!
258803
42, а также кольцо-кронштейн 52, предназначенный для удержания колес
40 моста 28, т.е. для предотвращения опрокидывания моста 28.
Центры вращения моста 28 в плоскостях: параллельной горизонтальному основанию 29, перпендикулярной ей, и параллельной наклонному основанию 30, совмещены в точке О.
Принцип работы подъемно-.транспорт 10 ного комплекса следующий.
В зоне загрузки в нижней траншее или на промежуточном рабочем горизонте (на уступе) при помощи специально- 15 го устройства — привода открывают люк-затвор 3 грузоподъемника 1.
После загрузки емкостной части— кузова 2 люк 3 при помощи привода плотно закрывают. До подхода к колее. переменного профиля перемещение груэоподъемника 1 обеспечивают посредством двигателя 5 и ходовой части 6, содержащей задний 7 и передний 8 мосты, и за счет движения 25 ведущих 9 и ведомых 10 колес по покрытию дороги (щебень, гравий, бетон, грунт и др .) .
После подхода ведомых колес 10 грузоподъемника 1 из нижней траншеи к колее 19 переменного профиля ободы корпусов 14 соответствующих колесприставок 13, связанных с колесами
9 или 10 грузоподъемника 1 либо.посредством промежуточного диска 18, 35 который неподвижно закреплен к ободу 11 (при дисковых колесах грузоподъемника 1), либо путем непосредственного прикреппения к ступицам колес 9 или 10 (при бездисковых ко- 40
I лесах грузоподъемника 1}, и вмонтированные в корпусы 14 ролики 15 (с амортизаторами) вступают в контакт с направляющими 23, содержащими соответственно рельсы 24 н рейки 25 45 с прорезями, прекращается контакт покрышек 12 ведомых колес 10 грузоподъемника 1 с покрытием дороги.
Затем после некоторого перемещения колес-приставок 13 ведомых колес 10 50 аналогично вступают в контакт с направляющими 23 соответствующие колеса-приставки !3 ведущих колес 9 и соответственно прекращается контахт покрышек !2 ведущих колес 9 55 с покрытием дороги. Таким образом, груэоподъемник переходит на движение по колее переменного профиля .
Грузоподъемник 1 перемещается по колее переменного профиля, например, в данном случае поднимается вверх под углом М по колее 19, содержащей две отдельные ветви 21, каждая из которых содержит основание, 22 и неподвижно закрепленные на нем направляющую 23 и полосукронштейн 26, Прн этом перемещение грузоподъемника происходит эа счет постоянного взаимодействия вмонтированных в корпусы 14 колес-приставок 13 роликов 15 с прорезями в .рейках 15, а также взаимодействия ободов корпусов 14 всех колес-приставок 13 с рельсами 24.
Полоса-кронштейн 26 служит для удержания предохранительных роликов
16, связанных с корпусами !4 колесприставок 13 посредством подшипников 17 скольжения, имеющих возможность обеспечить трение качения в зоне контакта ролика !6 с полосойкронштейном 26, т.е. предотвращает опрокидывание груэоподъемника 1.
После прохождения колеи переменного профиля грузоподъемник 1 следует к месту разгрузки, т.е. на обогатительную фабрику или отвал или только но рельсам, или же перемеща-ется только посредством основных колес 9 и 10. Во втором случае встулают во взаимодействие с покрытием дороги сначала покрышки !2 ведомых
10 а затем — ведущих 9 колес грузоподъемника 1.
При работе с промежуточных рабочих горизонтов (уступов) перед подходом грузоподъемника 1 к месту сопряжения горизонтальной и наклонной колей рама 31 поворотного моста
28 элемента 27 для перевода грузоподъемников с горизонтальной колеи на наклонную или наоборот, которая оборудована отрезками 32 ветвей 21, например колеи 19, устанавливается в горизонтальное положение.
Перевод рамы 31 поворотного моста 28 из наклонного в горизонтальное положение производится посредством приводов 37, содержащих электродвигатели 38, самотормозящиеся червячные редукторы 39 и конические ходовые колеса 40, которые содержат корпус 41, вмонтированные з него по конусу (c вершиной в центре О) ролики 42 и предохранительные ролики 43, которые связаны с корпусом 41 коле588 03 а
5 12 са 40 посредством подшипников 44 скольжения. При этом корпусы 41 колес 40 моста 28 и вмонтированные в корпусы 41 ролики 42 взаимодействуют соответственно с кольцом-рельсом 50 и кольцом-рейкой 51 направляющей 49, закрепленной на плите 48 наклонного основания 30; кольцо-кронштейн 52 при этом служит для удержания предохранительных роликов 43, связанных корпусами 41 колес 40 посредством подшипников 44 скольжения, имеющих возможность обеспечить трение качения в зоне контакта ролика 43 с коль дом-кронштейном 52, т.е. предотвращает опрокидывание моста 28.
Одновременно посредством кронштейна 33 происходит поворот в горизонгальной плоскости, вокруг центра 0 крестовины 34, которая снабжена коль цом 35 жесткости и шарнирно связана колесами 36, взаимодействующими с кольцом-рельсом 45,. установленным на плите 46 горизонтального основания 29; кольцо-кронштейн 47 при этом лужит для удержания колес 36 по:воротного моста 28, т.е. предотвращает опрокидывание моста 28 .
Таким образом поворотный мост 28, овершив одновременно вращение в плоскостях: параллельной горизонтальному основанию 29, перпендикулярной ей и параллельной наклонному основа;нию 30,,совмещенных в точке О, установлен в горизонтальное положение и служит составной частью горизонтальной трассы (изображен на фиг. 7; на фиг. 1 и 2 мосты 28 в горизонтальном положении показаны пунктиром). Подъемно-транспортный комплекс готов -к приему очередного грузоподьемника 1, перемещающегося от забоя на промежуточном рабочем горизонте (уступе) .
Груэоподъемник 1 перемещается от забоя эа счет движения ведущих
9 и ведомых 10 колес по покрытию дороги уступа и подходит к установленной в горизонтальное положение раме
31 поворотного моста 28, после чего ободы корпусов 14 соответствующих колес-приставок 13, связанных с колесами 9 и 10 грузоподъемника 1, и вмонтированные в корпусы 14 ролики 15 вступают в контакт с отрезками 32 ветвей 21 колен 19, прекраща«тся контакт покрышек 12 ведомых колес 10 груэоподъемника 1 с покры5
30 тием дороги. Затем после некоторого
Ф перемещения колес-приставок 13 ведомых колес 10 аналогично вступают в контакт с отрезками 32 ветвей 21 соответствующие колеса-приставки 13 ведущих колес 9 и соответственно прекращается контакт покрышек 12 ведущих колес 9 с покрытием дороги.
Таким образом грузоподъемник 1 установлен на раме 3 1 поворотного моста 28.
Рама 31 поворотного моста 28 вместе с установленным на ней грузоподъемником 1 посредством привода 37 переводится в наклонное положение, после чего грузоподъемник 1 имеет возможность перемещаться соответственно по наклонной колее или по колее переменного профиля к месту разгрузки, как при транспортировании горной массы из нижней траншеи карьера.
После прибытия к месту разгрузки грузоподъемника 1 люки-затворы 4 и 3 при помощи привода открывают.
После разгрузки грузоподъемник 1 имеет воэможность совершать обратное движение к параллельной трассе переменного профиля, например, к колее 20 или только по рельсам, или только посредством основных колес
9и 10.
Во втором случае после подхода ведомых колес 10 грузоподъемника к колее 20 переменного профиля ободы корпусов 14 соответствукхцих колес-приставок 13, связанных с колесами 9 или 10 груэоподъемника 1, и вмонтированные в корпусы 14 ролики
15 вступают в контакт с направляющими 23, содержащими соответственно рельсы "4 и рейки 25 с прорезями, прекращается контакт покрышек 12 ведомых колес 10 грузоподъемника 1 с покрытием дороги. Затем после некоторого перемещения колес-приставок 13 ведомых колес 10 аналогично вступают в контакт с направляющими
23 соответствующие колеса-приставки
13 ведущих колес 9 и соответственно. прекращается контакт покрышек 12 ведущих колес 9 с покрытием дороги °
Таким образом, грузоподъемник 1 перешел на обратное пнижение по параллельной трассе переменного профиля — по колее 20 и имеет возможность движения для загрузки в нижнюю траншею или переход с наклонной
7 12 (по борту карьера) на горизонтальную (на промежуточном рабочем горизонте, т.е. уступе) трассу к месту загрузки.
Кроме того, возможен одновременный подъем или одновременный спуск с некоторым интервалом (под углом ) ряда груженных или порожних грузоподъемников 1 по колеям 19 и 20.
Ири необходимости спуска-подъема людей могут применяться подъемники
58803 8 специальной конструкции с аналогичным приводом и принципом перемещения по трассе переменного профиля.
Удержание грузоподъемника 1 на направляющих при аварийном или запланированном отключении привода осуществляется за счет тормозной системы, а также специальными средст10 вами торможения.
5 В б 7
1258803
1258803
1258803
Фма8
Составитель В.Пьянов
Редактор Н.Егорова Техред A.Кравчук . Корректор И.Эрдейи
Заказ 5084/24 Тираж 799 Подписное
ВБ4ИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4