Механизм переключения передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах с постоянным зацеплением зубчатых колес, разъединяемых с валом . Цель изобретения - повьшение надежности механизма в работе за счет исключения динамических ударов фиксирующих элементов о поверхности зубчатых колес при отключенных передачах . 1ксиру1«цие элементы выполнены в виде шпонки с поверхностью, соотве гствухяцей лункам, равномерно размещенным по окружности на поверхнoctи зубчатых колес, и подпружинены в радиальном направлении. Зубчатые колеса размещены на подшипниках в полом валу и находятся в постоянном зацеплении с аналогичными колесами другого вала. 3 ил. (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБ ЛИК,SU„„1259070 A 1
F 6 Н 3/08
p t
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ASTOPCHOMY С ЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫИ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И QTHPblTVM (21) 3882553/25-28 (22) 09.04.85 (46) 23.09.86. Бюп. К 35 (73) Дрогобычское проектно-конструкторское и технологическое бюро Всесоюзного промышленного объединения
"Союзгаэмашремонт" (72) Н.Д. Габший и Н.П. Бутрий (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 435395, кл. F 16 Н 3/12, 1974.
Авторское свидетельство СССР
8 949252, кл. F 16 Н 3/08, 1982. (54) МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах с постоянным зацеплением зубчатых колес, разъединяемых с валом. Цель изобретения — повышение надежности механизма в работе за счет исключения динамических ударов фиксирующих элементов о поверхности зубчатых колес лри отключенных передачах. Фиксирующие элементы выполнены в виде шпонки с поверхностью, соответствующей лункам, равномерно размещенным по окружности на поверхносТи зубчатых колес, и подпружинены в радиальном направлении. Зубчатые колеса размещены на подшинниках в полом валу и находятся в постоянном зацеплении с аналогичными ко- I лесами другого вала. 3 ил.
12
Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам переключения передач, и может быть использовано в передачах с постоянным зацеплением зубчатых колес, .разьедийяемых с валом.
Целью изобретения является повышение надежности механизма в работе за счет исключения динамических ударов фиксирующих элементов о поверхности зубчатых колес при отключенных передачах.
На фиг. 1 изображен механизм переключения передач, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1, на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1.
Механизм переключения передач содержит полый вал 1, внутри которого установлен с возможностью перемещения ползун 2. На валу 1 на подшипниках посажен комплект зубчатых колес 3, находящихся в постоянном зацеплении с соответствующими колесами другого вала (не показаны).
Охватывающие вал I поверхности зубчатых колес 3 имеют лупки 4 и плавно сопряженные с ними выступы.5, расположенные равномерно по окружности. На валу. 1 выполнены радиальные отверстия 6, в которых размещены шпопки 7, подпружиненные пружиной
8 в радиальном направлении. Пружины 8 установлены при помощи штифтов 9..
Механизм работает следующим образом..
При перемещении ползуна 2 в осевом направлении внутри полого вала
I шпонки 7 заходят в лунки 4 соответствующего зубчатого колеса 3, фиксируя его с полым валом
Остальные шпонки 7 утоплены в радиальных отверстиях 6 полого вала и удерживаются в этом положении пружинами 8, связанными со шпонками
7 посредством штифтов 9, Таким об- .
59070 2 разом отключенные зубчатые колеса 3 имеют возможность свободно вращать.ся на валу f без соприкосновения выступов 5 с фиксируюп;ими элементами 7. При дальнейшем осевом перемещении ползуна 2 включается следующее зубчатое колесо 3, а предыдущее отключается. Освобожденная от воздействия полэуна 2 шпонка 7 под воз-! б действием выступа 5 при вращении вала 1 утопает в радиальном отвер-. стии 6 и фиксируется в этом положении пружиной 8.
В случае попадания шпонки .7 на д5 выступ 5 при включении соответствующего зубчатого колеса 3 поверхность шпонки 7, выполненная по -форме лун.ки 4, скользя по поверхности выступа 5, входит безударно в ближайшую
2б из лунок 4.
Формула изобретения
Механизм переключения передач, 25 содержащий полый вал с фиксирующими элементами в радиальных отверстиях, ползун, расположенный внутри вала и взаимодействующий с фиксирующими. элементами, зубчатые колеса, свободно установленные на полом валу и имеющие каждое лунку на дтоверхности, охватывающей полый вал, и плавно сопряженный с лункой выступ, о тл и ч а ю шийся тем, что, с
35 целью повышения надежности его в работе за счет исключения динамических ударов фиксирующих элементов о поверхности зубчатых колес при отключенных передачах, зубчатое колесо имеет на той же поверхности дополни" тельные лунки, равномерно расположенные по окружности, а каждый фиксирующий элемент выполнен в виде шпонки с поверхностью, соответствующей лунке, причем шпонка подпружинена 5 в вадиальном направлении, 1259070
Составитель A.Матвеев
Техред И.Верес
1(орректор И.Иаксииишинец
Редактор И.Шулла
Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д..4/5
Заказ 5108/37
Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул. Проектн ектная 4