Длинномерная винтовая пара
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению . Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей за счет увеличения размеров длины винта. Длинномерная пара содержит винт 1, неподвижно закрепленный на опорах 3, жестко установленных на станине. Гайка 4 установлена в опорах 5 вращения и имеет радиалышй сквозной паз 8, причем направление винтовой линии совпадает с на11равленйеы резьбы винта, а расстояние между соседними опорами 3 кратно tiiary резьбы. При приложении к гайке 4 крутящего момента последняя , совершая винтовое движение, перемещается вдоль оси винта 1, при этом опоры 3 проходят через радиальные сквозные пазы 8 гайки 4. 3 ил. с S (Л С iH
„„SU„„1259074
А1 д р < Р 16 Н 25/24 (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНЯТИЙ
Н АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3889599/25-28 (22) 29.04.85 (46) 23.09.86.. Бюл. У 35 (72) В.А. Малых, В.М. Вяткин, А.И. Харланов, В.П. Кочуиов и Г.А. Цветков (53) 621.833.3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 214966, кл. F 16 Н 25/00, 1977.
Авторское свидетельство СССР
9 979760, кл. F 16 Н 25/24, 1980. (54) ДЛИННОМЕРНАЯ ВИНТОВАЯ ПАРА (57) Изобретение относится к машиностроению. Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей за счет увеличения раз- . меров длины винта. Длинномерная па» ра содержит винт 1, неподвижно закрепленный на опорах 3, жестко установленных на станине. Гайка 4 уста-. новлена в опорах 5 вращения и имеет радиальный сквозной паз 8, причем направление винтовой линия совпадает с направлением резьбы винта, а расстояние между соседними опорами 3 кратно шагу резьбы. При приложении к гайке 4 крутящего момента последняя, совершая винтовое движение, перемещается вдоль оси винта 1 при этом опоры 3 проходят через радиальные сквозные пазы 8 гайки 4. 3 ил.
1 1259074 2
Изобретение относится к машиностроению, в частности к винтовым парам, используемъгм в станках, Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей за счет увеличения длины вылета.
На фиг. 1 изображена длинномерная винтовая пара, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1, на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1. 10
Винтовая пара содержит винт 1, неподвижно закрепленный на станине
2 при помощи опор 3. Опоры 3 расположены вдоль оси винта 1 так, что расстояние между соседними опорами 15 кратно шагу резьбы. Гайка 4 образует с винтом 1 винтовую пару и установлена в двух опорах 5 вращения, имеющих радиальные пазы 6, сквозь которые проходят опоры 3 при винто- 20 вом перемещении гайки 4 вдоль винта 1. Ширина радиальных пазов 6 опор 5 в поперечном относительно оси винта I сечении больше ширины опор 3 в том же сечении. Опоры 5 25 неподвижно закреплены на каретке 7, установленной в направляющих (не показаны) с возможностью перемещения вдоль оси винта 1. Гайка 4 в опорах
5 зафиксирована от осевого переме- 30 щения относительно последних и имеет возможность вращения.
В гайке 4 выфрезерован радиальный винтовой сквозной паз 8, шаг винтовой линии которого равен шагу резьбы, а напраЪление.резьбъг и винтовой линии паза 8 одинаково. При винтовом перемещении гайки 4 вдоль оси винта 1 опоры 3 проходят сквозь паз 8 гайки 4. Ширина радиального винтового паза 8 гайки 4 в осевом сечении винта 1 больше ширины опоры
3 в том же сечении. Ва гайку 4 неподвижно насажены два зубчатых колеса 9 и так же, как и последняя, про- 45 резаны радиальным винтовым пазом 8.
В опорах 5 установлен с возможностью вращения вал 10, на который неподвижно насажены две шестерни 11, входящие в зацепление с зубчатыми колесами 9. Вал 10 соединен кинематически с приводом 12, закрепленным на каретке 7.
Две шестерни 11 и два зубчатых колеса 9 необходимы для того, чтобы пе нарушилось условие непрерывности зацепления зубчатой пары, т.е. в момент, когда паз 8 в одном из колес 9 оказывается в области полюса зацепления с одной иэ шестерен 11, нарушается правильное зацепление, другое колесо 9 и шестерня 11 имеют правильное зацепление вследствие того, что паз 8 прорезает колеса 9 в диаметрально противоположных направлениях. Под условием правильного зацепления понимается условие
Я ) I где Е,г, — коэффициент перекрытия зубчатого зацепления.
Вместо двух зубчатых пар для увеличения плавности хода могут быть применены две червячные пары. Длина винта 1 может теоретически равняться бесконечности. Для прохождения опор 3 в пазу 8 гайки 4 необходимо, чтобы размер О от середины витка винта 1 до середины ширины опоры
3 и размер о от середины паза 8 гайки 4 до середины витка винта 1 (т.е. величина смещения винтовой линии паза 8 относительно линии резьбы) были равны.
Длинномерная винтовая пара работает следующим образом.
Включается привод 12, который через вал 10 шестерни 11 и зубчатые колеса 9 приводит во вращение гайку 4. Последняя совершает винтообразное перемещение вдоль оси винта 1.
При этом гайка 4 с колесами 9 свободно проходит через опоры 3 вследствие того, что последняя имеет винтовой радиальный сквозной паз 8, ширина которого больше ширины опоры
3, а шаг винтовой линии паза равен шагу резьбы и одного направления с резьбой. Опоры 5 вращения также проходят через опоры 3 в тогл же сечении. При винтовом перемещении относительно оси винта 1 гайка 4 перемещает вдоль оси винта 1 и каретку
7, так как гайка 4 зафиксирована от осевого перемещения в опорах 5 вращения, которые неподвижно закреплены на каретке 7.
Формула изобретения
Длинномерная винтовая пара, содержащая станину, размещенный на ней винт в опорах, взаимодействующую с ним приводную гайку с радиальным пазом, связанную с кареткой и размещенную в опорах вращения, и неподвижно закрепленные на станине промежуточные опоры, расположенные вдоль оси винта, о т л и ч а ю—
Составитель P.Îæèíà
Техред И.Верес
Корректор М.Иаксимишинец
Редактор И.Шулла
Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Заказ 5108/37
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул.Проектная, 4
3 1259074 4 щ а я с я тем, что, с целью расшире- шагу резьбы, ширина паза в осевом ния эксплуатационных возможностей, сечении винта больше ширины промежувинт неподвижно закреплен в проме- точной опоры винта в том же сечении, жуточных опорах, расстояния между а опоры вращения гайки имеют радиальпоследними выбраны кратными шагу ные пазы, ширина которых в плоскосрезьбы винта, радиальный паз гайки ти, перпендикулярной оси винта, выполнен винтовым одного направле- больше ширины промежуточных опор ния (с резьбой) и с шагом, равным винта в той же плоскости.