Устройство для заземления трансформаторов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУ БЛИН.
„„SU„„1260272 А 1 (gg 4 В 60 М 3/00, Н 02 В !/!6
ВС1(йй ч °
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И.
»qgJi1lu (Htk м двтоескомм саиди ельствм
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3877103/24-11 (22) 01,04.85 (46) 30.09.86. Бюл. и 36 (7l) Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Б.И.Косарев, Г.Н.Косолапов и А.В.Симаков (5)) 621.311 (088.8) (56) Сборник материалов по охране труда в хозяйстве электрификации и энергетики железных дорог СССР. М.:
Транспорт, Глава,трехфазные трансформаторные подстанции, 1976, разДел Б, п.l5""17. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЗЕМЛЕНИЯ
ТРАНСФОРМАТОРОВ, содержащее контур заземления, который через пороговый элемент подключен к рельсу, а также к нейтрали вторичной обмотки трансформатора, первичная обмотка которого подсоединена к системе энергоснабжения два провода — рельс, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения электробезопасности, оно снабжено вертикальным полосовым заземлителем, расположенным в центре контура заземления, а пороговый элемент выполнен в виде тиристорного ключа, управляющий вход которого а подключен к заземлителю.
1260272
Изобретение относится к электротехнике, а именно к электроснабжению нетяговых потребителей от системы два провода — рельс на электрифицированных железных дорогах переменного тока,и предназначено для защитного заземления комплектных трансформаторных подстанций (КТП) и питаемых от них потребителей в случае возникновения аварийных ситуаций, опасных для обслуживающего персонала, приводящих к выходу электрообо- рудования из стрОя, Целью изобретения является повышение электробезопасности обслуживающего персонала.
На фиг.l показана принципиальная схема подключения устройства к КТП; на фиг.2 — электрическая схема поро-. гового элемента.
Устройство для заземления трансформаторов содержит контур 1 заземления, подключенный через пороговый элемент 2 к рельсу 3, нейтраль 4 вторичной обмотки 5 трансформатора 6, первичная обмотка 7 которого подключена к системе энергоснабжения два провода — рельс (ДПР), вертикальный полосовой заземлитель 8.
Пороговый элемент 2 выполнен . в виде тиристорного ключа, управляющий вход которого подключен к заземли1 телю 8.
Пороговый элемент состоит из тиристорньж оптронов, светодиоды 9 которых включены встречно в параллельные цепочки стабилитрон 10— диод 11 — светодиод 12, включенные через ограничивающий резистор 13 между контуром l заземления (точка Р) и вертикальным заземлителем 8 (точка Ц, а фототиристоры 14 включены в цепочки резистор 15 — диод
16 - фототиристор 14, включенные между катодом и управляющим электродом соответствующих силовых тиристоров 17.
Устройство работает следующим образом.
При переходе высокого напряжения с первичной обмотки трансформатора
5 6 КТП на вторичную обмотку 5 на контуре 1 относительно заземлителя 8 появляется напряжение. Величина этого напряжения значительно превышает аналогичное напряжение в случае короткого замыкания контактного провода на рельс 3. При пре- вышении напряжением контур 1 — заземлитель 8 величины уставки срабатывания управляемого порогового элемента 2 в зависимости от полуперио" да этого напряжения "пробьется" стабилитрон 10. Через резистор !3 по одной из параллельных цепочек потечет ток, Это приведет к протеканию
20 тока по цепи управления одного из силовых тиристоров !7 (из-эа перехода в открытое состояние фототиристора соответствующего онтрона). Один из тиристоров 17 переходит в открытое состояние, подключая таким образом рельсы 3, как защитный заземлитель к KTII.
При переходе высокого напряжения на низковольтную обмотку 5,трансфорЗ0 матора 4 КПТ и срабатывании порогового элемента 2, подключающего рельс 3, резко возрастут токи,,протекающие через предохранители типа
ПКТ-35Н, через которые осуществля35 ется подключение КТП к системе ДПР.
Электробезопасность в этом случае будет обеспечена срабатыванием этих предохранителей. На время срабатывания предохранителей напряжение на
40 контуре будет ограничиваться напряжением рельса 3
Диоды 11 и 16 в схеме управления пороговым элементом 2 (фиг.2) используются для исключения обратной
45 полярности напряжения на оптронах, резисторы 13 и 15 — для ограничения соответствующих токов °
1260272
Составитель В. Кочетков
Редактор 10.Ñåðåäà Техред Л.Сердюкова Корректор А.Тяско
Заказ 5179/)6 Тираж 647 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.уигород, ул. Проектная, 4