Устройство для измерения угла опережения впрыска топлива

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к диагностике двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет расширить функциональные возможности устройства путем измерения углов как у четырехтактных, так и у двухтактных двигателей, при этом не требуется изменения алгоритма процесса диагностирования , что снижает трудоемкость процесса. Указанное достигается введением одновибра тора, схемы ИЛИ, дополнительных схем И, триггеров и кнопки. При диагностировании двухтактного двигателя вырабатываются импульсы, частота следования которых равна половине импульсов впрыска. В устройстве сигналы на входе вычислительно-логического блока 8 не зависят от тактности. Блок 8 вычисляет искомый угол. Длительность времени импульса дополнительного триггера 15 представляет собой время опережения впрыска путем заполнения этого времени импульсами генератора 17. 3 ил. i (Л 1чЭ О5 о 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„,SU»1260713 А1 (5g 4 G 01 М 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг. 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3854205/25-06 (22) 24.12.84 (46) 30.09.86. Бюл. № 36 (72) А. Н. Борисенко, В Н. Соболь, В. H. Зайончковский, Е. Г. Заславский, А. Ф. Еникеев и В. В. Золотых (53) 621.436.038.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 943552, кл. G 01 М 15/00, !982. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКА ТОПЛИВА (57) Изобретение относится к области машиностроения, а именно к диагностике двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет расширить функциональные возможности устройства путем измерения углов как у четырехтактных, так и у двухтактных двигателей, при этом не требуется изменения алгоритма процесса диагностирования, что снижает трудоемкость процесса.

Укаэанное достигается введением одновибра тора, схемы ИЛИ, дополнительных схем И, триггеров и кнопки. При диагностировании двухтактного двигателя вырабатываются импульсы, частота следования которых равна половине импульсов впрыска. В устройстве сигналы на входе вычислительно-логического блока 8 не зависят от тактности.

Блок 8 вычисляет искомый угол. Длительность времени импульса дополнительного триггера 5 представляет собой время опережения впрыска путем заполнения этого времени импульсами генератора 17. 3 ил.

1260713

Изобретение относится к диагностированию двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для измерений угла опережения подачи топлива дизелей.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей устройства и снижение трудоемкости процесса измерений.

На фиг. 1 представлена блок-схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — временные диаграммы четырехтактного двигателя; на фиг. 3 — то же, двухтактного

)О двигателя.

Устройство содержит датчик 1 впрыска топлива, датчик 2 верхней мертвой точки, подключенные ко входам соответственно первого формирователя 3 и второго формирователя 4 прямоугольных импульсов. Выход первого формирователя 3 прямоугольных импульсов соединен со входом одновибратора 5, вторым входом схемы ИЛИ 6, единичным входом первого триггера 7. Устройство содержит вычислительно-логический блок 8, 2о третью дополнительную схему И 9.

Выход одновибратора 5 подключен к первому входу схемы ИЛИ 6, выход схемы

ИЛ! 6 соединен с первым входом первой дополнительной схемы И 10, второй вход схемы И 10 подключен к выходу второго формирователя 4 прямоугольных импульсов, нулевому входу первого триггера 7 и второму входу второй дополнительной схемы И 11, третий вход схемы И 10 соединен с инверсным выходом первого дополнительного триггера 12, а выход схемы И 10 подключен к единичному входу первого дополнительному триггера 12. Нулевые входы первого 12 и второго 13 дополнительных триггеров соединены между собой и со вторым контактом кнопки 14, первый контакт которой подключен к источнику питания (к положи35 тельной, нулевой или отрицательной его шине в, зависимости от используемой элементной базы). Прямой выход первого дополнительного триггера 12 соединен с первым входом второй дополнительной схе- 4р мы И 11, а выход схемы И !1 подключен к счетному входу второго дополнительного триггера 13. Инверсный выход триггера 13 соединен со вторым входом третьей дополнительной схемы И 9, прямой выход триггера 13 подключен к нулевому входу тре- 4 тьего дополнительного триггера 15. Первый вход четвертой дополнительной схемы И 16 соединен с выходом третьей дополнительной схемы И 9, второй вход схемы И !6 подключен к прямому выходу первого триггера 7, а выход схемы И 16 соединен с единичным входом третьего дополнительного триггера 15 и третьим входом вычислительнологического блока 8. Прямой выход триггера

15 подключен к первому входу блока 8. Второй вход блока 8 подключен к генератору

17 прямоугольных импульсов, а выход — к блоку 18 индикации. Датчик 1 впрыска топлива вырабатывает электрический импульсный сигнал в течение всего времени подачи топлива в цилиндр, а датчик 2 верхней мертвой точки вырабатывает электрический импульс при нахождении поршня в ВМТ. Первый формирователь 3 вырабатывает единичный прямоугольный импульс, длительность которого совпадает с длительностью импульса датчика 1 впрыска. Второй формирователь 4 вырабатывает прямоугольный импульс единичной амплитуды, длительность которого равна длительности импульса датчика 2. Одновибратор 5 вырабатывает единичный прямоугольный импульс, передний фронт которого совпа,:.еl с моментом окончания »прыска топлива, а задний фронт формируется после захода поршня в ВМТ. Схема ИЛИ 6 суммирует импульсы формирователя 3 и одновибратора

5, в результате чего на ее выходе действуют импульсы, передний фронт которых соответствует началу впрыска топлив-, а задний имеет место после захода поршня в ВМТ. Триггеры 7, 12 и 15 сбрасываются в нулевое состояние при появлении на их нулевых входах единичного сигнала и переходят в единичное состояние при появлении единичного сигнала на их единичных входах.

Триггер 13 сбрасывается при появлении на

его нулевом входе единичного сигнала, а затем переходит из нулевого состояния в единичное и наоборот при появлении единичного импульса на его счетном входе.

Схемы 9 — 11 и 16 на выходе вырабатывают единичный сигнал только в том случае, когда на всех их входах присутствуют одновременно единичные сигналы. Генератор 17 вырабатывает прямоугольные импульсы, частота следования которых значительно выше частоты вращения вала. Блок 18 индикации индицирует в цифровом виде измеренное значение угла опережения в десятичной системе счисления. Вычислительно-логический блок 8 обеспечивает вычисление угла опережения впрыска в течение циклов работы дизеля.

Вычислительно-логический блок 8 выполнен на микросхемах серий К580 — и К155, датчики 1 и 2 представляют собой, например, индуктивные датчики с усилителя. ми на микросхемах серии К140, кнопка 14— типа КМ-2, блок индикации реализован на микросхемах серии К155 и индикаторных лампочках, например ИН14, а все остальные элементы устройства выполнены на микросхемах серии К!55.

Устройство работает следующим образом.

Рассмотрим вначале случай измерения угла опережения впрыска четырехтактного двигателя

При впрыске топлива датчик вырабатывает импульс Ui (фиг. 2), который с помощью формирователя 3 преобразуется в прямоугольный импульс такой же длительности и единичной амплитуды (например, амплитуда равна уровню логической ели ницы) .

1260713

Г, » окончании последнего одновибратор : вырабатывает прямоугольный импульс Ь; единичной амплитуды, длительность которого вырабатывается такой, чтобы он оканчивался после момента захода поршня в ВМТ

Благодаря этому схема ИЛИ 6 вырабатывает прямоугольный единичный импульс Ug, который начинается в момент начала впрыска топлива и заканчивается после захода поршня в ВМТ. Датчик 2 вырабатывает импульс при нахождении поршня в верхней мертвой точке, а формирователь 4 преобразует этот импульс в прямоугольный, который поступает на нулевой вход первого триггера 7 и вторые входы первой И 10 и второй И 11 дополнительных схем совпадения. Выходные импульсы первого формирователя 3 поступают также на первый вход третьей дополнительной схемы И 9 и единичный вход первого триггера 7. Последний переходит в единичное состояние под действием переднего фронта указанных импульсов и сбрасывается в нулевое состояние под действием переднего фронта импульсов 4.

Поскольку рассматривается случай диагностирования четырехтактного двигателя, в котором поршень заходит в ВМТ в каждом обороте вала, а впрыск производится один раз в два оборота вала, то на единичный вход триггера 7 импульсы поступают вдвое меньшей частоты, чем на его нулевой вход. В связи с этим указанный триггер взводится в единичное состояние и сбрасывается в «О» только в тех оборотах вала, где имеет место впрыск топлива. Во всех остальных оборотах вырабатывающийся в момент захода поршня в

ВМТ сигнал лишь подтверждает нулевое состояние первого триггера 7 (эпюру U на фиг. 2) .

Процесс измерений начинается с нажатия кнопки 14 (на фиг. 2 этому соответствует момент ti), в результате чего первый 12 и второй 13 дополнительные триггеры сбрасываются в «О», а на третьем входе первой дополнительной схемы И 10 и втором входе третьей дополнительной схемы И 9 устанавливаются единичные сигналы. Благодаря последнему выходной импульс формирователя

3 с первого входа третьей дополнительной схемы И 9 проходит на ее выход и первый вход четвертой дополнительной схемы

И 16. Поскольку первый триггер 7 переходит в единичное состояние при действии переднего фронта импульса Uq, то на входах схемы И !6 единичные сигналы появляются одновременно, она открывается и устанавливается в «1» третий дополнительный триггер 15 в момент начала впрыска топлива (см. эпюру Ui; на фиг. 2). В момент окончания впрыска топлива, т. е. во время действия заднего фронта импульса Uz, третья и четвертая схемы И 9 и И 16 закрываются, единичный сигнал на их выходах исче5

1О !

55 зает, но третий дополнительный триггер 15 остается в единичном состоянии. Благодаря сбросу первого дополнительного триггера 12 и установлению единичного сигнала на третьем входе схемы И 10 после нажатия кнопки 14 эта схема открывается при одновременном действии на ее первом и втором входах единичных сигналов U4 и U, в результате чего на выходе этой схемы появляется единичный сигнал в момент действия переднего фронта импульса формирователя 4 (на фиг. 2 это момент 4) . Появившийся импульс на выходе схемы И 10 устанавливает триггер 12 в единичное состояние, вследствие чего первая дополнительная схема И 10 закрывается нулевым сигналом с инверсного выхода этого триггера и остается в таком состоянии до следующего нажатия кнопки 14. При этом первый дополнительный триггер 12 сохраняет единичное состояние также до тех пор, пока не происходит следующее нажатие этой кнопки, а на первом входе второй дополнительной схемы И 11 в течение всего этого времени (от момента t до следующего нажатия кнопки) присутствует единичный сигнал, разрешающий прохождение на ее выход импульсов второго формирователя 4. В результате этого импульс формирователя 4, следующий после импульса формирователя 3, переводит сброшенный ранее с помощью кнопки 14 триггер 13 в единичное состояние, который, в свою очередь, сбрасывает единичным сигналом третий дополнительный триггер 15 и запирает третью и четвертую дополнительные схемы И 9 и И 16, выходной импульс который окончился несколько раньше — в момент действия заднего фронта импульсов первого формирователя 3.

С приходом следующего импульса ВМТ (второго по порядку на фиг. 2) второй формирователь 4 вырабатывает прямоугольный импульс, который, пройдя через вторую дополнительную схему И 11, сбрасывает в нулевое состояние второй дополнительный триггер 13, в результате чего на второй вход третьей дополнительной схемы И 9 подается единичный сигнал с инверсного выхода триггера

13 и она подготавливается для передачи следующего импульса впрыска. Вырабатываемый с помощью первого формирователя 3 в период топливоподачи импульс проходит через открытую схему И 9 на вход схемы

И 16, устанавливает первый триггер 7 в единичное состояние и проходит через схему

ИЛИ 6 на первый вход первой дополнительной схемы И 10, которая закрыта нулевым сигналом с инверсного выхода первого дополнительного триггера 12. Поскольку первый триггер 7 взведен в «1», импульс с первого входа схемы И 16 проходит на ее выход и на единичный вход трстьего дополнительного триггера 15, переводя его в единичное состояние. При окончании импульса формирователя 3 на входах схем И 9, 1260713

И 16, втором входе схемы ИЛИ 6 и входе одновмбратора 5 сигнал исчезает. Последнее приводит к появлению импульса на выходе этого одновибратора, который через схему

ИЛИ 6 проходит на первый вход первой дополнительной схемы И 10, которая в это время закрыта нулевым сигналом на третьем входе и не пропускает этот импульс на остальные элементы устройства.

Таким путем происходит формирование второго импульса на выходах схем И 9 и И 16 и выходной импульс последней поступает на третий вход вычислительнологического блока 8.

При следующем заходе поршня в верхнюю мертвую точку вырабатывается импульс

U4, сбрасывающий первый триггер 7 в нулевое состояние и проходящий через открытую схему И 11 на счетный вход второго дополнительного триггера 13. В результате этого прохождение сигнала через схему И 16 запрещается, а триггер 13 возводится в «1», запирая третью дополнительную схему И 9 и сбрасывая третий дополнительный триггер 15 в нулевое состояние. Последнее приводит к окончанию выходного импульса триггера 15.

При заходе поршня в ВМТ в следующем обороте вала (четвертый на фиг. 2 импульс U4) нулевое состояние первого триггера 7 подтверждается, а второй дополнительный триггер 13 сбрасывается в «О» и далее работа происходит аналогично тому, как это имело место после второго импульса ВМТ.

Выходной импульсный сигнал третьего дополнительного триггера 15 начинается в момент начала впрыска топлива и заканчивается в момент захода поршня в верхнюю мертвую точку и частота следования импульсов равна частоте впрыска топлива.

При работе устройства выходные импульсы третьего дополнительного триггера 15 поступают на первый вход вычислительнологического блока 8, выходные импульсы четвертой дополнительной схемы И 16 поступают на третий вход этого блока, а высокочастотные импульсы генератора 17 поступают на второй вход блока 8. Указанный блок формирует цифровой эквивалент N угла опережения q> впрыска топлива путем заполнения импульсов U q импульсами генератора 17 (длительность этих импульсов представляет собой время опережения впрыска), цифровой эквивалент N„угла поворота вала на 720 и в и циклах впрыска топлива (поскольку каждому углу

720 поворота вала соответствует один цикл подачи топлива) путем заполнения импульсами той же частоты периода следования импульсов Ui (этот период соответствует углу поворота вала 720 ) и выполняет вычисление искомого угла так же, как и прототип согласно формуле ср 720 . №, 5

15 го

Вычисленное значение угла опережения впрыска топлива высвечивается на цифровом табло блока 8 индикации в десятичной системе счисления. После снятия показаний с табло нажимают кнопку 14, после чего происходит новый цикл измерений.

При диагностировании четырехтактного двигателя предлагаемое устройство работает так же, как и прототип.

Рассмотрим работу устройства при измерении угла опережения впрыска двухтактного дви;ателя (временные диаграммы приведены на фиг. 3) .

Во время пода и топлива датчик 1 впрыска топлива вырабатывает импульсный электрический сигнал, который с помощью формирователя 3 преобразуется в прямоугольные импульсы, поступающие на вход одновибратора 5, второй вход схемы ИЛИ 6, единичный вход первого триггера 7 и первый вход третьей дополнительной схемы И 9.

При заходе поршня в ВМТ датчик 2 вырабатывает импульсы, которые преобразуются с помощью формирователя 4 в прямоугольные импульсы и затем поступают на нулевой вход первого триггера 7, на вторые входы схем И 10 и И 11.

Цикл измерений начинается в момент (на фиг. 3) после нажатия кнопки 14, после которого происходит сброс первого и второго дополнительных триггеров 12 и 13.

Благодаря сбросу триггера 12 нг третьем входе первой дополнительной схемы И 10 устанавливается единичный сигнал и она подготавливается для передачи импульса на выход. После окончания импульса первого формирователя 3 одновибратор 5 вырабатывает импульс, поступающий на первый вход схемы ИЛИ 6, в результате чего выходной импульс схемы начинается в момент начала впрыска и заканчивается в момент окончания импульса одновибратора. Поскольку последний заканчивается позже, чем поршень заходит в ВМТ, то импульс второго формирователя 4 действует на втором входе схемы И 10 тогда, когда на ее первом входе присутствует единичный сигнал схемы

ИЛИ, и проходит через схему И 10 на единичный вход первого дополнительного триггера 12. Последний переходит в единичное состояние, подает единичный сигнал на первый вход второй дополнительной схемы

И 11 и закрывает нулевым сигналом инверсного выхода первую дополнительную схему И 10. Эта схема остается закрытой в течение всего цикла измерений до следу ющего нажатия кнопки 14, а вторая дополнительная схема И 11 в течение всего этого цикла пропускает импульсы второго формирователя 4 на счетный вход триггера 13 в каждом обороте вала. Следовательно, на единичный и нулевой входы этого триггера в каждом обороте вала подаются импульсы соответственно от формирователей

1260713

3 и 4, в результате чего триггер в каждом обороте вала вырабатывает единичный импульс, причем этот импульс начинается в момент начала впрыска топлива и заканчивается в момент захода поршня в верхнюю мертвую точку.

Первый по счету на фиг. 3 импульс

U4, передний фронт которого соответствует моменту 4, устанавливает =торой дополнительный триггер 13 в единичное состояние. Последний сбрасывает в «О» третий дополнительный триггер 15 и запрещает прохождение импульсов через третью дополнительную схему И 9, подавая на ее второй вход нулевой сигнал с инверсного выхода.

Сформированный первым формирователем 3 импульс, соответствующий импульсу топливо подачи, в паузе между первым и вторым импульсами ВМТ не проходит через закрытую систему И 9 на остальные элементы устройства, в том числе на вычислительнологический блок 8. Второй по порядку (фиг. 3) импульс формирователя 4, пройдя через открытую схему И 11 на счетный триггер !3, сбрасывает его в нулевое состояние, в результате чего на нулевом входе третьего дополнительного триггера 15 единичный сигнал исчезает, а на втором входе третьей дополнительной схемы И 9 устанавливается единичный сигнал. Формирующийся после этого (в период топливоподачи) третий (по порядку на фиг. 3) импульс U переводит первый триггер 7 в единичное состояние и проходит через схему И 9, а открытую единичным сигналом этого триггера схему И 16 — на единичный вход третьего дополнительного триггера 15, переводя его в единичное состояние. Таким образом, в момент начала впрыска топлива в третьем цикле топливоподачи на выходах схем И 9, И 16 и триггера 15 появляется единичный сигнал. При окончании импульса первого формирователя 3 сигналы на выходах третьей И 9 и четвертой И 16 схем совпадения и единичном входе указанного триггера прекращаются. Кроме того, действие заднего фронта импульса U, на входе одновибратора 5 приводит к формированию импульса Us, который проходит через схему

ИЛИ 6 на первый вход первой дополнительной схемы И 10, но никакого действия на элементы устройства не оказывает, поскольку схема И 10 закрыта.

Спустя некоторое время после окончания впрыска поршень заходит в верхнюю мертвую точку и вырабатывается третий импульс второго формирователя 4 (фиг. 3), который сбрасывает триггер 7 и взводит второй дополнительный триггер 13. В результате этого на втором входе четвертой дополнительной схемы И 16 устанавливается нулевой сигнал, а на нулевой вход третьего дополнительного триггера 15 подается единичный сигнал. Под действием последнего указанный триггер сбрасывается и еди5

2S

55 ничный импульс на его выходе заканчивается.

В следук>щем обороте вала формирователь 3 вырабатывает четвертый (на эпюре фиг. 3) импульс, который переводит первый триггер 7 в единичное состояние, пос упает на первый вход третьей дополнительной схемы И 9, возбуждает одновибратср 5 l1 проходит через схему ИЛИ 6 на вход первой дополнительной схемы И 10. Однако схема И 9 закрыта нулевым сигналом с инверсного выхода первого дополнительного триггера 12 и указанный импульс U3 через эти схемы не проходит и не воздействует на остальные элементы устройства. В связи с этим в указанном обороте вала третий дополнительный триггер 15 импульса не вырабатывает.

Далее происходит очередной импульс

ВМТ и устройство работает аналогично изложенному. Таким образом, предлагаемое устройство при диагностировании двухтактного двигателя вырабатывает импульсы

Uis и Uis, частота следования которых равна половине частоты импульсов впрыска топлива или половине частоты импульсов верхней мертвой точки. При измерении угла опережения впрыска четырехтактного двигателя частота импульсов U и U 6 также равна половине частоты следования импульсов верхней мертвой точки. Это означает, что в предлагаемом устройстве параметры сигналов, поступающих на входы вычислительно-логического блока 8 и по которым этот блок производит вычисление искомого угла, не зависят от тактности двигателя, а только от частоты вращения и измеряемого угла опережения. При этом длительность импульса третьего дополнительного триггера 15, представляющая собой время опережения впрыска, преобразуется в блоке 8 в цифровой эквивалент N4=y, угла опережения впрыска путем заполнения этого времени импульсами генератора 17. Период следования импульсов U 6 (за который вал двигателя поворачивается на угол 720 ) путем заполнения его импульсами генератора 17 преобразуется в вычислительнологическом блоке 8 в цифровой эквивалент угла 720 и.

Далее этот блок осуществляет вычисление угла опережения впрыска.

Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает измерение угла опережения впрыска топлива четырехтактных и двухтактных двигателей внутреннего сгорания, т. е. по сравнению с известным (которое без изменения алгоритма вычисления позволяет диагностировать только четырехтактные двигатели) обладает более широкими функциональными возможностями. При этом для перехода от диагностирования двигателей одной тактности к двигателям другой тактности изменение алгоритма работы предлагаемого устройства не требуется, благо1260713

Формула изобретения (l

Из

04

Vy

U2 ез

Ug

"12

Оюг

12

12

U111 Л1

"11 ца

U, 1111

U13

АЗ

Vg

U, U

Составитель Н. Патрахальцев

Тех ред И. Ве ре с Корректор С. Черни

Тираж 778 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППГ1 «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Н. Горват

Заказ 5217/38 даря чему понижается трудоемкость процесса измерений по сравнению с известным устройством.

Устройство для измерения угла опережения впрыска топлива, содержащее датчики впрыска и верхней мертвой точки с первым и вторым формирователями импульсов, первый триггер, блок индикации, генератор прямоугольных импульсов и вычислительнологический блок, выполненный в виде связанных между собой первой и второй схем

И, первого и второго регистров, блока вычисления угла опережения, схемы управления и переключателя, причем единичный вход триггера подключен к выходу первого формирователя импульсов, а нулевой вход — к выходу второго формирователя импульсов, первый вход вычислительно-логического блока объединен с первым входом 20 первой схемы И, второй вход вычислительно-логического блока, объединенный с вторыми входами первой и второй схем И, подключен к генератору прямоугольных импульсов, третий вход вычислительно-логического блока объединен с входом схемы управле. 25 ния, а выход вычислительно-логического блока объединен с выходом блока вычисления угла опережения и соединен с блоком индикации, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и снижения трудоемкости процесса измерений, в него введены одновибратор, схема ИЛИ, первая, вторая, третья и четвертая дополнительные схемы И, первый, втои, рой и третий дополнительные триггеры и кнопка, первый контакт которой соединен с источником питания, а второй — с нулевыми входами первого и второго дополнительных триггеров, вход одновибратора соединен с первым входом третьей дополнительноЙ схемы И, вторым входом схемы ИЛИ и выходом первого формирователя импульсов, выход одновибратора подключен к первому входу схемы ИЛИ, выход которой соединен с первым входом первой дополнительной схемы

И, второй вход которой подключен к выходу второго формирователя импульсов и вт" оому входу второй дополнительной схемы И, выход первой дополнительной схемы И подключен к единичному входу первого дополнительного триггера, прямой выход которого соединен с первым входом второи дополнительной схемы И, а инверсный — с третьим входом первой дополнительной схемы

И, выход второй дополнительной схемы И подключен к счетному входу второго дополнительного триггера, прямой и инверсный выходы которого соединены соответственно с нулевым входом третьего дополнительного триггера и вторым входом третьей дополнительной схемы И, выход которой соединен с первым входом четвертой дополнительной схемы И, второй вход которой подключен к прямому выходу первого триггера, выход четвертой дополнительной схемы И соединен с единичным входом третьего дополнительного триггера и третьим входом вычислительно-логического блока, а выход третьего дополнительного триггера соединен с первым входом вычислительно-логического блока.