Устройство для подготовки сейсмоприемной линии к работе

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к сейсморазведке , а именно к устройствам, позволяющим механизировать процесс установки приемной линии. Цель изобретения - повышение надежности и сохранности сейсмоприемной линии, которая достигается соединением барабанов смоточно-размоточной мапшны плоской силовой цепью и выполнением сейсмоприемной линии в виде сейсмобона с миникоктейнерами, которые соединены между собой тросами и упругими элементами с разнонаправленной навивкой. Устройство состоит . нз транспортного средства с прицепной смоточно-размоточной машиной, к которой крепится сейсморазведочный бон. Два барабана смоточно-размоточной машины соединены между собой силовой цепью, а сейсмобон содержит миниконтейнеры с сейсмоприемниками, которые соединены между собой упругими элементами и тяговыми тросами с разнонаправленной навивкой , что предотвращает скручивание сейсмобона при транспортировке. Для большей устойчивости тросы расположены ниже центра тяжести миниконтейнеров. Выполнение пружин длиною . меньше длины участк&в тросов между миниконтейнерами позволяет уменьшить усилие страгивания с места сейсмобона в случае его примерзания. 3 з.п. ф-лы, 6 ил. € (Л а о 00 со

СОЮЗ СОБЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (5!) 4 С 01 V 1/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3679711/24-25 (22) 28.12 83 (46) 30.09.86. Бюл, У 36 (71) Западно-Сибирское отделение

Всесоюзного научно-исследовательского института геофизических методов. разведки (72) А.К.Саптанов, Б.М. Козак, В.Н.Лапин, В.М.Савиных и Ю.А,Кузнецов (53) 550.834(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 693295, кл. G 01 Ч 1/16. 1974. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДГОТОВКИ.СЕЙСМОПРИЕМНОЙ ЛИНИИ К РАБОТЕ (57) Изобретение относится к сейсморазведке, а именно к устройствам, позволяющим механизировать процесс установки приемной линии. Цель изобретения — повышение надежности и сохранности сейсмоприемной линии, которая достигается соединением барабанов смоточно-размоточной машины плоской силовой цепью и выполнением сейсмоприемной линии в виде сейсмо„„SU» 126()892 А I бона с миниконтеинерами, которые соединены между собой тросами и упругими элементами с разнонаправленной навивкой. Устройство состоит из транспортного средства с прицеп- ной смоточно-раэмоточной машиной, к которой крепится сейсморазведочный бон. Два барабана смоточно-размоточной машины соединены между собой силовой цепью, а сейсмобон содержит миниконтейнеры с сейсмоприемниками, которые соединены между со- бой упругими элементами и тяговыми тросами с разнонаправленной навивкой, что предотвращает скручивание сейсмобона при транспортировке. Для большей устойчивости тросы располо- . жены ниже центра тяжести миниконтейнеров. Выполнение пружин длиною меньше длины участков тросов меяду миниконтейнерами позволяет уменьшить усилие страгнвания с места сейсмобона в случае его примерзания.

3 з.л. ф-лы, 6 ил.

1260892

Кроме того, для придания большей устойчивости сейсмобону, тросы 13 и 14 расположены ниже центра тяжести миниконтейнеров. Ииниконтейнеры прикреплены к тросам 13 и 14 таким образом, что длина пружин 11 н 12 в свободном состоянии меньше длины участков тросов 13 и 14 между контейнерами, что уменьшает усилие страгивания с места сейсмобона 3 при его примерэании, так как в этом случае срывается не сразу весь сейсмобон, а каждый миниконтейкер отдельно.

Изобретение относится к сейсморазведке, а именно к устройствам, позволяющим механизировать процесс установки приемной линии.

Цель изобретения — повышение 5 надежности и сохранности сейсмоприемной линии.

На фиг. 1 показано устройство, общая схема; на фиг. 2 — смоточноразмоточная машина; на фиг. 3 — то же, вид сверху; на фиг, 4 — участок эластичного сейсмобона; на фиг. 5— то же, вид сверху (условно опущены провода сейсмокосы и пружины); на фиг. 6 - схема смотки сейсмобона в 15 случае его примерзания.

Устройство состоит иэ транспортного средства 1 с прицепной смоточно-раэмоточной машиной 2, к которой крепится сейсморазведочный бон 3. 20

Смоточно-раэмоточная машина состоит иэ прицепного устройства 4, на котором смонтированы два барабана 5, соединенных между собой силовой цепью 6. Барабаны приводятся в дви- 25 жение от привода 7. К звеньям силовой цепи смоточно-размоточной машины крепится сейсмобон 3.

Сейсморазведочный бон состоит из самоустанавливающихся миниконтейнеров 8, в которых вмонтированы сейсмоприемники 9, одновременно через.миниконтейнер проходит сейсмокоса 10. Ииниконтейнеры 8 соединены между собой пружинами 11 и 12 с чередующейся навивкой, что предотвращает скручивание бона во время перетаскивания его волоком. Внутри пружин 11 и 12 проходиФ сейсмокоса, которая защищена ими от механических 40 повреждений. Ииниконтейнеры 8 прикреплены к двум тяговым тросам 13 и 14 с разнонаправленной навивкой, что предотвращает скручивание сейсмобона при транспортировке волоком, Устройство работает следующим

,образом.

По прибытии на место работ сейсморазведочный бон намотан на смоточнораэмоточную машину. Для подготовки к работе приемной линии сейсморазведочный бон разматывают по профилю, при этом миниконтейнеры самоустанавливаются в нужном положении за счет расположения тросов ниже центра тяжести, разнонаправленной навивки их, а также соединяющих пружин миниконтейнеров. После отработки данного участка профиля дальнейшее передвижение бона производят волоком, а

B случае невозможности перетаскивания волоком иэ-sa рельейных или других особенностей профиля, он может быть смотан полностью или частично

Предлагаемое устройство позволяет механизировать процесс подготовки приемной линии при работе ФОГТ, что с обычными бонами а транспортерами практически невозможно иэ-за низкой маневренности; облегчить работу в условиях залесенной территории и сложного рельефа, а также перебазировку с одной плбщади на другую; пбвысить надежность работы приемной линии в условиях оттепелей и последующего примерзания отдельных звеньев или бона s целом, а также в условиях снежных заносов; повысить производительность работ за счет удлинении приемной линии; расширить сроки проведения работ,ввиду того, что в летнее время обычные боны и транспортеры не применяются из-за большого трения о грунт при перемео щекин их волоком.

Формула изобретения

1 . Устройство для подготовки сейсмоприемной линии к работе, вклю.чающее транспортное средство со смоточно-раэмоточным механизмом, состоящим из двух барабанов, о т л и ч а - . ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и сохранности сейсмоприемной линии, барабаны смоточно-размоточного механизма соединены плоской силовой цепью, а сейсмоприемная линия выполнена в .виде элас тичного сейсмобона с миниконтейнеракк, соединенными между собой тросами с разнонаправленной завивкой, 2. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е.е с я тем, что тросы проходят ниже центра тяжести миниконтейнеров.. 3. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что миниконтейнеры выполнены самоустанавливаю1260892 4 щимися и соединены между -собой уп-, ругими элементами, длина которых в свободном состоянии меныпе длины участков тросов между миниконтейне5 Рами.

4. Устройство по п. 1 и 2, о т " л и ч а ю щ е е с я тем, что упругие элементы выполнены в виде пружин.

1260892

Составитель С,Кутаков

Техред Л.Сердюкова

Корректор Л.Пилипенко

Редактор И.Касарда

Тираж 728

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 5227/47

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãîðîä, ул.Проектная, 4