Электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - повышение эффективности охлаждения и упрощение конструкции. Электрическая машина содержит обмотку 1, лобовые части которой вместе с тепловыми трубами залиты теплопроводным диэлектрическим материалом 2. Камеры конденсации 4 и камеры испарения 3 выполнены в виде двух концентрически расположенных с каждой стороны сердечника тороидов, которые соединены радиальными трубками 5. Благодаря тому, что в теплопередаче участвуют лобовые части, эффективность охлаждения повышается, а поскольку с двух сторон сердечника установлено по одной трубе, капсулируемой вместе с лобовыми частями, конструкция упрощается. 2 ил. сл ьо Од СП Ч Раг.1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5D 4 Н 02 К 9/20
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ д
H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ кая машина .содержит обмотку 1, лобовые части которой вместе с тепловыми трубами залиты теплопроводным диэлектрическим материалом 2. Камеры конденсации 4 и камеры испарения
3 выполнены в виде двух концентрически расположенных с каждой стороны сердечника тороидов, которые соединены радиальными трубками 5 ° Благодаря тому, что в теплопередаче участвуют лобовые части, эффективность охлаждения повышается, а поскольку с двух сторон сердечника установлено по одной трубе, капсулируемой вместе с лобовыми частями, конструкция упрощается 2 ил е (21) 3898201/24-07 (22) 22.05.85 (46) 30.09.86. Бюл. У 36 (72) А.И. Ковалев и Б.Г. Сиротенко (53) 621.313.713 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 1089712, кл. Н 02 К 9/20, 1983 °
Борисенко А.И. и др. Охлаждение промьппленных электрических машин.
Энергоатомиздат, 1983, с. 211, рис. 13. (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения— повьппение эффективности охлаждения и упрощение конструкции. Электричес.SU 1261057 А 1
1261057
Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к конструкции закрытых асинхронных электрических машин с испарительным охлаждением.
Цель изобретения — повьппение эффективности охлаждения и упрощение конструкции.
На фиг. 1 изображена электрическая машина; на фиг. 2 - разрез А-А 1О на фиг. 2.
Машина содержит статорную обмотку 1, лобовые части которой залиты в капсулы теплопроводным диэлектрическим материалом 2, например смесью 15 эпоксидного компаунда с железным iI0 рошком. В эти же капсулы заделаны тороидальные камеры 3 испарения. Тороидальные камеры 4 конденсации находятся снаружи корпуса 5 машины. 2О
Обе камеры соединены герметично радиально расположенными трубками 6, проходящими через корпус машины. Изнутри камеры испарения 3 и конденсации 4, а также соединяющие их трубки 6 выложены капиллярно-пористой массой 7.
Для охлаждения камеры 4 конденсации и корпуса 5 машины на валу насажена крылатка 8 вентилятора. ЗО
Машина работает следующим образом, При прохождении тока по статорной обмотке 1 последняя нагревается. В
:асинхронных машинах обычной конструк- ции лобовые части статсрных обмоток находятся в воздушном зазоре. B связи с незначительной теплоотдачей в воздух лобовые части нагреваются в наибольшей степени. 4О
В случае, когда лобовые части ста торных обмоток помещаются в капсулы, эффективность теплопередачи к обдуваемому корпусу машины повьппается, однако остается все же незначительной.
Для повьппения эффективности охлаждения в капсулы статорной обмотки помещают также камеры 3 испарения, заполненные жидким теплОносителеМ, например дистиллированной водой, спиртом, ацетоном.
В процессе эксплуатации тепло подводится к камере 3 испарения через теплопроводный материал капсулы. Жидкий теплоноситель испаряется, и поток пара поступает в камеру 4 конденсации через радиальные трубки 6. Камеры 4 конденсации охлаждаются потоком воздуха,.подаваемым крылаткой 8 вентилятора. При отводе тепла в камере 4 конденсации происходит конденса" à пара. Конденсат возвращается и к испарительной части 3 через фитиль под действием капиллярного напора. аким образом, перенос тепла осуществляется за счет скрытой теплоты парообразования.
Отказ от ориентации тепловых труб вдоль оси машины позволяет использовать предлагаемое испарительно-конден" сационное охлаждение в машинах любого размера, в том числе маломощных.
Конструктивно и технологически машина еще более упрощается, так как сборка ее заключается в установке с двух сторон статорной обмотки по одной тепловой трубке и капсулировании испарителей совместно с лобовыми частями.
Эффективность охлаждения повышается, так как в теплопередаче участвуют лобовые части.
Для нормальной работы испарительно-конденсационного охлаждения требуется небольшое число трубок, соединяющих испаритель с конДЬнсатором, практически достаточно одной. Кроме того, для переноса тепла в тепловых трубах требуются очень малые перепады температур.
Формула изобретения
Электрическая машина, содержащая корпус, вентилятор наружного обдува, сердечник с обмоткой и тепловые трубы, камеры конденсации которых расположены снаружи корпуса, а камеры испарения — между лобовыми частями обмотки и корпусом, о т л и ч а юm а я с я тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения и упрощения, камеры конденсации и испарения выполнены в виде двух концентрически расположенных тороидов с каждой стороны сердечника, соединенных радиально расположенными трубками, причем камеры испарения вместе с лобовыми частями залиты диэлектрическим теплопроводным компаундом в капсулы.
1261057
А-А
Составитель Л. Карцева
Техред Л.Олейник
Корректор, А. Тяско
Редактор Л. Веселовская
Заказ 5241/55
Тираж 631 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная,