Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к синхронизированным синхронным электромеханическим преобразователям частоты большой мощности. Цель изобретения повышение надежности ротора. Ротор содержит вал 1, набранные кз сегментон электротехнической стали диски 2 с аксиальными каналами 4, в которых установлены металлические крепящие элементы 5 с натягом, например, за счет охлаждения до температуры жидкого азота. Соседние элементы.5 расположены с зазором один относительно другого. С торцовых сторон

Р ОЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

А1

„„SU„„12 26 1 (51)4 Н 02 К 1 26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ASTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3647380/24-07 (22) 30.09. 83 (46) 07 ° 10. 86.Бюл. У 37 (71) Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода "Электротяжмаш" им. В.И.Ленина (72) Е.Х.Глидер, Я.Я.Новиков, Н.ФЯзерной, В.Ф.Пенской и В.Г.Ракогон (53) 621. 313..04 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

11!. 959212, кл. Н 02 К 1/24, !980.

Авторское свидетельство СССР

Р 520669, кл. H 02. К 1/22, 1974. (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ 11АШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к синхронизированным синхронным электромеханическим преобразователям частоты большой мощности. Цель изобретения повышение надежности ротора. Ротор содержит вал 1, набранные из сегменТоВ электротехнической стали диски

2 с аксиальными каналами 4, в которых установлены металлические крепящие элементы 5 с натягом, например, за счет охлаждения до температуры жидкого азота. Соседние элементы 5 расположены с зазором один относительно другого. С торцовых сторон

12б2631 дисков 2 установлены дистанционные вставки 3. Элементы 5 могут быть выполнены в виде усеченного конуса. С обеих сторон магнитопровода ротора ,установлены нажимные фланцы 7. В од Ном иэ вариантов аксиальные каналы 4 s соседних дисках выполнены с пе-Изобретение относится к мощным электрическим машинам в частности большой мощности асинхронизированных синхронных электромеханических преобразователей частоты.

Цель изобретения — повышение надежности устройства.

На фиг.1 изображен ротор, продольный разрез; на фиг.2 — разрез

А-А на фиг.1; на фиг.З вЂ” узел 1 на фиг.1 ° (в увеличенном масштабе)„ на фиг. 4 — разрез Б-Б на фиг.2 (при вы— полнении аксиальных каналов в дисках с переменным диаметром); на фиг.5 то же, при выполнении глухих отверстий в дисках.

Ротор, (фиг.l) содержит.вал 1, ски 2, набранные из сегментов элекротехнической стали, с торцовых сто. рон дисков 2 установлены дистанционные вставки 3, выполненные из немагнитного материала °

В дисках 2 выполнены аксиальные каналы 4,, в которых с натягом уста—

:новлены металлические крепящие элементы 5 (например, за счет охлаждения до температуры жидкого азота).

Элементы 5 соседних дисков расположены с зазором один относительно другого.

Металлические крепящие элементы 5 могут быть выполнены в виде усеченного конуса,. которые со стороны меньшего основания имеют резьбовые отверстия 6 (фиг.3). С обеих сторон магни.топровода ротора, набранного из дисков 2, установлены известным способом нажимные фланцы 7. Многофазная обмотка 8 возбуждения уложена в пазы 9. Продольные пазы 10 выполнены на внутреннем диаметре дисков 2. ременным диаметром. В другом варианте сборка магнитопровода из дисков осуществляется без вставок 3, при этом выступающие части элементов 5 вводятся в глухие отверстия дисков.

Это позволяет удержать сегменты от вырывания под действием центробежных сил. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.

Продольные пазы 11 (фиг.2) выполнены в теле вала ротора 1 на внешнем диаметре средней части вала и по своим размерам соответствуют продольным пазам 10. Парные клинья (фиг.3), состоящие из двух частей, встречной части 12 и пружинящей части 13, устанавливаются в соответствующие продоль-чые пазы 10 11.

10.В одном иэ вариантов создания ротора крупной электрической машины, например асинхронизированного элек- тромеханического преобразователя частоты, аксиальные каналы 4 в соседних дисках выполнены с переменным диаметром. Диаметр канала Ф" выполнен меньше диаметра канала ФВ (фиг.4). В каналах большего диаметра Ф В установ20 лены элементы 5 большего диаметра, но меньшей длины, чем толщина дисков

2. В каналах меньшего диаметрами 4 установлены элементы 5 меньшего диаметра, но большей длины, чем толщина

25 дисков 2. При сборке магнитопровода ротора из отдельных дисков элементы .

5 меньшего диаметра своими выступающими частями заходят в аксиальные каналы большего диаметра. Такое соединение дисков друг с другом обеспечивает надежное крепление концевых сегментов дисков с его торцовых сторон. Диски магнитопровода ротора скрепленъ1 с помощью нажимных флан35 цев 7.

В одном из вариантов сборка магнитопровода из дисков 2 осуществляется без дистанционных вставок .3. Это достигается путем введения выступающих частей предварительно напряжен40 ных элементов 5 в глухие отверстия

14 (фиг.5), что позволяет удержать

1262631 сегменты от вырывания под действием центробежных сил. Ниже описаны некоторые особенности изготовления ро— тора крупной электрической машины, например асинхронизированного син- 5 хронного электромеханического преобразователя частоты. Из отштампованных из листов электротехнической стали сегментов производится сборка дисков 2. Перед укладкой в специальное приспособление, имитирующее отрезок вала ротора 1, листы сегментов из электротехнической стали промазываются клеющим составом. Положение пазов 9 ротора l. под обмотку

8 возбуждения обеспечивается с помощью фиксаторов, имеющихся в приспособлении. Диск 2, собранный в приспособлении, спрессовывается под наперед заданным давлением и с зафиксированным этим давлением производится запечка собранного диска 2, в результате диск приобретает монолитное состояние. После запечки производится механическая обработка и подгонка аксиальных каналов 4 для установки в них предварительно напряженных элементов 5, которые перед установкой охлаждаются до температуры, обес-, печивающей их свободную установку в аксиальных каналах 4 ° Аналогично собирается каждый диск. После сборки диска производится механическая обработка (расточка внутренней цилиндрической поверхности, дорновка па- З5 зов и т.д.) для установки на валу ротора с наперед заданным натягом.

На вертикально установленный вал ротора, I производится сборка предварительно нагретых дисков 2 и нажимных 40 фланцев 7, при этом сначала устанавливается один из фпанцев 7, а затем диск 2. Внутрицеховая транспортировка дисков 2 после установки предварительно напряженных элементов осу- 45 ществляется с помощью известных приспособлений, завернутых во внутреннюю резьбу элементов 5. При этом резьба выполнена со стороны меньшего . диаметра усеченного конуса, это обу- 50 славливает то обстоятельство, что подъем диска 2 производится в сторо.— ну меньшего диаметра, тем самым сила тяжести диска действует на сжатие сегментов, из которых набран диск. 55

После установки каждого диска на вале ротора 1 производится его подпрессовка и установка парных клиньев

12 и 13 в полости, образованные продольными пазами 10 и Il.

Предлагаемое устройство позволяет надежно закрепить шихтованные пакеты магии;оп1 овода ротора электрической машины.

Формула изобретения

1. Ротор электрической машины, содержащий закрепленный на валу магнитопровод из ферромагнитных дисков, состоящих из отдельных сегментов, и многофазную обмотку, расположенную в пазах магнитопровода, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности, в дисках выполнены аксиальные каналы, в которых с натягом установлены металлические крепящие элементы, при этом металлические крепящие элементы соседних дисков расположены с зазором один относительно другого.

2. Ротор по п.l, о т л и ч а ю— шийся тем, что с торцовых сторон дисков размещены дистанционные вставки из немагнитного материала.

3. Ротор по п.l, о т л и ч а ю— шийся тем, что в дисках выполнены чередующиеся между собой каналы и глухие отверстия по их торцам, имеющие больший диаметр, чем каналы, и установленные в каналах металлические крепящие элементы выступают своими концевыми частями в глухие отверстия соседних дисков.

4. Ротор по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что в дисках выполнены чередующиеся между собой каналы большего и меньшего диаметров, а металлические крепящие элементы установлены в каналах меньшего диаметра и выступают своими концевыми частями в каналы большего диаметра соседних дисков.

5. Ротор по п.4, о т л и ч а ю— шийся тем, что металлические крепящие элементы установлены также и в каналах большего диаметра.

6. Ротор по пп.l, 2 и 5, о т л ич а ю шийся тем, что металлические крепящие элементы выполнены в виде усеченного конуса и со стороны меньшего основания имеют резьбовые отверстия.

7. Ротор по пп.l, 2, 5 и 6, о т.— л и ч а ю шийся тем, что магнитопровод закреплен на валу поСредст1262631 вом клиньев, расположенных в пазах, выполненных на внешней поверхности вала и внутренней поверхности дисков магнитопровода.

1262631

<Риг.

Со стави тель Ф. Подоль ская

ТехредЛ.Олейник Корректор Т.Колб

Редактор О,Головач

Заказ 5440/53 Тираж 631

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие,г.Ужгород,ул.Проектная,4