Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения состоит в упрощении конструкции ротора . Ротор электрической машины содержит остов 1, массивный обод

QOK}3 СОВЕТСКИХ

3 М

РЕСПУБЛИК

А1 (19) (И) (g)) 4 Н 02 К 1/32, 9/19

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ V; ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

%336„9»» „) » у,» (21) 3626647/24-07 (22) 22.07.83 (46) 07.10.86. Бюл. У 37 (71), Пенинградское электромашиностроительное объединение "Электросила" им. С.И.Кирова (72) Ю.M.Èíþøèí, Ю.С.Голубенцев, А.Н.Лурье, Г.Н.Пинский, Е.Е.Пьянов и Ю.А.Дегусаров (53) 621.313.713(088.8) (56) Патент Норвегии 1Р 127688, кл. Н 02 К 9/19, 1973.

Авторское свидетельство СССР

В 400249, кл. Н 02 К 9/16, 1969. (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ИАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в упрощении конструкции ротора. Ротор электрической машины содержит остов 1, массивный обод (О) 2 и полюса 3. На внутренней кольцевой поверхности О установлены и прикреп,лены к нему полые шины 6 и 7 прямо-. угольного сечения. Такое выполненйе .ротора обеспечивает отвод основной части потерь с поверхности полюсов к указанным шинам, охлалдаемым водой, при упрощении ротора. 2 э.п. ф-лы, 3. иле

12626

Изобретение относится к конструкции ротоэлектрических машин с водяным охлаждением.

Цель изобретения — упрощение кон-. струкции ротора. 5

На фиг. 1 представлен ротор явнополюсной электрической машины, поперечный разрез; на фиг. 2 — сечение

А-А нв фиг. 1; на фиг. 3 — ротор аксонометрия. 1О

Ротор электрической машины с применением водяного охлаждения содержит остов 1, массивный обод 2 и полюса,З. Последние несут на себе непосредственно охлаждаемую водой об- IS мотку 4 возбуждения и демпферную клетку 5.

На внутренней кольцевой поверхности массивного обода 2 установлены прямоугольного сечения полые шины 2О

6 и 7, по которым протекает охлаждающая вода. Эти шины должны быть выполнены из хорошо проводящего теп-/ ло материала (например, медные шины) и прилегать максимально плотно к по- 25 верхности обода по всей своей длине.

С этой целью прижим шин к ободу 2 выполнен специальными плоскими планками 8 и крепежными деталями 9. Шины подсоединены по воде к установленным на роторе кольцевым коллекторам 10, один иэ которых напорный„ а. другой сливной, В одном из вариантов ротор выполнен разъемным и полые шины 6 и 7 мо"

35 гут быть установлены отдельно, в пределах каждого сектора 11 и 12.

Кроме того, полые шины 6 и 7 могут быть установлены па длине обода

2 в несколько, преимущественно в цва .Р 40 ярусов.

Ы,к вадосборным коллекторам, о т л и- ;

Таким образом, потери с поверхности полюсов и иэ демпферной системы отводятся следующйм образом. Одна часть этих потерь рассеивается в окружающий ротор воздух и из нега в водоохлаждаемые. элементы, в первую очередь, в обмотку возбуждения. Вторая часть потерь — наименьшая через все изоляционные промежутки попадает также в обмотку возбуждения. Третья— основная часть потерь с пачерхнасти полюсов создает радиальный тепловой поток в сторону оси машины через сердечники полюсов и обод ротора к водоахлаждаемым шинам 6 и 7. Сам обод, стальное тонкостенное массивное кольцо, не представляет собой

32 2 большога теплового сопротивЛения. Такая конструкция обода характерна для многих электрических. машин в том числе и весьма крупных, но с относительно невысокбй номинальной частотой вращения. Стык обода и полюсов всегда плотный, зазор здесь не допустим па условию крепления полюсов.

Обычно в роторах с массивным ободом используется болтовое крепление rioлюсов. Поэтому и тепловое сопротивле. ние стыка обод-полюса сравнительно невелико,.

В машинах с невысокими частотами вращения окружные скорости невелики а следовательно, невелики и полюсные деления. Поэтому все радиальные размеры таких полюсов (высота наконечника и высота сердечника) ограничены. В итоге тепловое сопротивление собственно полюсов в радиальном направлении не столь велико, как в крупных быстроходных машинах,Все это позволяет осуществить предлагаемую конструкцию. При этом, как правило, может потребоваться установка шин в несколько ярусов по длине обода с тем, чтобы избежать больших тепловых перекосов в аксиальном направлении. Число таких ярусов должно определяться применительна к каждой конкретной машине путем соответству- ющих тепловых расчетов. Если ротор разъемный и состоит иэ нескольких секторов, то шины 6 и 7 устанавливаются в пределах каждого отдельного сектора. Соединения по воде при этом осуществляются, отдельно для каждого сектора. При этом возможны различС ные вариации в соединении шин секторов и ярусов — последовательные и параллельные соединения в зависимости от величины располагаемого пере пада давления воды на напорном и сливном коллекторах ротора.

Формула изобре тения

Ротор электрической машины с водяилм ахлажцением, содержащий полюса с обмотками, установленные на ,кольцевом массивном ободе, и полые водаохлаждающие шины, подсоединенные ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения ротора, полые водаохлаждающие шины установлены на внутренней лов

1 7

Составитель Л.Карцева, Редактор О.Головач Техред Л.Сердюкова Корректор Е.Рошко

Заказ 5441/54 Тираж 631 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно- полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 поверхности указанного обода и реплены к нему.

2. Ротор по п. 1, о т л и ч ю щ и Й с я тем, что в случае нения его разъемный на секторы лые шины установлены отдельно пределах каждого сектора, а ко

1262632 4 прик- этих шин присоединены трубопроводами к водосборным коллекторам. а- 3. Ротор по пп. 1 и 3, о т л и— выпол- ч а ю шийся тем, что полые шины установлены по длине обода в несколько закрепленных отдельно от других нцы ярусов.