Центробежная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (111

А1 д11 4 " 16 Р 43/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н даторСнсм СвидктепьСтву (21) 3919785/25-27 (22) 12.05,85 (46) 15. 10.86. Бюл. К- 38 (71) Вильнюсский инженерно-строительный институт (72) Л. А. Зубавичюс, А.-П. К. Каволелис, Б, П. Спруогис, В. Л. Турла и Э. П 10рконис (53) 621 825.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N - 479913, кл. F 16 D 43/14, 1975. динамических нагрузок. Целью изобретения является повышение надежности и улучшение демпфирующих свойств муфты. Упруго-центробежная муфта состоит из двух полумуфт, каждая из которых содержит ступицу и фланец, Во фланцах выполнены одинаковые, но направленные в противоположные стороны сквозные пазы 5 и 6, форма которых соответствует определенной математической зависимости. В пазы 5 и 6 вставлены оси центробежных грузов, (54) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА закрепленных на упругом кольце 8, (5?) Изобретение относится к машино- расположенном между полумуфтами. строению и может быть использовано Форма пазов обеспечивает компенсадля демпфирования возникших при пере- цию действующих на центробежные грудаче крутящего момента колебаний и зы сил. 6 ил.

С:

12639 33

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для передачи крутящего момента и демпфирования возникающих при этом колебаний и динамических нагрузок.

Цель изобретения — повышение надежности и улучшение демпфирующих свойств муфты.

На фиг. 1 изображена центробежная муфта, продольный разрез; на фиг, 2— вид А, на фиг. 1; на фиг. 3, 4 — варианты крепления центробежных грузов к упругому кольцу; на фиг. 5 — схема расположения сил, действующих на пальцы центробежных грузов со стороны криволинейных пазов, на фиг. 6— изображено упругое кольцо.

Центробежная муфта состоит из двух дисковых полумуфт в виде ступиц .1, 2 и фланцев 3, 4, имеющих одинаковые по форме, соответствующей определенной зависимости, но противоположно направленные сквозные криволинейные пазы 5, 6. В пазах 5, 6 полумуфты вставлены пальцы центробеж— ных грузов 7, закрепленных на упругом кольце 8, расположенном между фланцами 3, 4 полумуфт.

Пальцы центробежных грузов 7 при деформации упругого кольца имеют возможность свободно скользить в пазах 5, 6 полумуфт и менять тем самым свое положение относительно об— щей оси муфты.

Упругое кольцо 8 может иметь утолщение в местах крепления грузов 7 (Фиг. 6) . В этом случае груз со стоит из двух частей 9 и 10 (Фиг. 3), продетых через отверстие в утолщении и свинченных по резьбе. При этом упругое кольцо 8 (с целью снятия контактных напряжений при деформации муфты) надето на составную часть центробежного груза 9 (фиг. 3) по скользящей посадке в радиальном и осевом направлениях для обеспечения свободного поворота. В машинах и механизмах при передаче больших крутящих моментов и частот вращения целесообразно применять муфты, в которых упругое кольцо 8 крепится к центробежным грузам

7 через выполненные в нем утолщения (Фиг. 3 и фиг. 6). Если используется металлическое кольцо, выполненное сплошным, то грузы к нему могут быть прикреплены с помощью зажима типа

Фрикционного (фиг. 7). На один из пальцев груза 7, надетого на коль20

55 цо 8, напрессовывается колечко 11

11ри таком креплении грузы не имеют возможности смещаться на кольце. Од— нако из-за возникающих местных напряжений в кольце в местах зажимов рекомендуется эксплуатировать муфту при малых и средних нагрузках.

Криволинейные пазы 5, 6 выполнены в форме кривых, соответствующих следующей зависимости: р =R(1- q), 4 где Р— радиус-вектор осевой линии паза;

Ч вЂ” угловая координата р

R — радиус упругого кольца.

МуФта работает следующим образом.

В статическом положении упругое кольцо 8 имеет форму идеальной окружности. Центробежные грузы 7, зак— репленные равномерно по окружности на упругом кольце 8, своими пальцами с обеих сторон входят в сквозные пазы 5 и 6 фланцев 3, 4 полумуфт в зонах наибольшего удаления от оси вращения муфты (фиг. 2). Тем самым обеспечивается полная сбалансировка системы. При подведении крутящего момента одной из полумуфт в направлении вращения часовой стрелки (фиг.2) полумуфты несколько прокручиваются относительно одна другой, что вызывает приближение всех центробежных грузов 7 к оси вращения. Это объясняется формой пазов 5 и 6. Как покаI зано на фиг. 5, усилие Рм возникает от внешней поверхности паза 5, а

If

Є— от такои же поверхности паза 6.

В результате суммарное усилие Р„ давит на пальцы центробежных грузов 7, преодолевает сопротивление деформа- ции упругого кольца и приближает грузы к оси вращения. При нарастании скорости вращения муфты силы Р (фиг. 5), действующие на грузы 7, стараются удалить их от оси вращения, в результате чего появляются две

I it составляющие Ра и Рю, действующие соответственно на внешние поверхности пазов 5 и 6, Перемещаясь от оси вращения, центробежные грузы 7 изза соответствующей формы пазов 5 и 6 ,уменьшают угол прокручивания полумуфт относительно одна другой. Тому способствуют также силы упругости деформированного кольца (не показано). При определенной частоте враще,ния создается динамическое равновесие

1?63933 между величинами крутящего момента, центробежными силами грузов и силами упругости деформированного кольца.

Для того, чтобы обеспечить одинаковые условия действию усилий от крутящего момента, с одной стороны, и от противостоящих центробежных сил грузов и сил упругости кольца, с другой стороны, их составляющие на внешние поверхности пазов должны действовать под одинаковыми углами к поперечной оси муфты независимо от угла ее деформации. Это условие вы- полняется в том случае, если касательная к оси паза в любой ее точке составляет угол с радиус-вектором этой точки, равный 45 (фиг. 5). Данную форму имеет кривая, уравнение которой 4 р=R{ i — q), 1( где fr — - радиус-вектор осевой линии паз а, ч — угловая его координата;

R — радиус упругого кольца в статиче ском положении.

Формула изобретения

Центробежная муфта, содержащая две дисковые полумуфты с противоположно направленными криволинейными пазами и центробежные грузы с паль" цами, размещенными в пазах с возможt0 ностью перемещения, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повыше-: ния надежности и улучшения демпфирующих свойств, она снабжена упругим кольцом, размещенным между дисковыми

15 полумуфтами, на котором равномерно по окружности закреплены центробежные грузы, а пазы выполнены по форме кривых, описанных следующей зависимостью

20 1 где ) — радиус-вектор осевой линии паза; ч" — угловая координата, R — радиус упругого кольца.! 263933 р Рм

<> o P y

Со ставит ель Г. Абрамова

Редактор Н, Слободяник Техред Л.Сердокова

Корректор М. Самборская

Заказ 5544/37 Тираж 880

ВНИИТП! Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий!!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, т . Ужгород, ул, Проектная, 4