Зубчатая передача с переменным передаточным числом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

. ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С ПЕРЕМЕННЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ЧИСЛОМ, содержащая колеса, выполненные по ширине по крайней мере из двух частей, смещенных по шагу зубьев, зацепляющихся без скольжения, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повьпиения надежности и долговечности путем исключения динамических нагрузок в начале и |(онце периода зацепления зубьев , профили зубьев выполнены в виде участков кривых, определенных по зависимостям x,j b-cosif,. У.Д -b.sincf где х,, у, габсцисса и ордината точек профилей зубьев ведущего и ведомого коколес; Чц угловые координаты ведущего и ведомого колес; f-(J - cos.z,Cf, ) + l-cos-z.c, b a |-4l -cos. z,(|,) I . cos-z,c/-l где z,, Zj - числа зубьев ведущего и § ведомого колес; ел - межосевое расстояние; UQ - начальное передаточное число; иГ 1 ., А tsD О5 СО со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СЩ.1ИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) 011 д5ц 4 F 16 Н 1/04

g prny>

ГОСУДАРСТВЕНКЦЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3875509/25-28 (22) 28.03.85 (46) 15.10.86. Бюл. 11 38 (71) Всесоюзный заочный машиностроительный институт (72) В. Н. Прохоров и H. И. Прохорова (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

11< 1)47880, кл. Р 16 Н 1/04, 1984. (54)(57), ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С ПЕРЕМЕННЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ЧИСЛОМ, содержащая колеса, выполненные по ширине по крайней мере из двух частей, смещенных по шагу зубьев, эацепляющихся без скольжения, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности путем ис-, ключения динамических нагрузок в начале и конце периода зацепления syбьев, профили зубьев выполнены в.виде участков кривых, определенных по зависимостям

-Ь ° s 1é <<<

Ц ц — угловые координаты ведущего и ведомого колес

< х! / 1 — cos ° z< (, ) + ° сов. z <

2 — — соз з,<1,) + — - cosz q 1

z и

0 с где z<, zz — числа зубьев ведущего и Я ведомого колес; а«, — межосевое расстояние ;

U — начальное передаточное С" число;

z, ()((p, — — я1П z, <<< ), <

1263941

+ — соз z,y, Uo

+ — coezд, — 1

Uo — " (1

ZQ сo""ý z (p )

Ь = а

W межосевое расстояние; числа зубьев соответственно ведущего и ведомого. колес; начальное передаточное число где а, у 7, 10

2, 1 I — + (— — —, )((g,— — н1П 2 ()

U z, U, У<,g где х,, у,д

-Ь ° З1П <Р,д

- абсцисса и ордината точек профилей эуб»ев колес; — угловые координаты соответственно ведущего и ведомого колес

Составитель A. Верховский

Редактор Н. Слободяник Техред П.СердюконаКорректор С. Черни

Заказ 5544/37

Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Гасударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4 5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, Изобретение относится к машино.строению и приборостроению, в частности к зубчатым передачам с переменным передаточным числом и может быть использовано в качестве зубчатых передач часовых механизмов.

Целью изобретения является ноны шение надежности .и долговечности пу,тем исключения динамических нагрузок в начале и конце периода зацепления зубьев.

На чертеже приведена схема зубчатой передачи.

Зубчатая передача содержит составные зубчатые колеса 1 и 2, зацепляющиеся друг с другом посредством зубьев .3 и 4. Профиль Р„К, зуба 3 колеса 1 сопряжен с профилем РрК зуба 4 колеса 2. На чертеже О< и 0 — геометрические оси колес 1 и 2; Рр начальное положение полюса зацепления; О<, x, у — система координат, (Э" (Ф жестко связанная с зубчатым колесом

О, х, у — система координат, жестко связанная с зубчатым колесом

2. Вторые части зубчатых колес, выполненные идентично первым, показаны на чертеже пунктиром, м,, Я угловые скорости зубчатых колес, М,5 и М И вЂ” профили зубьев колес ,1 и 2, Профили зубьев колес выполнены в виде участков кривых, определенных по зависимостям х, Ь соз ц,д, При работе зубчатой передачи равномерное вращение зубчатого колеса 1 вокруг оси О, с угловой скоростью Q< преобразуется н неравномерное вращение зубчатого колеса 2 вокруг оси 0 с угловой скоростью 63< в результате зацепления профилей P К, и P К зубьев 3 и 4 перных частей колес 1 и 2.

При этом каждое зубчатое колесо ppsoрачивается на половину углового шага.

Затем в зацепление вступают вторые

, части зубчатых колес l и 2 с профилями зубьев M N и М И . Так как точки контакта сопряженных профилей

P К, и Р К, M,N, и М И„ постоянно совпадают с полюсом зацепления, то их скольжение отсутствует, и относительное движение сводится к чистому

35 качению этих профилей.

Зубья колес описанной зубчатой передачи могут быть изготовлены на существующем оборудовании, например на эубодолбежном станке, методом об40 ката долбяком, идентичным ведущему колесу передачи при соответствующем угловом перемещении (p определяемом, по приведенной зависимости.