Датчик составляющей скорости ветра
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к измерительной технике и позволяет обеспечить его работоспособность в условиях воздействия линейных ускорений . С корпусом 1 шарнирно штифтами соединены кронштейны 7, к которым пружинами 12 поджаты упорные кольца 11. Действующая вдоль оси датчика составляющая скорости ветра раскручивает лопасти 13 крыльчаток 5 вместе с корпусом 1, угловая скорость которого измеряется системой 6 регистрации. Лопасти 13 вьтолнены в виде прямоугольных пластин, размещенных под углом к плоскости размещения штифтов и кронштейнов. Крыпьчатки 5 разнесены друг от друга на величинуj превышающую длину их лопастей, а сами лопасти симметрично смещены относительно оси вращения на величину, превышаел ющую их толш;ину. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (19) (и) (бд С 01 Р 5/oe
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
В- ЗНл
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Ц,;,„13 I
К Д ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ЙФЫ 4б 1Ц Д (21) 3772469/24-10 (22) 13.07.84 (46) 15.10.86. Бюл. К - 38 (72) С.И. Девяткин, А.П. Караваев, В.П. Карягин, В.М. Линкин, К.M. Пичхадзе и А.В. Тертерашвили (53) 532.574(088.8) (56) Кочурин Л.Г. Электрические измерения аэрофизических величин. M.;
Высшая школа, 1967, с. 191.
Политехнический словарь/Под ред.
А.Ю. Ишлинского. М.: Сов.энциклопедия, 1980, с. 26. (54) ДАТЧИК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СКОРОСТИ
ВЕТРА (57) Изобретение относится к измерительной технике и позволяет обеспечить его работоспособность в условиях воздействия линейных ускорений. С корпусом 1 шарнирно штифтами соединены кронштейны 7, к которым пружинами 12 поджаты упорные кольца 11.
Действующая вдоль оси датчика составляющая скорости ветра раскручивает лопасти 13 крыльчаток 5 вместе с корпусом 1, угловая скорость которого измеряется системой 6 регистрации.
Лопасти 13 выполнены в виде прямоугольных пластин, размещенных под углом к плоскости размещения штифтов и кронштейнов. Крыпьчатки 5 разнесены друг от друга на величину, превышающую длину их лопастей, а сами лопасти симметрично смещены относитель- Ж но оси вращения на величину, превышающую их толщину. 2 з.п. ф — лы, 5 ил.
1264080
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использова25
Крыльчатки 5 выполнены в виде вось. ми прямоугольных пластин 13,, образующих две, внутреннюю 14 и внешнюю 15, прямоугольные телескопические приз— мы (фиг. 2), охватывающие корпус
40 при этом оси 10 и пластины 13 ориено тированы между собой под углом 45 (фиг. 3), а кронштейны 7, лежащие в разных поперечных плоскостях 8 и 9 и на одной образующей корпуса 1, ñîå45 динены со смежными пластинами 13, а пластины внутренней 14 и внешней 15 призм соединены соответственно с кронштейнами 7 разных плоскостей 8 и 9. Стяжная лента 16 (фиг. 1) удерживает пластины 13 крыльчаток 5 в сложенном состоянии. Крыльчатки 5 разнесены одна от другой на величину, превышающую длину пластин крыльчаток.
При этом пластины верхней и нижней крыльчаток 5 симметрично смещены относительно оси вращения на величину, превышающую толщину пластин. но для измерения скорости ветра.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей датчика путем обеспечения его работоспособности после воздействия на него линейных ускорений и повышение чувствительности датчика.
На фиг. 1 представлена конструкция датчика в сложенном состоянии; на фиг, 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг, 3 — конструкция датчика, рабочее положение; на фиг. 4 — вид Б на фиг. 3; на фиг. 5 — сечение В-В на фиг. 3.
Датчик скорости ветра содержит цилиндрический корпус 1, установленный на державке 2 при помощи подшипников 3 шарнирно относительно их продольной оси 4, крыльчатки 5 и систему 6 регистрации угловой скорости вращения цилиндрического корпуса (фиг. 3). Дополнительно датчик снабжен кронштейнами 7, размещенными в двух разнесенных поперечных корпусу
1 плоскостях 8 и 9. Кронштейны 7 шарнирно соединены с корпусом 1 при помощи штифтов 10, лежаших в плоскостях 8 и 9 и образующих квадрат.
Датчик снабжен двумя упорными кольцами 11, телескопически установленными на корпусе 1 и взаимодействующими с кронштейнами 7 при помощи пружины 12 (фиг. 3) .
Датчик составляющей скорости ветра работает следующим образом.
Во время воздействия больших линейных перегрузок, в исходном состоянии крыльчатки 5 датчика сложены и образуют две прямоугольные призмы 14 и 15, при этом пластины внутренней призмы 14 опираются на корпус 1, а пластины внешней призмы 15 лежат на внутренней призме. Пружины 12 находятся в сжатом состоянии, а кольца
11 подпружинены к кронштейнам 7. Таким образом, сложенный датчик представляет собой жесткую конструкцию способную выдержить большие линейные нагрузки. При введении датчика в рабочее положение стяжная лента 16, удерживающая датчик, снимается и от усилия пружин 12 пластины 13 крыльчаток 5 раскрываются и фиксируются о под углом 45 к плоскостям 8 и 9 (фиг. 3). Составляющая скорости ветра, действующая вдоль оси датчика, раскручивает пластины 13 крыльчаток 5 вместе с цилиндрическим корпусом 1, при этом осуществляется измерение угловой скорости вращения корпуса 1 системой 6 регистрации.
Влияние(боковой составляющей скорости ветра, действующей перпендикулярно оси датчика, равно нулю. Это достигается тем, что в проекции на вертикальной плоскости (фиг. 3 и 4) pàòчик симметричен относительно оси 4.
Сила, действующая на пластины 13 крыпьчаток, расположенные справа и слева от оси 4, равны, и раскручивающий момент отсутствует.
Формула изобретения
1. Датчик составляюшей скорости ветра, содержащий цилиндрический кор— пус, установленный на державке при помощи подшипников, крыльчатку с четным числом лопастей и систему регистрации угловой скорости вращения, отличающийся тем, что, с целью обеспечения его работоспособности в условиях воздействия линейных ускорений, он снабжен кронштейнами, расположенными в плоскости,,перпендикулярной оси вращения цилиндрического корпуса, штифтами, размещенными в той же плоскости, шарнирно соединяющими кронштейны с корпусом и образующими правильный многоугольник, а также упорным кольцом и пружиной, 1264080 телескопически установленными на корпусе при этом кольцо при помощи пружины поджато к кронштейнам, лопасти крыпьчатки выполнены в виде прямоугольных пластин, расположенных под углом к плоскости размещения штифтов и кронштейнов, а величина угла и количество пластин крыльчатки удовлетворяет соотношению
d=— и где d — угол .наклона пластин к плоскости размещения штифтов и кронштейноВ;, <5 и — число пластин крыльчатки.
2. Датчик по и. 1, о ò ë è ÷ а— ю шийся тем, что крыпьчатка содержит четыре пластины, расположенные под углом 45 к плоскости размеще- 20 ния штифтов и кронштейнов.
3. Датчик по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения чувствительности, он снабжен дополнительной идентичной крыльчаткой, удаленной от основной крыльчатки на расстояние, превышающее длину пластин, и расположенной параллельно ей, дополнительными кронштейнами, расположенными в плоскости перпендикулярной оси вращения цилиндрического корпуса, дополнительными штифтами, размещенными в той же плоскости, шарнирно соединенными с корпусом дополнительными кронштейнами и образующими правильный многоугольник, а также дополнительными упорным кольцом и пружиной, телескопически установленными на корпусе, при этом дополнительное кольцо посредством дополнительной пружины поджато к дополнительным кронштейнам, а пластины основной и дополнительной крыльчаток симметрично смещены относительно их оси вращения на величину, превышающую толщину пластин.
1264080
Составитель Ю. Власов
Техред М.Ходанич Корректор Л Пилипенко
Редактор С. Лисина
\ ф
Заказ 5554/44 Тираж 778 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35„ Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4