Устройство для управления синхронным электроприводом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в системах возбуждения синхронных машин . Целью изобретения является повышение надежности синхронного электропривода в режимах пуска и самозапуска путем увеличения среднего асинхронного момента, снижения пусковых потерь и повьшение КПД. Обмотка возбуждения 3 синхронной машины 1 питается от преобразователя 4. По сигналам с блока 10 управления гасящим 7 и пусковыми 15, 19, 20 тиристорами с блока 22 измерения частоты ЭДС, а также соответствующих датчиков обеспечивается такой режим работы (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (бц 4 Н 02 P 9/12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 13
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3780651/24-07 (22) 06.08.84 (46) 15.10.86. Бюл. N - 38 (71) Днепродэержинский ордена Трудового Красного Знамени индустриальный институт им. M.È. Арсеничева (72) В.Б. Низимов и С.В. Колычев (53) 621.313.3.322.064.4(088.8) (56) боколов М.M. Автоматизированный электропривод общепромышленных механизмов. 3-е изд., перераб. и доп.
М.: Энергия, 1976, с. 391-393.
Авторское свидетельство СССР
9 961093, кл. Н 02 P 9/12, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИНХРОННЬ1М ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ (57} Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в системах возбуждения синхронных машин. Целью изобретения является повышение надежности синхронного электропривода в режимах пуска и самоэапуска путем увеличения среднего асинхронного момента, снижения пусковых потерь и повышение КПД. Обмотка возбуждения 3 синхронной машины 1 питается от преобразователя 4. По сигналам с блока 10 управления гасящим
7 и пусковыми 15, 19, 20 тиристорами с блока 22 измерения частоты ЭДС, а также соответствующих датчиков обеспечивается такой режим работы
1264297 управления емкостными элементами (конденсаторами 5 и 21), при котором достигается поставленная цель. Параллельное соединение конденсаторов
5 и 21 при пуске и последовательное их соединение в режиме гашения поля
Изобретение относится к электротехнике, а более точно к электрическому приводу с синхронными машинами и системам возбуждения последних, Целью изобретения является повышение надежности синхронного электропривода в режимах пуска и самозапуска путем увеличения среднего асинхронного момента, снижения пусковых потерь и повышения коэффициен.та полезного действия.
На фиг. 1 представлена принципи- альная схема устройства управления синхронным электроприводом; на фиг.2электрическая схема блока измерения частоты ЭДС скольжения и схема блока управления гасящим и пусковыми ти1 ристорами.
Устройство управления синхронным электроприводом (фиг. 1) содержит синхронную электрическую машину 1, первый вывод 2 обмотки 3 возбуждения которой подключен к минусовому выходу преобразователя 4 с управляемыми вентилями; первый коммутирующий конденсатор 5, соединенный первым выводом с вторым выводом 6 обмотки 3 возбуждения, а вторым — с катодом гасяшего тиристора 7, управляющий электрод которого через первый ключ
8, входом управления связанный с первым выходом 9 блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами, и первую токоограничивающую цепь ll, состоящую, например, из диода 12 и стабилитрона 13, соединен с анодом гасящего тиристора 7; первый пускозарядный резистор 14, первым выводом подключенный к минусовому выходу преобразователя с управляемыми вентилями и соединенный вторым выводом с анодом первого пускового тиристора 15; блок 16 управления преобразователем и электроприводом, пускоза5
40 позволяет выбрать оптимальное соотношение параметров двигателя в различных режимах работы с обеспечением необходимого быстродействия и допустимого уровня перенапряжения на обмотке возбуждения. 2 ил. щитную цепь 17, подключенную параллельно обмотке возбуждения 2 и состоящую из последовательно соединенных второго пускозарядного резистора 18, встречно-параллельно включенных второго 19 и третьего 20 пусковых тиристоров и второго коммутирующего конденсатора 21, причем первый вывод второго коммутирующего конденсатора
21 подключен к минусовому выходу преобразователя 4 с управляемыми вентилями, а второй вывод через встречно-параллельно включенные второй 19 и третий 20 пусковые тиристоры связан с первым выводом второго пускозарядного резистора 18, второй вывод которого подключен к второму выводу
6 обмотки возбуждения 3; блок 22 измерения частоты ЭДС скольжения, подключенный первым входом 23 к первому выводу 3 обмотки возбуждения 2, а вторым входом 24 — к второму выводу
6 обмотки возбуждения 3 синхронной машины 1; реле 25 контроля тока преобразователя 4 с управляемыми вентилями, первый вывод которого подключен к плюсовому выходу преобразователя
4 с управляемыми .вентилями, второй вывод реле 25 контроля тока преобразователя 4 с управляемыми вентилями объединен с первым выводом первого коммутирующего конденсатора 5 и вторым выводом второго пускоэарядного резистора 18.
Первый пусковой тиристор 15 включен встречно-параллельно гасящему ! тиристору 7, анод которого подключен к общей точке соединения второго вывода второго коммутирующего конденсатора 21, анода второго 19 и катода третьего 20 пусковых тиристоров.управляющий электрод первого пускового тиристора 15 через второй ключ 26, входом управления связанный с вторым
1264297 выходом 27 блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами, и вторую токоограничивающую цепь 28, например, состоящую из диода 29 и стабилитрона 30, соединен с анодом первого пускового тиристора 15; управляющий электрод второго пускового тиристора 19 через третий ключ 31, входом управления связанный с третьим выходом 32 блока 16 управления гася- 10 щим и пусковыми тиристорами, и третью токоограничивающую цепь 33, состоящую, например, из диода 34 и стабилитрона 35, соединен с анодом второго пускового тиристора 19; управ- 15 ляющий электрод третьего пускового тиристора 20 через четвертый ключ 36, входом управления связанный с четвертым выходом 37 бло:a 10 управления
:гасящим и пусковыми тиристорами, и 20 четвертую токоограничивающую цепь
38, состоящую, например, из диода
39 и стабилитрона 40, соединен с анодом третьего пускового тиристора 20.
Параллельно первому ключу 8, связанному с управляющим электродом гасящего тиристора 7, подключены последовательно соединенные пятый ключ
41, входом управления связанный с выходом реле контроля тока преобра- 30 эователя 4 с управляемыми вентилями, и шестой ключ 42, входом управления связанный с первым выходом 43 блока
16 управления преобразователем и электроприводом, включенным в цепь якорной обмотки синхронной машины 1.
Управляющие электроды вентилей преобразователя 4 через первую группу ключей 44, входом управления связанных с пятым выходом 45 блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами, и вторую группу ключей 46, входом управления связанных с вторым выходом
47 блока 16 управления преобразова-телем и электроприводом, соединены 45 с устройством импульсно-фазового управления, входяа;им в состав преобразователя 4 с управляемыми вентилями (на фиг. 1 не показано). Третий выход 48 и четвертый выход 49 блока 16 управления преобразователем и электроприводом подключены соответственно к первому 50 и второму 51 входам блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами; третий 52, четвер- тый 53 и пятый 54 входы и шестой 55, седьмой 57 и девятый 58 выходы блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами соединены соответственно с первым 59, вторым 60 и третьим
61 выходами и третьим 62, четвертым
63, пятым 64 и шестым 65 входами блока 22 измерения частоты ЭДС скольжения.
Блок 22 измерения частоты ЭДС скольжения (фиг, 2) выполнен в виде последовательно соединенньгх опорного динистора 66 и токоограничивающего резистора 67, свободный вывод которого связан с вторым входом 23 блока
22 измерения частоты ЭДС скольжения, а анод опорного динистора 66 объединен с катодом шунтирующего диода 68 анодами первого 69, второго 70, третьего 71 зарядных диодов и подключен к первому входу 24 блбка 22 измерения частоты ЭДС скольжения, к общей точке соединения катода опорного динистора 66 и токоограничивающего резистора 67 подключен первый вывод регулировочного резистора,72, второй вывод которого соединен с первым выводом измерительного конденсатора
73, второй вывод которого подключен к аноду опорного динистора 66. К общей точке соединения измерительного конденсатора 73 и регулировочного резистора 72 подключены анод шунтирующего диода 68, первые выводы первого 74, второго 75 и третьего 76 зарядных конденсаторов и первые выводы первого 77, второго 78 и третьего
79 зарядных резисторов. Второй вывод первого зарядного конденсатора 74 соединен с катодом первого зарядного диода 69, к общей точке которых
1 подключены анод первого динистора 80, катод которого через диодный вход первого тиристорного оптрона 81, диодный выход которого связан с первым выходом 59 блока 22 измерения частоты ЭДС скольжения, и седьмой ключ
82, входом управления связанный с шестым входом 65 блока 22 измерения частоты ЭДС скольжения, соединен с вторым выводом первого зарядного резистора 77, второй вывод второго sa-.. рядного конденсатора 75 соединен с катодом второго зарядного диода 70, к общей точке которых подключен анод второго динистора 83, катод которого через диодный вход второго тиристорного оптрона 84, диодный выход которого связан с вторым выходом 60 блока 22 измерения частоты ЭДС скольжения, восьмой ключ 85, входом
264297 точке которых подключен анод третьего и третье 93 исполнительные реле. Вто5 управления связанный с пятым входом
64 блока 22 измерения частоты ЭДС скольжения, и девятый ключ 86, вхо дом управления связанный с четвертым входом 63 блока 22 измерения частоты
ЭДС скольжения, соединен с вторым выводом второго зарядного резистора
78, второй вывод третьего зарядного конденсатора 76 соединен с катодом третьего зарядного диода 71, к общей динистора 87, катод. которого через диодный вход третьего тиристорного оптрона 88, диодный выход которого связан с третьим выходом 6! блока
22 измерения частоты ЭДС скольжения, и десятый ключ 89, входом управления связанный с третьим входом 62 блока
22 измерения частоты ЭДС скольжения, соединен с вторым выводом третьего зарядного резистора 79.
Блок 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами (фиг, 3) выполнен в виде источника 90 постоянного напряжения, например диодного выпрямителя, входом подключенного к независимой сети переменного тока, или гальванического элемента, к плюсовому выходу которого подключены первыми выводами первое 9! второе 92 рой вывод первого исполнительного реле 91 через тиристорный выход первого тиристорного оптрона 81, тиристорный вход которого связан с третьим входом 52 блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами, соединен с первым выводом одиннадцатого ключа 94, входом управления связанного с вторым входом 51 блока ll управления гасящим и пусковыми тиристорами„ второй вывод одиннадцатого ключа 94 подключен к минусовому выходу источника 90 постоянного напряжения. Второй вывод второго исполнительного реле 92 через двенадцатый ключ 95, входом управления связанный с первым выходом 96 третьего исполнительного реле, и тиристорный выход второго тиристорного оптрона 84, тиристорным входом связанным с четвертым входом 53 блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами, соединен с первым выводом одиннадцатого ключа 94. Второй вывод третьего испслнительного реле 93 через тринадцатый ключ 9.$, входом управления связанный с первым входом 50 блока 10
55 управления гасящим и пусковыми тиристорами, и тиристорный выход третьего тиристорного оптрона 88, тиристорным входом связанным с пятым входом 54 .блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами, соединен с первым выводом одиннадцатого ключа
94. Причем первый 98, второй 99. и третий 100 выходы первого исполнительного реле 91 соответственно связаны с третьим 32, четвертым 37 и девятым 58 выходами блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами, Первый 101, второй 102 и третий
103 выходы второго исполнительного реле 92 соответственно связаны с первым 9, вторым 27 и восьмым 57 выходами блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами. Второй 104, третий 105 и четвертый 106 выходы третьего исполнительного реле 93 соответственно связаны с пятым 45, седьмым 56 и шестым 55 выходами блока 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами.
Блок 16 управления преобразователем и электроприводом (фиг, 1) содержит коммутационный аппарат 107, первый 108, второй 109 и третий 110 выходы которого соответственно связа ны с первым 43, вторым 47 и третьим
48 выходами блока 16 управления преобразователем и электроприводом, а четвертык выход 111 коммутационного аппарата 10 связан с входом управления третьей группы ключей
112, включенных в цепь якорной обмотки синхронной машины 1, Первый вход 113 коммутационного аппарата
107 соединен с первым выходом 114 блока 115 задания„ второй вход 116 коммутационного аппарата 107 через реле 117 нулевого напряжения и измерительные трансформаторы 118 напряжения соединен с якорной обмоткой синхронной машины 1, с которой также через трансформаторы 119 тока и реле
120 максимального тока соединен третий вход 121 коммутационного аппарата !079 а второй выход 122 блока 115 задания соединен с четвертым выходом
49 блока 16 управления преобразователя и электроприводом.
В качестве коммутационного аппарата !07 блока 16 может быть применен масляный выключатель или электромагнитный контактор в зависимости от напояжеиия сети переменного тока с
12642 пружинно-грузовым, соленоидным или иным приводом с силовыми ключами и ключами управления.
Преобразователь 4 с управляемыми вентилями может быть как симметрич- 5 ным, так и полууправляемым и снабжен системой импульсно-фазового управления, которая может быть выполнена на полупроводниковых или других элементах. 10
Трансформатор напряжения 118 совместно с реле 117 нулевого напряжения осуществляет нулевую защиту синхронного электропривода и воздействует либо на механизм свободного 15 расцепления, либо на соленоид отключения или на другое подобное отключающее устройство. Трансформаторы тока 119 совместно с реле 120 макси мального тока осуществляют максималь- N но-токовую защиту и воздействуют на отключающее устройство коммутационного аппарата 107.
Реле 25 контроля тока преобразо вателя с управляемыми вентилями может быть электромагнитным, герконовым или иным подобным устройством.
В качестве блока 115 задания может быть применена кнопочная станция, пружинно-грузовой, соленоидный, ры- 30 чажный или иной привод в зависимости от типа и конструкции коммутационного аппарата 107. Кроме того, блок задания 107 управляет ключом 94, включенным в блок 10 управления гасящим и пусковыми тиристорами. Ключ 94 приводит исполнительные реле 91-93 в исходное (обеспеченное) состояние перед очередным пуском или самоэапуском привода.
Устройство может быть дополнено блоком автоматического регулирования возбуждения, вход которого связан с трансформаторами тока 119 и напряжения 118 статорной цепи, а выход — 45 с системой управления вентилями преобразователя 4, кроме того, устройство может быть дополненс схемой автоматического повторного включения (АПВ) и схемой автоматического вклю- 5О чения резерва (АВР), выходные сигналы которых подаются на блок 115 задания. Коммутирующие конденсаторы
5 и 21 могут иметь одинаковую величину емкости, либо отличаться в отношении 1:100 в любую сторону.
Величины пускозарядных резисторов
14 и 18 принимаются в пределах (397 8
20)-кратной по отношению к активному сопротивлению обмотки возбуждения и могут иметь одинаковую величину, либо отличаться в отношении 1:10 в любую сторону. Кроме того, в качестве пускоэарядных резисторов может быть использовано сопротивление проводов, кабелей или шин.
В качестве исполнительных реле
91-93 могут быть применены герконовые, электромагнитные или бесконтактные реле.
Величина напряжения пробоя динисторов 80, 83 и 87 определяется частотой вращения ротора, при которой необходимо производить коммутацию роторной цепи.
Устройство управления синхронным электроприводом работает следующим о образом (фиг. 1, 2).
В исходном состоянии ключи 8,26, 31,36, 41,44, 46, 94, 97, 112 раэомк нуты, а ключи 42,82, 85, 86, 89,95 замкнуты. Напряжение на конденсаторах
5 и 21 отсутствует. На зажимах источника постоянного напряжения 90 имеет ся напряжение.
Для асинхронного пуска синхронной машины 1 коммутационным аппаратом
107 блока 16 управления преобразователем и электроприводом по сигналу блока 115 замыкается группа ключей
46, 94, 97 и 112, размыкается ключ 42 в цепи управления гасящим тиристором 7 и на статор синхронной мапяны 1 подается напряжение переменного тока. Пусковой ток от ЭДС обмотки возбужцения замыкается через последовательно включенные первый коммутирующий конденсатор 5 и нускозарядный резистор 14, что приводит к емкостной компенсации инцуктивности по продольной оси эквивалентной схемы замещения машины и возрастанию асинхронного момента по отношению к резис.торному режиму-пуска. Одновременно на блок 22 измерения частоты ЭДС скольжения поступает напряжение от
ЭДС обмотки возбуждения 3 переменной частоты и амплитуды. Для выделения сигнала, пропорционального частоте скольжения опорным динистором 66, поддерживается заданный уровень амплитуды напряжения на измерительной цепи, состоящей из последовательно включенных конденсатора 73 и резисто" ра 72. В свою очередь напряжение на конденсаторе 73 определяется реактив1 264297
10 ным сопротивлением последнего, зависящим от частоты ЭДС скольжения, Поэтому зарядные конденсаторы 74-76 заряжаются соответственно через диоды
69-71 до напряжения конденсатора 73.
При достижении заданной частоты
ЭДС скольжения и, соответственно, уровня напряжения на этих конденса-. торах пробивается динистор 80 и на диодный вход тиристорного оптрона 1О
81 поступает сигнал, обусловленный разрядом конденсатора 74 через динистор 80, диодный вход оптрона 81, ключ 82 и резистор 77, что приводит к срабатыванию исполнительного реле 15
91 через тиристорный выход первого оптрона 81 При этом размыкается ключ 82, замыкаются ключи 31 и 36 первого исполнительного реле 71,связанные с выходами 32 и 37 блока 10, 20 что приводит к включению тиристоров
19 и 20 и к параллельному подключению пускозащитной цени 17, к конденсатору 5 и резистору 14. Это ведет к возрастанию пускового тока ротора, 25 увеличению асинхронного момента машины, причем распределение пускового тока обмотки возбуждения по параллельным контурам определяется обратно-пропорционально сопротивлениям ЗО этих контуров.
По мере снижения частоты ЭДС ротора продолжает возрастать напряжение на зарядных конденсаторах и при достижении напряжения пробоя динистора 5
83 включается оптрон 34 от тока разряда конденсатора 75, что приводит к включению второго исполнительного реле 92. При этом размыкается ключ
85 реле 92, замыкаются ключи 8 и 26 4О в цепи гасящего 7 и первого пускового
15 тиристоров и обмотка возбуждения замыкается на резисторы 14 и 18, за
, счет чего происходит поддержание асинх,ронного момента. При достижении подсинхронной скорости ротором напряжение на конденсаторе 76 достигает напряжения пробоя динистора 87, в ре,зультате чего включается оптрон 88 и срабатывает третье исполнительное реле 93. При срабатывании реле 93 размыкаются его ключи 86, 89 и 95, замыкается ключ 44, связанный с выходом 45 блока .10, происходит отключение тиристоров 7 и 15. На управ-55 ляющие электроды вентилей преобразователя 4 поступают управляющие импульсы и на выходе преобразователя
4 появляется выпрямленное напряжение.
Причем, благодаря шунтирующему диоду 68 срабатывание реле 93 и подача импульсов на преобразователь 4 происходит в.тот момент, когда ЭДС скольжения действует в контуре возбуждения согласно с выпрямленным напряжением. Это облегчает вхождение двигателя в синхронизм. При синхронизации машины 1 от преобразователя
4 происходит заряд конденсатора 5 через резистор 14, а конденсатора 21 через резистор 18 и тиристор 20 напряжением необходимой полярности, указанной иа фиг. 1. Кроме того, срабатывает реле 25, замыкает ключ
41, подготавливая цень управления гасящего тиристора 7 к его включению.
Гашение магнитного поля синхронной машины осуществляется следующим образом.
С помощью коммутационного аппарата 107 по сигналам реле нулевого напряжения 117 и максимального тока
120 либо от блока, задания 115 третий группой ключей 112 отключается статор синхронной машины от сети, ключом 46 снимаются управляющие импульсы с вентилей преобразователя 4 и замыкается ключ 42 в цейи управления гасящим тиристором 7, Кроме того, размыкается ключ 97, лишая питания третье исполнительное реле 93. При этом включается гасящий тиристор 7 от предварительно заряженного второ" го коммутационного конденсатора 21 по цепи: плюсовая обкладка конденсатора 21 — токоограничивающая цепь
11 - ключ 42 — ключ 41 — управляющий переход тиристора 7 - резистор 14— минусовая обкладка конденсатора 21.
При включении гасящего тиристора 7 встречным суммарным напряжением предварительно"заряженных коммутирующих конденсаторов 5 и 21 принудительно запирается преобразователь 4. При закрытии управляемых вентилей преобразователя 4 выключается реле 25, разрывая цепь управления гасящего тиристора 7, и образуется контур гашения, состоящий из обмотки возбуждения 3, коммутирующего конденсатора
21, гасящего тиристора 7, коммутирующего конденсатора 5, обмотки возбуждения 3, что приводит к быстрому спаданию тока в этом контуре до нулевого значения и переэаряду .коммути1264297
12 рующих конденсаторов 5 и 21. При достижении током нулевого значения перезарядный первый коммутирующий конденсатор 5 положительным потенциалом выключает гасящий тиристор 7, в результате чего конденсаторы 5 и 21 оказываются включенными параллельно друг другу и обмотке возбуждения и между ними происходит мгновенное вы.равнивание напряжений. После выравнивания напряжений коммутирующий конденсатор 5 разряжается на обмотку возбуждения 3 через резистор 14, а конденсатор 21 — через резистор 18 и тиристор 20, что приводит к изме- 15 нению направления тока в обмотке возбуждения 3 и быстрому уменьшению магнитного потока синхронной машины
1, в результате чего резко снижается или ликвидируется протекание токов 20 короткого замыкания в обмотках статора. Устройство приходит в исходное состояние.
При крат;<овременных и глубоких посадках напряжения или его исчезно- 25 вении происходит интенсивное гашение поля возбуждения, аналогично описанному. После восстановления напряжения происходит самозапуск машины.
Таким образом, пусковые режимы 30 синхронного электропривода обеспечиваются емкостными элементами устройства управления, что приводит к возрастанию среднего пускового момента, снижению пусковых потерь, повышению
КПД и надежности электропривода.Кроме того, параллельное соединение конденсаторов при пуске и последовательное соединение последних в режиме гашения поля позволяет выбрать on- 0 тимальное соотношение параметров двигателя -при пуске и обеспечить необходимое быстродействие устройства при гашении поля с сохранением допустимого уровня перенапряжений на обмотке 15 возбуждения.
Формула и э о б р е т е н и я
Устройство для управления синх- 10 ронным электроприводом, содержащее синхронную электрическую машину,первый вывод обмотки возбуждения которой подключен к минусовому выходу преобразователя с управляемыми вентилями, > коммутирующий конденсатор, соединенный первым выводом с вторым выводом . обмотки возбуждения, а вторым — с катодом гасящего тиристора, управляющий электрод которого через первый ключ, входом управления связанный с первым выходом блока управления гасящими пусковыми тиристорами,и первую токоограничивающую цепь соединен с анодом гасящего тиристора, первый пускозарядный резистор„ первым выводом подключенный к минусовому выходу преобразователя с управляемыми вентилями и соединенный вторым выводом с анодом первого пускового .тиристора, блок управления преобразователем и электроприводом, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения надежности синхронного электропривода в режимах пуска и самоэапуска путем увеличения среднего асинхронного момента,,снижения пусковых потерь и повышения КПД устройства, в него дополнительно введены пускозащитная цепь, подключенная параллельно обмотке возбуждения и состоящая из последовательно соединенных второго пускозарядного резистора, встречно-параллельно включенных второго и третьего пусковых тиристоров и второго коммутирующего конденсатора, причем первый вывод второго коммутирующего конденсатора подключен к минусовому выходу преобразователя с управляемыми вентилями, а второй вывод через встречнопараллельно включенные второй и тре" тий пусковые тиристоры связан с первым выводом второго пускозарядного резистора, второй вывод которого подключен к второму .выводу обмотки возбуждения, блок измерения частоты ЭДС скольжения, подключенный первым входом к первому выводу обмотки возбуждения, а вторым входом — к второму выводу обмотки возбуждения синхронной
I машины, реле контроля тока преобразователя с управляемыми вентилями, первый вывод которого подключен к плюсовому . выходу преобразователя с управляемыми вентилями, второй вывод реле контроля тока преобразователя с управляемыми вентилями объединен с первым выводом первого коммутирующего конденсатора и вторым выводом второго пускозарядного резистора, причем первый пусковой тиристор включен встречно-параллельно гасящему тиристору, анод которого подключен к общей точке соединения второго вывода второго коммутирующего конденсатора, анода второго и катода третьего пусковых
1З l2642 тиристоров, управляющий электрод .первого пускового тиристора через второй ключ, входом управления, связанный с вторым выходом блока управления гасящим и пусковым тиристорамир и Вторую 5 токоограничивающую цепь соединен с анодом первого пускового тиристора, управляющий электрод второго пусковогс тиристора через третий ключ, входом управления связанный с третьим 10 выходом блока управления гасящим и пусковыми тиристорами, и третью токоограничивающую цепь соединен с анодом второго пускового тиристора, управляющий электрод третьего пускового 15 тристора через четвертый ключ, входом управления связанный с четвертым выходом блока управления гасящим и пусKoBblMH тиристорами,и четвертую токоограничивающую цепь соединен с ано- 20 дом третьего пускового тиристора, параллельно первому ключу, связанному с управляющим электродом гасящего тиристора, подключены последовательно соединенные пятый ключ, входом управ-25 ления связанный с выходом реле контроля тока преобразователя с управляемыми вентилями, и шестой ключ, входом управления связанный с первым выходом блока управления преобразователя и электроприводом, включенным в цепь якорной обмотки синхронной машины, управляющие электроды вентилей преобразователя через первую группу ключей по числу каналов управления, входом управления связанных с пятым выходом блока управления гасящим и пусковыми тиристорами, и вторую группу ключей, входом управления связанных с вторым выходом 40 блока управления преобразователем и электроприводом, соединены с устройством импульсно-фазового управления преобразователя с управляемыми вентилями, третий и четвеРтый выходы 4> блока управления преобразователем и электроприводом подключены соответственно к первому и второму входам блока управления гасящим и пусковыми тиристорами, третий, четвертый и пятый входы и шестой, седьмой, восьмой и девятый выходы которого соединены соответственно с первым, вторым и третьим выходами и третьим, четвертым, пятым и шестым входами блока измерения частоты ЭДС скольжения,выпол. енного в виде последовательно, соединенных опорного динистора и то97 14 коограничивающего резистора, свободный вывод которого связан с вторым входом блока измерения частоты ЭДС скольжения, а анод опорного динистора объединен с катодом шунтирующего диода и анодами первого, второго, третьего зарядных диодов и подключен к первому входу блока измерения частоты ЭДС скольжения, к общей точке соединения катода опорного динистора и токоограничивающего резистора подключен первый вывод регулировочного резистора, второй вывод которого соединен r. первым выводом измерительного конденсатора, второй вывод которого подключен к аноду опорного динистора, к общей точке соединения измерительного конденсатора и регулировочного резистора подключены анод шунтирующего диода, первые выводы первого, второго и третьего зарядных конденсаторов и первые выводы первого, второго и третьего зарядных резисторов, причем второй вывод первого зарядного конденсатора соединен с катодом первого зарядного диода, к общей точке которых подключен анод первого динистора, катод которого через диодный вход первого тиристорного оптрона, диодный выход которого связан с первым выходом блока измерения частоты
ЭДС скольжения, и седьмой ключ, входом управления связанный с шестым входом блока измерения частоты ЭДС скольжения, соединен с вторым выводом первого зарядного резистора, второй вывод второго зарядного конденсатора соединен с катодом второго зарядного диода, к общей точке которых подключен анод второго динистора,ка- тод которого через диодный вход второго тиристорного оптрона, диодный выход которого связан с вторым выходом блока измерения частоты ЭДС скольжения, восьмой ключ, входом управления связанный с пятым входом блока измерения частоты ЭДС скольжения, и девятый ключ, входом управления связанный с четвертым входом блока измерения частоты ЭДС скольжения, соединен с вторым выводом второго зарядного резистора, второй вывод третьего зарядного конденсатора соединен с катодом третьего зарядного диода, к общей точке которых подключен анод третьего динистора, катод которого через диодный вход третьего тиристор ного оптрона, диодный выход которого
1264297
16 связан с третьим выходом блока измерения частоты ЭДС скольжения, и десятый ключ, входом управления связанный с третьим входом блока измерения частоты ЭДС скольжения, соединен с вторым выводом третьего зарядного резистора, причем блок управления гасящим и пусковыми тиристорами выполнен в виде источника постоянного напряжения, например диодного выпрямителя, входом подключенного к независимой сети переменного тока, или гальванического элемента, к плюсовому выходу которого подключены первыми выводами первое, второе и третье исполнительные реле, второй вывод первого исполнительного реле через тиристорный выход первого тиристорного оптрона, тиристорный вход которого связан с третьим входом блока управления гасящим и пусковыми тиристорами, соединен с первым выводом одиннадцатого ключа, входом управления связанного с вторым входом блока управления гасящим и пусковыми тиристорами, второй вывод одиннадцатого ключа подключен к минусовому выходу источника постоянного напряжения, второй вывод второго исполнительного реле через двенадцатый ключ, входом управления . связанный с первым выходом третьего исполнительного реле, и тиристорный вь1ход второго тиристорного оптрона, тиристорным входом связанный с четвертым входом блока управления гасящим и пусковыми тиристорами, соединен с первым выводом одиннадцатого ключа, второй вывод третьего исполнительного реле через тринадцатый ключ, входом управления связанный с первым входом блока управления гасящим и пусковыми тиристорами, и тиристорный выход третьего тиристорного оптрона, тиристорным входом связанного с пятым входом блока управления гасящим и спусковыми тиристорами, соединен с первым выводом одиннадцатого ключа, причем первый, второй и третий выходы первого исполнительного реле соответственно связаны с третьим, четвертым и девятым выходами блока угравления гасящим и пусковыми тиристорами, первый, 10 второй и третий выходы второго исполнительного реле соответственно связаны с первым, вторым и восЬмым выходами блока управления гасящим и пусковыми тиристорами, второй, третий
15 и четвертый выходы третьего исполни-. тельного реле соответственно связаны с пятым, седьмым и шестым выходами блока управления гасящим и.пусковыми тиристорами, кроме того, блок управ20 ления преобразователем и электроприводом, в свою очередь, содержит коммутационный аппарат, первый, второй и третий выходы которого связаны соответственно с первым, вторым и тре2S тьим выходами блока управления преобразователем и электроприводом, а четвертый выход коммутационного аппа рата — с входом управления третьей группы ключей, включенных в цепь якорной обмотки синхронной машины, первый вход коммутационного аппарата соединен с первым выходом блока задания, второй вход коммутационного аппарата через реле нулевого напряжения и измерительные трансформаторы напряжения соединен с якорной обмоткой синхронной машины; с которой также через трансформаторы тока и реле максимального тока соединен третий вход коммутационного аппарата, а второй выход блока задания соединен с четвертым выходом блока управления преобразователем и электроприводом.
1264297
Составитель А. Бабак
Редактор К. Волощук Техред В.Кадар
Корректор E. Сирохман
Заказ 5571/55 Тираж б31 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР . по делам изобретений и открытий
113035 Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4