Устройство для крепления седла велосипеда
Иллюстрации
Показать всеРеферат
I. УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ СЕДЛА ВЕЛОСИПЕДА, содержащее подседельную трубу, связанную с трубой седлодержателя, имеющего внутреннюю полость , образованную верхней частью седлодержателя и съемной накладкой, а в полости установлены вкладыши с выполненными в них открытыми секторными полостями и пазами для обхвата ими распор каркаса седла и основной крепежный элемент, пропущенный через основные соосные отверстия накладки и элемента седлодержателя, отличающееся тем, что, с целью повышения технологичности изготовления и надежности фиксации седла в требуемом положении при экстремальных условиях эксплуатации, поверхности указанной полости и наружные поверхности вкладыщей выполнены ступенчатыми с переходными коническими участками для контакта друг с другом, причем между остальными участками ступеней полости и вкладышей имеются зазоры. 2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в верхней части седлодержателя выполнена профильная полость, в которой смонтирован верхний конец трубы седлодержателя , причем внутри конца трубы седлодержателя установлена гайка, через резьбовое отверстие которой пропущен основной крепежный элемент. 3.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что верхняя часть седлодержателя и накладка имеют отогнутые наружу концы в виде приливов, в которых выполнены упомянутые основные отверстия и дополнительные соответственно под основной и аналогичный ему дополнительный крепежный элементы.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 Â 62 J 1 08 р р(нрК дут "т.
И 1а
1,"1 1н
Вру .. а. i
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ е е Ю
11а
Cb
С
Ю
ОО
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3845257/27-11 (22) 16.01.85 (46) 23.10.86. Бюл. № 39 (71) Центральное конструкторско-технологическое бюро велостроения (72) Г. E. Дуганов, Л. А. Бобовников, Н. Г. Коломиец и Д. И. Шишковец (53) 629.118.31(088.8) (56) Патент Японии № 55-48348, кл. В 62 J 1/08, 1981.
Патент Франции № 2413996, кл. В 62 J 1/08, 1978.
Авторское свидетельство СССР № 1230915, кл. В 62 J 1/08, 1984. (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ СЕДЛА ВЕЛОСИПЕДА, содержащее подседельную трубу, связанную с трубой седлодержателя, имеющего внутреннюю полость, образованную верхней частью седлодержателя и съемной накладкой, а в полости установлены вкладыши с выполненными в них открытыми секторными полостями и пазами для обхвата ими распор каркаса седла и основной крепежный элемент, пропущенный через основные соосные отверстия
ÄÄSUÄÄ 1265078 А1 накладки и элемента седлодержателя, отличающееся тем, что, с целью повышения технологичности изготовления и надежности фиксации седла в требуемом положении при экстремальных условиях эксплуатации, поверхности указанной полости и наружные поверхности вкладышей выполнены ступенчатыми с переходными коническими участками для контакта друг с другом, причем между остальными участками ступеней полости и вкладышей имеются зазоры.
2. Устройство по и. 1, отличающееся тем, что в верхней части седлодержателя выполнена профильная полость, в которой смонтирован верхний конец трубы седлодержателя, причем внутри конца трубы седлодержателя установлена гайка, через резьбовое отверстие которой пропущен основной Я крепежный элемент.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что верхняя часть седлодержателя и накладка имеют отогнутые наружу канны а нике приливов, в которых выполнены упомянутые основные отверстия и дополнительные соот- ф ветственно под основной и аналогичный ему дополнительный крепежный элементы.
1265078
Изобретение относится к велостроению, а именно к устройствам для установки и фиксации седел на велосипедах, и может быть использовано в других аналогичных транспортных средствах.
Цель изобретения — повышение технологичности изготовления и надежности фиксации седла в требуемом положении при экстремальных условиях эксплуатации.
На фиг. 1 изображено устройство для крепления седла велосипеда, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1, первый вариант выполнения; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез А-А на фиг. 1; второй вариант выполнения; на фиг. 5 разрез В-В на фиг. 4; на фиг. 6 — устройство общий вид, третий вариант; на фиг. 7 вид Г на фиг. 6; на фиг. 8 -- разрез Д-Д на фиг. 7.
Устройство для крепления седла велосипеда (фиг. 1) содержит седлодержатель .1, переходящий в верхней части в шарнирное соединение в виде цилиндрической полости, образованной верхней частью 2 седлодержател я и накладкой 3.
Внутри полости шарнирного соединения размещены верхний и нижний вкладыши 4, в которых выполнены открытые секторные полости 5 и пазы 6 для охвата распор 7 каркаса седла 8. Полость шарнирного соединения выполнена ступенчатой с коническими переходными участками 9, контактируюгцими с ответными коническими участками поверхности вкладышей 4, Между остальными участками ступенчатых поверхностей вкладышей 4, верхней частью 2 седлодержателя и накладки 3, образующих полость шарнирного соединения, имеются зазоры 10.
Крепежный элемент, например, болт 11 предназначен для фиксации шарнирного соединения и установлен в основном резьбовом отверстии 12, выполненном по продольной оси седлодержателя 1. Резьбовое отверстие 12 выполнено открытым со стороны полости шарнирного соединения.
Открытые секторные полости 5 предназначены для обеспечения углового регулирования положения седла 8. Для установки болта 11 в центральной части накладки 3 и вкладышей 4 выполнено сквозное отверстие. Все основные элементы конструкции изготавливаются литьем под давлением, преимущественно из алюминийсодержащих сплавов.
Устройство (фиг. 1 — 3) работает следующим образом.
При монтаже в центральное отверстие накладки 3 вставляют болт 1. На резьбовую часть болта 11 надевают один из вкладышей 4 таким образом, чтобы была обеспечена возможность сопряжения поверхности вкладышей 4 с накладкой 3 по коническим участкам 9. Собранные детали устройства устанавливают сверху со стороны подушки седла 8 на распоры 7. Затем со стороны
30 з
4Q
55 резьбового конца болта 11 надевают второй вкладыш 4 таким образом, чтобы был обеспечен контакт с распорами 7 по охватывающим поверхностям пазов 6, после чего болт
11 вводят в резьбовое отверстие 12 седлодержателя l и закручивают его до такого положения, когда еще обеспечивается установка вручную положения седла 8 при перемещении его вдоль распор? и угловой поворот седла 8 вдоль оси вращения шарнира.
Осуществив такую предварительную затяжку болта 11, производят установку седла 8 в требуемом положении, перемещая седло вдоль распор 7 и устанавливая на соответствующий угол наклона. После этого производят окончательную затяжку болта 11.
Предельные угловые перемещения седла 8 при его установке определяются размерами открытых секторных полостей 5, выполненных во вкладышах 4.
Эксплуатационные нагрузки, воспринимаемые седлом 8, передаются через распоры 7 вкладышам 4, которые болтом 11 через конические участки 9 надежно и прочно прижаты вместе с накладкой 3 к седлодержателю 1, закрепленному в раме велосипеда.
При воздействии нагрузок в вертикальной плоскости на седло 8 упомянутые нагрузки через распоры 7, контактирующие с пазами 6 верхнего вкладыша 4, через конические участки 9 верхней части 2 седлодержателя, накладки 3 и седлодержатель 1 передаются на раму велосипеда. При действии боковых нагрузок на седло 8 нагрузочные усилия воспринимаются также коническими участками 9 и дополнительно болтом 11, связанным через резьбовое отверстие 12 с седлодержателем 1, передающим эти усилия также на раму велосипеда.
Устройство для крепления седла велосипеда по второму варианту выполнения (фиг. 1, 4 и 5) содержит седлодержатель 1, переходящий в верхней части в шарнирное соединение в виде цилиндрической полости, образованной верхней частью 2 седлодержателя и накладкой 3, и размещенные в полости шарнирного соединения вкладыши 4. Внутри последних выполнены открытые секторные полости 5 и пазы 6 для охвата распор 7 седла 8.
Полость шарнирного соединения выполнена ступенчатой с коническими переходными участками 9, контактирующими с ответными коническими участками вкладышей 4.
Между остальными цилиндрическими участками поверхности вкладышей 4, накладки 3 и верхней части 2 седлодержателя имеются зазоры 10.
Болт 11 фиксирует шарнирное соединение устройства и установлен в отверстии 12, выполненном по продольной оси седлодержателя 1. Отверстие 12 выполнено открытым со стороны полости шарнирного соединения.
Верхняя часть 2 седлодержателя 1 выполнена укороченной и снизу имеет профильную
1265078
3 полость 13, соосную с отверстием 12. Резьбовая часть отверстия 12 выполнена в гайке 14, размещенной внутри верхнего конца 15 трубы седлодержателя l. Верхний конец 15 трубы седлодержателя 1 имеет профиль, аналогичный профилю полости 13.
Устройство по второму варианту работает следующим образом.
При монтаже в центральное отверстие накладки 3 вставляют болт 11. С резьбовой частью болта 11 надевают один из вкладышей 4 таким образом, чтобы была обеспечена возможность сопряжения поверхности вкладыша 4 с накладкой 3 по коническим переходным участкам 9.
Собранные детали устройства устанавливают сверху со стороны подушки седла 8 на распоры 7.
Затем со стороны резьбовой части болта 11 надевают второй вкладыш 4 таким образом, чтобы был обеспечен контакт с распорами 7 по охватывающим поверхностям
20 пазов 6. Затем верхнюю часть 2 седлодержателя надевают на резьбовую часть болта 11 так, чтобы был обеспечен контакт по коническим переходным участкам 9, а профильная полость 13 была обращена наружу. В профильную полость 13 вводят верхний конец 15 трубы седлодержателя 1 с гайкой 14, после чего производят завинчивание болта 11 в гайку 14. Закрутив болт 11 до такого положения, когда еще обеспечивается установка вручную положения седла 8 при пере- 30 мещении его вдоль распор 7 и возможен угловой поворот вдоль оси вращения шарнирного соединения, производят установку седла 8 в требуемом положении аналогично первому варианту исполнения.
Эксплуатационные нагрузки, воспринимаемые седлом 8, передаются через распоры 7 на вкладыши 4, накладку 3 и верхнюю часть 2 седлодержателя, а с последних через болт 11 и гайку 14, верхний конец 15 трубы 4О седлодержателя 1 на раму велосипеда.
Устройство по третьему варианту (фиг. 6 — 8) содержит седлодержатель 1, переходящий в верхней части в шарнирное соединение в виде цилиндрической полости, 4 образованной верхней частью 2 седлодержателя и накладкой 3. Внутри полости шарнирного соединения размещены верхний и нижний вкладыши 4, в которых для уменьшения веса конструкции целесообразно выполнить открытые секторные полости 5.
Во вкладышах 4 выполнены также пазы 6 для охвата распор 7 седла 8. Полость шарнирного соединения выполнена ступенчатой с коническими переходными участками 9, контактирующими с ответными коническими участками вкладышей 4. Между остальными цилиндрическими участками полости шарнирного соединения и поверхности вкладышей 4 имеются зазоры 10. Шарнирное соединение устройства крепится болтом 11, установленным в соосных отверстиях 12, выполненных в отогнутых наружу концах верхней части 2 седлодержателя и накладкой 3, причем упомянутые концы выполнены в виде приливов 16.
Устройство по третьему варианту выполнения работает следующим образом.
Сборку осуществляют с установки на верхнюю часть распор 7 верхнего вкладыша 4, который накрывают накладкой 3.
Снизу распор 7 устанавливают напротив верхнего нижний вкладыш 4, к которому монтируют седлодержатель 1, обеспечивая контакт верхней части 2 седлодержателя с нижним вкладышем 4. При этом вкладыши 4 контактируют с накладкой 3 и верхней частью 2 седлодержателя по коническим переходным участкам 9. После этого болт 11 вставляют в отверстия 12, выполненные в отогнутых наружу в виде приливов 16 концах верхней части 2 седлодержателя и накладки
3 и производят предварительную затяжку болтом 11 до такой стадии, когда еще возможны установка вручную положения седла
8 перемещением его вдоль распор 7 и угловой поворот вдоль оси вращения шарнира. Установив таким образом седло 8 в требуемом положении, производят окончательную затяжку болта 11.
При эксплуатации собранного узла нагрузки передаются от распор 7 через вкладыши 4 на накладку 3 и через болт 11, верхнюю часть 2 седлодержателя на седлодержатель 1 и раму велосипеда.
В предлагаемом устройстве для крепления седла велосипеда эксплуатационные нагрузки равномерно распределяются по основным элементам узла крепления, при этом повышенная надежность последнего основывается на конусном заклинивании (сцеплении) контактирующих переходных конических участков вкладышей 4, накладки 3 и верхней части 2 седлодержателя.!
265078
А-А
log5078
77
Ригд фур. 7
1б
Редактор Н. Туп Н
Заказ 5613/12
Составитель H. А "тр 1 ректор А. 06ру ар
TexpelL H Bep rl0aBHcH0e краж 571
СССР ственного ком итета щ ИИПИ "осул рс - и оч крытии а„ изобретений д, 4/5 по дел 35 раушская наб., ая 4
113О35, Москва, Ж вЂ” Ужгород ул. Проектна" филиал
ППП «Патент»,