Транспортный уступ карьера
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ТРАНСПОРТНЫЙ УСТУП КАРЬЕРА, включаюощй съезд, транспортную и предохранительную бермы, защитную стенку, отличающийся тем. что, с целью повышения безопасности движения и уменьшенияОбъемов вскрыии при формировании уступа, защитная стенка вьшолнена из секций с верхней, промежуточными верхней и нижней наклонными и вертикальной плоскостями, причем каждая секция защитной стенки выполнена равной длине съезда, перекрывает предохранительную б.ерму каждого вышележащего уступа и закреплена посредством анкеров в скважинах , при этом верхняя плоскость стенки выполнена под углом 30-35 к горизонту и покрыта светоотражающей краской, а промежуточные верхняя и i нижняя плоскости выполнены с накло Л ном 70-80 и 50-60 соответственно, высота вертикальной плоскости стенки от уровня бермы безопасности до, промежуточной нижней наклонной плоскости равна максимальной сезонной толщине снежного покрова.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (51) 4 Е 21 С 41/00 E 02 D 17/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А STOPCM0MY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
Г1О ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3905614/22-03 (22) 23.04.85 (46) 23.10.86. Бюл. М 39 (71) Свердловский горный институт им. В. В. Вахрушева (72) А. Ю. Макеев, В. С. Хохряков,.
В. П. Прокофьев, М. А. Беляев, А. П. Хмелев, Г. А. Кодаков и В. Н. Ададуров (53) 622.271(088.8) (56) Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом. — М.:
Недра, 1972, с. 57.
Разработка рудных месторождений.
Выпуск 33.- Киев: Техника, 1982, с. Ill. (54)(57) TPAHCII0PTHblA УСТУП КАРЬЕРА, включающий съезд, транспортную и предохранительную бармы, защитную стенку, о т.л и ч а ю шийся тем, ° з0 12653Л И что, с целью повышения безопасности движения и уменьшения ° объемов вскрыши при формировании уступа, защитная стенка выполнена иэ секций с верхней, лромежуточными верхней и нижней наклонными и вертикальной плоскостями, причем каждая секция защитной стенки выполнена равной длине съезда, перекрывает. предохранительную берму .каждого вышележащего уступа и закреплена посредством анкеров в скважинах нри этом верхняя плоскость стенВ о ки выполнена под углом 30-35 к го" ризонту и покрыта светоотражающей краской, а промежуточные верхняя и нижняя плоскости выполнены с наклоо о ном 70-80 и 50-60 соответственно, высота вертикальной плоскости стенки от уровня берта безопасности до, промежуточной нижней наклонной плоскости равна максимальной сезонной толщине снежного покрова.
1265331
l5
Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при формировании автотранспортных бери уступов карьеров.
11,ель изобретения — повышение безопас. ности движения и уменьшения объемов вскрытия при деформировании уступов карьера.
На чертеже показана секция защитной стенки уступа карьера, разрез.
Транспортный уступ карьера содержит съезд, транспортную ТБ и предохранительную бермы, защитную железобетонную секционную стенку 1 шириной по основанию 1 5-?,5 м и высотой 1,7-2,0 м. Ширина и высота стенки зависят от модели применяемого технологического автотранспорта, грузоподъемностью от 75 до 180 т.
На расстоянии, равном сумме без" опасности расстояния от края уступа до подошвы стенки и половине ширины стенки по основанию, бурят скважины диаметром 0,243 м на глубине 2 530 1 21,8 м В пробуренные скважины устанавливаются металлические анкеры 2 наружным диаметром 0,15-0,2 м с толщиной стенки не менее 4-5 мм (при менее 4-5 мм анкер при наезде автосамосвала с максимальной скоростью срезается), бетонируют свободное пространство между анкерами и стенками скважин, а полость анкерной трубы заполняют щебеночной мелочью.
На закрепленные таким образом анкеры крепят в напряженном состоянии сваркой или хомутами тросы 3 диаметром 39 мм через 0,35 м по высоте анкера. Проводят монтаж рабочей арматуры 4, после чего устанавливают остальную монтажную арматуру 5, обеспечивающую проектное положение рабочей арматуры и более равномерное распределение усилий между отдельными стержнями рабочей арматуры. Затеи устанавливают опалубку, сохраняющую поперечный профиль металлического
"скелета" секции стенки, и проводят бетонирование.
Верхнюю полость 6 секции стенки о выполняют под углом 30-35 к горизонту и покрывают светоотражающей краской рисунком "зебра", что позволяет повысить сигнализирующие функции эа счет увеличения количества отраженных плоскостью лучей, направленных в зону острого зрения водителя, определяющую сектор необходимой видимости, Нижняя вертикальная часть 7 секции стенки от уровня автотранспортной бермы до нижней плоскости скольжения по высоте равна максимальной толщине укатанного снежного покрова в зависимости от климатических зон, необходимой для сохранения активной высоты стенки в зимнее время.
Промежуточная нижняя плоскость скольжения 8 наклонена к горизонту под о углом 50-60, а промежуточная верхняя плоскость скольжения 9 — под yrо лом 70-80
При движении автосамосвалов по транспортным уступам возможны наезды на стенку, при этом происходит предварительный контакт колеса автосамосвала с вертикальной плоскостью защитной стенки, частично гасящий энергию наезда. В дальнейшем колесо движется по нижней промежуточной плоскости скольжения с большим коэффициентом трения между шинами автосамосвала и шероховатостью плоскости скольжения, приподнимая автосамосвал и за счет этого поглощая основную энергию наезда. Затем, попадая на верхнюю промежуточную плоскость скольжения также с большим коэффициентом трения, колесо временно двюкется по стенке на постоянном уровне, гася оставшуюся энергию наезда, после чего, опускаясь по нюкней промежуточной плоскости скольжения и вертикальной плоскости изменив траекто" рию движения, он продолжает движение по проезжей части уступа.
Крепление бетонной стенки на анкерах создает надежную жесткую конструкцию, способную не разрушиться нри наезде автотранспортного средства с максимальной скоростью. Заглубление анкеров на 2,5-3,0 м обеспечивает противодействующее сопротивление моменту опрокидывания. При заглублении меньше 2,5 м противодействующее сопротивление опрокидыванию меньше момента опрокидывания в случае наезда автосамосвала на стенку. При заглублении больше 3,0 м происходит необоснованный перерасход анкеров, т.е. значительное удорожание стенки, а расстояние между анкерами 1,2-1,8 м обеспечивает противодействующее сопротивление на rpes анкеров при наезде автоаамосвалов иа стенку. При
1265331
l0 расстоянии между анкерами меньше
I 2 м происходит перерасход металла, что ведет к удорожанию стенки, при больше 1,8 м — не обеспечивается условие против среза. 5
Верхняя плоскость стенки выполо
Э ненная под углом 30-35 к горизонту в сторону проезжей части с нанесенной на нее светоотражающей краской, отражает большинство лучей в зону острого зрения водителя, сигнализируя этим о приближении к опасному участку дороги. Угол наклона верхней о плоскости 30-35 позволяет повысить сигнализирующие функции эа счет уве- 15 личения количества отраженных лучей, направленных в зону острого зрения водителя, определяющую сектор необходимой видимости. При угле наклона о верхней плоскости меньше 30 основ- 20 ное количество отраженных лучей направлено выше зоны острого зрения воо дителя. При угле наклона больше 35 основное количество отраженных лучей направлено ниже зоны острого зрения 25 водителя. Стенка выполняется секциями длиной, равной длине съезда, образующими разрывы для заездов на бермы и сбрасывание снега при чистке проезжей части зимой. Ширина стенки ЗО в 1 5 м соответствует транспортному уступу для эксплуатации карьерных ,автосамосвачов грузоподъемностью
75 т, а 2,5 т — грузоподъемностью
180 т.
Для повышения безопасности движения средств, автотранспорта при прохождении горизонтальных площадок, расположенных между съездами, защитная стенка перекрывает горизонтальную площадку вдоль бровки каждого вышестоящего уступа на длину равную
l,3-1,5 м. При длине меньше 1,3 м возможен лобовой наезд на торец стенки с большим повреждением автосамосвала и минимальной безопасностью водителя, при длине больше 1,5 м неоправданно возрастает стоимость транспортного уступа карьера.
Нижняя плоскость скольжения стенки наклонена к горизонту под углом 50о
60, обеспечивающим необходимую ши рину переходного сечения, а верхняя плоскость скольжения — под углом 70о
80, обеспечивающим необходимую ширину стенки на уровне приложения ударной нагрузки при наезде средств автотранспорта — по условию среза.
При наклоне нижней плоскости мень0 ше 50 ширина переходного сечения, образованного пересечением нижней и верхней плоскостями скольжения, уменьшается и при наезде автосамосвала с максимальной скоростью на стенку последняя срезается в переходном о сечении. При наклоне больше 60 увеличиваются размеры стенки по ширине поперечного сечения, а также расход металла и бетона, что приводит к значительному увеличению затрат.
При наклоне верхней плоскости о меньше 70 уменьшается ширина сечения на уровне приложения ударной нагрузки при наезде, что приводит к сре-зу стенки в данном сечении; при наклоне больше 80 в связи с увеличением площади поперечного сечения стенки и расходом металла и бетона значительно возрастают затраты на строительство стенки.
Кроме того, указанные верхние и нижние пределы наклона плоскостей скольжения приведены в соответствии с переходным сечением стенки.
Высота вертикальной плоскости стенки от уровня автотранспортной бермы до плоскости скольжения необходима для того, чтобы в зимний период толщина снежного покрова не достигала плоскости скольжения.
Яирина уступа на 2,0-8,0 м, дает
BosMoxHocTb увеличить ширину проезжей части и уменьшить объемы вскрыши и затраты на вскрышу.
1265331
Составитель В. Тычина
Редактор Н. Марголина Техред В.Кадар
Корректор В. Бутяга
Заказ 5636/24 Тираж 470
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое. предприятие, r. Ужгород, ул, Проектная, 4