Механизм преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению . Целью изобретения является упрощение конструкции за счет изменения кинематической связи. Преобразование движения осуществляется за счет поочередного взаимодействия двух зубчатпых реек, укреплеиньк на . штоке с установленными на осях в водиле сателлитами, зацепляющимися с выходным центральным колесом. При одном сателлите последний взаимодействует поочередно с одной из реек с внутренними зубьями. При выполнении двух сателлитов последние поочередно взаимодействуют с одной из реек с внешними зубьями. В каждом случае сателлиты вводятся в движение устройством поочередного ввода сателлитов в зацепление. Устройство с S может быть выполнено в виде укреплен (Л ных на противоположных концах реек кулачков или зубчатых сегментов. Me- .. ханизм имеет фиксатор углового положения водила. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОБЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) (5D 4 F 16 Н 19 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСНОЬй/ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3889473/25-28 (22) 25.03.85 (46) 23.10.86. Бюл. ¹ 39 .(71) Новочеркасский ордена "Знак По- . чета" инженерно-мелиоративный институт им. А.К.Кортунова (72) В.И.Трегубов (53) 621.833.6(088.8). (56) Кожевников С.Н. и др. Механизмы.N.; Машиностроение, 1976 с. 256, рис. 3.227.
Патент ЧССР № 126865, кл. F 02 в, 1966. (54) МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ (57) Изобретение относится к машиностроению. Целью изобретения является упрощение конструкции за счет изменения кинематической csHsH Преобразование движения осуществляется за счет поочередного взаимодействия двух зубчапых реек, укрепленных на штоке с установленными на осях в водиле сателлитами, зацепляющимися с выходным центральным колесом. При одном сателлите последний взаимодействует поочередно с одной из реек с внутренними зубьями. При выполнении двух сателлитов последние поочередно взаимодействуют с одной из реек с внешними зубьями. В каждом случае сателлиты вводятся в движение устройством поочередного ввода сателлитов в зацепление. Устройство может быть выполнено в виде укрепленных на противоположных концах реек кулачков или зубчатых сегментов. Механизм имеет фиксатор углового положения водила. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
1265421
55
Изобретение относится к машиностроению.
Цель изобретения — упрощение конструкции путем изменения кинематической связи.
На фиг. 1 и 2 показан механизм преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное, варианты выполнения.
Механизм для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное содержит корпус 1, в котором установлен шток 2, средняя часть которого выполнена в виде двух оппозитно расположенных зубчатых реек 3 и 4 с внешними (фиг. 1) или с внутренними (фиг. 2) зубьями. Центральное колесо 5 установлен на выходном валу и кинематически связано с рейками 3 и 4. Кинематическая связь выполнена в виде установленных на осях 6 в водиле 7 двух сателлитов
8 и 9, взаимодействующих поочередно с одной из реек 3 и 4 с внешними зубьями (фиг. 1), или одного сателлита
10, взаимодействующего также поочередно с одной иэ реек 3 и 4 с внутренними зубьями (фиг. 2), фиксаторов
11 (или упоров 12) углового положения водила 7 и устройства поочередного ввода сателлитов 8-10 в зацепление.
Последнее может быть выполнено в виде расположенных на противоположных концах каждой рейки 3 и 4 двух зубчатых сегментов 13 и 14 соответственно с наружными и внутренними зубьями (фиг. 1) или двух кулачков 15 и
16, укрепленных на противоположных концах каждой из зубчатых реек 3 и 4 и взаимодействующих с роликом 17, установленным на осях 6 сателлита
10 (фиг. 2) .
Расположение зубьев на рейках 3 и 4 и сегментах 13 и 14 не должно препятствовать вращению сателлитов
8 и 9 относительно своих осей 6 в крайних положениях штока 2. Для снижения динамической нагруженности механизма вблизи "мертвых" положений на штоке 2 установлены упоры 18, которые вместе с упругими элементами 19 образуют демпферы-гасители скоростей движения штока 2 перед сменой им знака перемещений. Водило 7 связано с корпусом 1 пружиной 20.
Механизм работает следующим образом.
l0
Возвратно-поступательное движен .е штока 2 приводит в однонаправленное вращение сателлиты 8-10, поочередно взаимодействующие с рейкой 3 при движении штока 2 вниз или с рейкой
4 при движении штока 2 вверх. Вращение сателлитов 8 — 10 передается центральному колесу 5 и выходному валу 6.
Межцентровое расстояние при зацеплении реек 3 и 4 с сателлитами 8 и 9 выдерживается фиксатором 11 (фиг. 1) или упорами 12 (фиг. 2), к которым водило 7 прижимается пружиной 20 на всем протяжении хода штока 2.
Вблизи крайнего "мертвого" положения механизма происходит касание упора 18 с упругим элементом 19 и его сжатие, что вызывает гашение кинетической энергии поступательно движущихся масс механизма и создает некоторый запас потенциальной энергии в упругом элементе 19, который расходуется в начале обратного хода. Одновременно осуществляется процесс перебрасывания водила 7 из -одного крайнего положения в другое с тем, чтобы поочередно ввести в зацепление рейки 3 и 4.
В механизме, изображенном на фиг. 1, переброс водила 7 осуществляется усилием, возникающим при взаимодействии сателлитов 8 и 9 с соответствующими зубчатыми сегментами 14 и 13. Для другого варианта механизма (фиг. 2) переброс водила 7 осуществляется за счет взаимодействия кулачков 15 и 16 с роликом 17, поджатым пружиной 20.
Преимущество предлагаемого механизма заключается в том, что достигнуто упрощение конструкции путем уменьшения общего количества зубчатых передач и устранением кривошипно- шатунного механизма, возможностью регулирования оборотов выходного вала выбором параметров зубчатых колес, обратимостью механизма и более равномерной величиной вращающего момента на выходном валу.
Формула изобретения
1. Механизм преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное, содержащий шток, сред1265421 няя часть которого выполнена в виде оппозитно расположенных зубчатых реек с внешними или внутренними зубьями, и центральное колесо, кинематически связанное с рейкайи, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции, кинематическая связь выполнена в виде установленных на осях в водиле двух сателлитов, взаимодействующих поочеред- 10 но с одной из реек с внешними зубьями, или одного сателлита, взаимодействующего поочередно с одной из реек с внутренними зубьями, устройства поочередного ввода сателлитов в за- 15 цепление и фиксаторов углового положения водила.
2. Механизм по и. 1, о т л ич а ю шийся тем, что устройство поочередного ввода сателлита в зацепление с одной из реек с внутренними зубьями, выполнено в виде двух кулачков, укрепленных на противоположных концах каждой из зубчатых реек.
3. Механизм по и. 1, о т л и ч аю шийся тем, что устройство поочередного ввода сателлитов в зацепление с одной из реек с внешними зубьями выполнено в виде расположенных на противоположных концах каждой рейки двух зубчатых сегментов, из которых один с наружными, а другой с внутренними зубьями.
i26542t
Фиг.2
Составитель В.Апархов
Техред А.Кравчук Корректор А.Обручар
Pедактор В.Петрами
Тираж 880
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
313035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 5644/29
Подписное
Производственно †полиграфическ предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4
Р, Фиг.1
2 б