Способ регулирования прямозубых передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и касается методов и средств регулирования зубчатых передач. Цель изобретения - повышение точности и снижение трудоемкости регулирова НИН передач за счет использования нагрузок, существенно меньших номинальной , и использования расчетных зависимостей для определения величины прокладок вместо нескольких пробных замеров пятен контактов.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ с оцИАлистичесних
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1265461 (б1) 4 С 01 В 5/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К Д ЗТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3949741/25-28 (22) 02.07.85 (46) 23.10.86. Бюл. 1(39 (7I) Всесоюзный научно-исследовательский институт по нормализации в машиностроении (72) Э.Л.Айрапетов, С.Э.Айрапетов, В.И.Апархов, A.Â.Äóíàåí,Н.А.Евсикова, Н.M.Êîíäðàêîâà, Т.Н.Ме(пникова, Г.В.Побережный и H.M. Шоломов (53) 531.717.2:621,833 (088.8). (56) Калашников С.Н., Калашников А;С.
Контроль производства конических зубчатых колес. — M.: Машиностроение, 1976, с.164-165 ° (54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЯМОЗУБ11Х
ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению и касается методов и средств регулирования зубчатых передач. Цель изобретения — повышение точности и снижение трудоемкости регулирова-. ния передач за счет использования нагрузок, существенно меньших номинальной, и использования расчетных зависимостей для определения величины прокладок вместо нескольких пробных замеров пятен контактов.
1265461 р
Rg 3" c t g o(sin4
35 где
Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам регулирования зубчатых передач.
Цель изобретения — поньппение точности и снижение трудоемкости pery- 5 лирования передач путем использования нагрузок, существенно меньших номинальной, и использования расчетных зависимостей для определения величины прокладок вместо нескольких проб- 10 ных замеров пятен контактов °
Способ осуществляют следующим образом.
В собранной передаче при снятой крьппке наносят краску на 2-3 зуба 15 шестерни или колеса, вводят их в зацепление, нагружают традиционным образом силой Р, существенно меньшей номинальной (расчетной) силы Г таким образом, чтобы отпечаток крас- 20 ки не распространялся на нсю длину зуба сопрягаемого колеса и замеряют длину (», после чего смывают краску и повторяют замер » ц при нагрузке Q, также меньшей нагрузки Г . По замеренным величинам Р» и 4 опреде ,пяют угол " перекоса н зацеплении при расчетной нагрузке F и рассчитывают величины регулирующих прокладок.
Величины усилий Р и Q подбирают опытным путем.
Для цилиндрических колес угол перекоса определяют по следующей зависимости:
Y 3" + Т„
a"ä.= =(P™Ìä О Хр ) / (Р Ф 1
1,,=(— g" ) Г/(Р-q);
4 р = (1,52/Ч » )" 3,7 Р/Е1
3,>(1 52/Ф )" о,ь . 3 7 g/El
1 2 . У Я.
«е „e
1 y e 9 составляющие угла перекоса, обусловленные погрешностями и упругими деформациями элементов передач; 50 углы перекоса при нагрухении передачи силам Р и Я; длина зуба; номинальная нагрузка,, измеренная длина пятна кон- 55 такта при нагружении передачи силами P и Q;
Š— модуль упругости первого рода.
Толщину h прокладки, устананливае— мой н радиальном направлении, определяют по зависимости где о(— расстояние между опорами.
Для прямозубой конической передачи угол перекоса определяют по зависимости
37F Q Р где
1E F F а толщину прокладки, устанавливаемой в осевом направлении на опору шестерни — по зависимости где ke — внешнее делительное конусное расстояние; — угол зацепления;
Ч вЂ” угол делительного конуса шестерни или колеса.
Таким образом, при двух нагружениях усилиями P u O становится возможным получить информацию об угле перекоса, обусловленном двумя составляющими — погрешностью изготовления и деформациями элементов передачи.
Ф о р м у л а изобретения
Способ регулирования прямозубых передач, установленных н опорах корФ ,пуса передачи, заключающийся н том, что передачу нагружают, замеряют длину пятна контакта и устанавливают прокладки н опорах, о т л и ч а ю— шийся тем,что, с целью повьппения точности регулирования передач и снижения трудоемкости, величину нагрузки выбирают меньше величины номинальной нагрузки, нагружают пере дачу второй раз нагрузкой, также меньше номинальной,но больше первоначальной,вторично замеряют длину пятнаконтакта и по замереннымдлинам пятен контакта определяют угол перекоса,с учетом которого определяют толщину прокладки.