Способ оценки работоспособности узлов трения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к оценке работоспособности узлов трения. Целью изобретения является повышение достоверности и эффективности результатов при форсированных испытаниях. Указанная цель достигается за счет того, что при форсированных испытаниях определяют масштабные коэффициенты линейных размеров образцов и контактного давления, аработоспособность рассчитывают по формуле с учеI том этих коэффициентов,а также и:эноса материалов,плотности площади поверхности трения и скорости трения образцов .
СОКИ СОЕЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) SU (11( б1 4 С 01 N 3/56
А1
13 „,13
ы((;((и((((:.ь .
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3915414/25-28 (22) 15.05.85 (46) 23. 10.86. Бюл. У 39 (71) Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Ю.А. Евдокимов, Н.В. Дымов и Н.А. Щербина . (53) 620. 178. 162(088.:8) (56) Авторское свиде ельство СССР
Ф 1033926, кл. G 01 N, 1983. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
УЗЛОВ ТРЕНИЯ,(57) Изобретение относится к оценке работоспособности узлов трения.
Целью изобретения является повышение достоверности и эффективности результатов при форсированных испытаниях.
Указанная цель достигается за счет того, что при форсированных испытаниях определяют масштабные коэффициенты линейных размеров образцов и контактного давления, а. работоспособность рассчитывают по формуле с уче(том этих ко эффициентов, а также износа материалов, плотности, площади поверхности трения и скорости трения образцов.
1265534 а С< С
40 суммарный износ сопряженных деталей узла узла трения до утраты работоспособности; масштаб увеличе.ния контактных давлений при форсированных испытаниях, 50 .масштаб уменьшение лилинейных размеров при форсированных испытаниях; коэффициент, оцени- 55 ваемый по результатам испытаний в форсированном режиме и эагде
Изобретение относится к испытаниям
1 триботехнических свойств материалов и касается способа оценки работоспособности узлов трения машин при проведении исследований на физических моделях.
Целью изобретения является повышение достоверности и эффективности результатов работоспособности узлов трения при форсированных испытаниях на физических моделях.
Способ осуществляется следующим образом.
Воспроизводят условия работы узла трения на физических моделях-образцах, нагружают образцы испытаний, задают движение одному относительно другого, испытывают на трение и изнашивание, в ходе испытаний регистрируют температуру и износ. 20
Определяют масштабные коэффициенты линейных размеров образцов, контактного давления при форсированных испытаниях. При этом форму образцов выпблняют подобной форме деталей 25 узла трения, температуру и скорость трения образцов поддерживают на том же уровне, что и в узле трения, контактное давление между образцами
Р„ увеличивают по сравнению с кон- 30 тактным давлением в узле трения Р но не более чем до предела текучести материала менее прочного образца, а работоспособность рассчитывают по
L формуле: 35
ВИСЯЩИЙ от VCJIOHHH трения
И М вЂ” износ по массе образИ11 М цов;, плотность материала образцов, А,,А - площадь поверхностей трения образцов, — длина пути трения образцов, скорость трения образцов.
Пример. Определяют работоспособность узла трения в виде пары роликов из стали 45, термообработанньм до твердости HB360...НВ390, диаметром 100 мм, при скорости качения 5,65 км/ч с 102-ным проскальзыванием, при максимальном контактном давлении Р, = 152 MIla, суммарный допустимый износ составляет 0,035 см, а трение пройсходит беэ смазки.
Назначают контактное давление между образцами не более т =. 700 МПа,P„=
= 253 ИПа. Тогда c =-Рз = 52 °
253
С= — = 1,66
1 е с
Изготавливают образцы для формированньм испытаний в виде роликов иэ стали 45, термообработанньм до твердости HB360...HB380, диаметром
60 мм. Устанавливают скорость качения 5,65 км/ч с 107-ным проскальзыванием, максимальное контактное давление P„ := 253 МПа, поддерживают объемную температуру образцов, одинаковую с температурой узла трения о
50 С, испытывают трением.
Определяют износ образцов по массе, площадь поверхностей трения
1 и длину пути трения 1„= 231 ° 10
-з м, — 215 10, A 1, = 18,8 см
Для условий трения без смазки при качании с проскаользыванием с1 = О, 15.
Определяем работоспособность — 33,6 ч. формула изобретения
Способ оценки работоспособности узлов трения, заключающийся в том, что воспроизводят условия работы узла трения на физических моделях12б5534 образцах, нагружают их, перемещают их относительно друг друга, в ходе испытаний регистрируют температуру и износ, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности и эффективности результатов при форсированных испытаниях, определяют масштабные коэффициенты линейных размеров образцов, контактного давления, а работоспособность узла трения рассчитывают по формуле контактных давлений при форсирован- .
1 ных испытаниях;
С = — — масштаб уменьшения дс, линейных размеров при форсированных испытаниях, a — коэффициент, оцениваемый по результатам испытаний в форсированном режиме и зависящий от ус, ловий трения, И,,, — износ по массе образцов, .
g — пл т с матерна а образцов, А A — площадь поверхности
О ° С g трения образцов, 1, „L „ — длина пути трения образцов, скорость трения образцов.
И р Л 1.„ 1 (1
G ТР!
A -Ь суммарный износ сопряженных деталей узла трения до ут- 20 раты работоспособности масштаб увеличения где
Р, с -о
Р Р
Составитель В.Данилов
Редактор В.Иванова Техред М.Ходаиич Корректор М.Пожо
Тираж 778 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 5651/35
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4