Голеностопный узел протеза

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ГОЛЕНОСТОПНЫЙ УЗЕЛ ПРОТЕЗА, содержащий щиколотку, каркас стопы, вьтолненный из носочной и пяточной частей и соединенный с щиколоткой ocbto, передний и задний амортизаторы) расположенные в носочной и пяточной частях каркаса, отличающийс я тем, 4to, с целью обеспечения боковой подвижности стопы и повышенияустойчивости протеза, носочная часть каркаса стопы соединена с осью посредством сферического(Шарнира или двух цилиндрических шарниров с взаимно перпендикулярными осями, а пяточная часть каркаса выполнена в виде П-образного рычага, соединенного с осью дополнительным цилиндрическим шарниром .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСОУБЛИН (19) (11) (SO 4 A 61 F 2 60

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3801225/14 (22) 12. t0.84 (46) 30 ° 10.86; Вюл. В 40 (71) Центральный ордена Трудового

Красного Знамени научно-исследовательский институт протезирования и протезостроения (72) Я.С.Якобсон, А.П.Кужекин, В.С.Головин, С.И,лушин, Е.И.Морозов и В.В.Павликова (53) 615.472(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Е 628910, кл. А 61 F 2/60, 1977. (54) (57) ГОЛЕНОСТОПНЫЙ УЗЕЛ ПРОТЕЗА, содержащий щиколотку, каркас стопы, выполненный из носочной и пяточной частей и соединенный с щиколоткой осью, передний и задний амортизаторы расположенные в носочной и пяточной частях каркаса, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью обеспечения боковой подвижности стопы и повышения. устойчивости протеза, носочная часть

Ф каркаса стопы соединена с осью посредством сферического шарнира или двух цилиндрических шарниров с взаимно перпендикулярными осями, а пяточная часть каркаса выполнена в виде П-образного рычага, соединенного с осью дополнительным цилиндрическим шарниром.

1266538

Изобретение относится к медицинс-. кой технике, а именно к протезам нижних конечностей .

Цель изобретения — обеспечение боковой подвижности стопы и повыше5 ние устойчивости протеза.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг, 1 на фиг. 3 — разновидность конструкции, продольный разрез.

Голеностопный узел (ГСУ) соцержит щиколотку 1, ось голеностопного шарнира 2, переднюю 3 часть каркаса, заднюю 4 часть каркаса, представля15 ющую собой П-образный жесткий рычаг, посаженный на ось 2.и образующий с ней кинематическую пару пятого класса — цилиндрический подшипник =кольжения, передний 5 и задний 6 амортизаторы, эластичную пятку 7, присоединенную к задней части каркаса 4, эластичный след 8 с облицовкой, присоединенный к передней части каркаса

3 и эластичной пятке 7, упругие шайбы 9, Передняя часть каркаса 3 соеди25 нена с осью 2 посредством сферичес- . кого шарнира, образованного цилиндрическим отверстием 10 выступа 11 каркаса 3 и сферической опорой 12, а в разновидности конструкции посред- 30 ством двух цилиндрических шарниров, образованных полуосями 13 на пластинчатой дугообразной пружине 14 и втулкой 15. Полуоси 13 проходят с двух сторон через выступы 16 каркаса 3 и входят во втулку 15. Зазор между цилиндрическим ложем 17 и втулкой 15 предусмотрен из расчета необходимого ограничения угла поворота во фронтальной плоскости перед-. 4p него отдела каркаса 3. В передней части каркаса 3 имеются полости 18.

Щиколотка 1 .может содержать ротационное устройство 19 (фиг. 2).

Устройство функционирует следую- 4 щим образом.

В начале опорного периода шага при наступании на пяточный отдел стопы, состоящий из задней части 4 каркаса, эластичной пятки 7, следа

8 и заднего амортизатора 6, происходит амортизация переднего толчка за счет эластичной пятки 7 и заднего амортизатора 6. В этот период, требующий повышенной устойчивости протеза, боковая, подвижность стопы исключена. Необходимое балансирование во фронтальной плоскости достигается за счет качения на закругленной пятке (в сочетании с закругленным каблуком обуви) ° В процессе переката на всей стопе и последующего переката на носке, когда линия нагрузки перемещается к переднему отделу и требования к устойчивости протеза снижаются за счет предусмотренной подвижности переднего отдела стопы, состоящего из передней части каркаса

3, следа 8 и переднего буфера 5, в

О пределах 6-8 в каждую сторону осуществляется балансирование на протезе во фронтальной плоскости.

Укаэанная боковая подвижность переднего отдела стопы повышает антро поморфность походки и, как следствие, снижает энергозатраты при ходьбе.

Зарессоренность боковой подвижности переднего отдела достигается за счет двух упругих шайб 9, переднего амортизатора 5 и эластичного следа 8 с облицовкой.

Устойчивость по фронтальной плоскости и при перекате на пятке достигнута посредством введения между пяточным отделом и осью голеностопного шарнира кинематической пары 5 класса, образованной цилиндрическими поверхностями оси голеностопного шарнира

2 и П-образного рычага 4 пяточного отдела.

В каркасе переднего отдела 3 име ются полости 18, снижающие вес и обеспечивающие слиткость каркаса переднего отдела с эластичной облицовкой.

Эластичный след 8 соединен с передней частью 3 каркаса и эластичной пяткой 1 и выполнен как единое целое с облицовкой переднего отдела.

Преимущества предлагаемого устройства заключаются в том, что инвалиды при ходьбе на протезах по неровной поверхности ощущают хорошую устойчивость во фронтальной плоскос ти, дающую им уверенность при ходьбе, рисунок ходьбы на протезе улучшается за счет боковой подвижности переднего отдела искусственной стопы.

1266538

8 78

Редактор M. Бандура

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 5693/4

Д-Д

S1 rz 70

Составитель С.Никитин

Техред, Л.Олейник Корректор Г.Решетник

Тираж 660 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, E-35, Раушская наб., д. 4/5