Способ укрепления фрагментов монументальной живописи на лессовой штукатурке

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ФРАГМЕНТОВ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ НА ЛЕССОВОЙ ШТУКАТУРКЕ путем последовательного нанесения на фрагмент раствора полибутилметакрилата, полимерного клея, слоя марли, с ее закреплением тем же полимерным клеем с использованием сушки фрагмента после нанесения раствора и клея с последующим вымачиванием его в воде и снятием марли, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности процесса путем сохранения целостности красочного слоя, упрощения технологии и улучшения условий труда, в качестве полимерного клея используют дисперсию частично омыленного сополимера этилена с винилацетатом с содержанием этилена 3- 10 мас.% и винилспиртовых звеньев 50- 75 мас.%. 2.Способ по п. 1, отличающийся тем, что полимерный клей используют в виде 10- 30%-ной дисперсии. 3.Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что в дисперсию частично омыленного сополимера этилена с виннлацетатом вводят дополнительно поверхностно-активное ве (Л щество в количестве 10% от массы сухого вещества в дисперсии.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Ш 4 В 44 D500,,7 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3876854/28-12 (22) 02.04.85 (46) 30.10.86. Бюл. № 40 (72) 3. P. Успенская, Н. В. Лаврова, Е. П. Мельникова, Г. Н. Кузьмина, Л. С. Кузьмина и В. М. Островская (53) 676.4 (088.8) (56) Альбаум Л. Л. Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация.

М., В ЦН ИЛ К Р, 1977, 2 (82), 114 — 116.

Винокурова M. П., Тер-Огонян P. И.

Тезисы докладов на научной конференции по реставрации памятников культуры и искусства, Л., 1974. (54) (57) 1. СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ФРАГМ Е НТОВ МО Н УМ Е НТАЛ Ь НОЙ )К И ВОПИСИ НА ЛЕССОВОЛ ШТУКАТУРКЕ путем последовательного нанесения на фраг- мент раствора полибутилметакрилата, полимерного клея, слоя марли, с ее закреплением тем же полимерным клеем с использованием

„,SU»1266762 А1 сушки фрагмента после нанесения раствора и клея с последующим вымачиванием его в воде и снятием марли, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности процесса путем сохранения целостности красочного слоя; упрощения технологии и улучшения условий труда, в качестве полимерного клея используют дисперсию частично омыленного сополимера этилена с винилацетатом с содержанием этилена 3—

10 мас.оО и винилспиртовых звеньев 50—

75 мас.%.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что полимерный клей используют в виде 10—

30оу -ной дисперсии.

3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что в дисперсию частично омыленного сополимера этилена с винилацетатом вво- 9 дят дополнительно поверхностно-активное веШестао а колииестае IÎ O от массы сухого вещества в дисперсии.

1266762

Составитель В. Шиманская

Редактор M. Циткина Техред И. Верее Корректор М. 3емчик

Заказ 5715/15 Тираж 379 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” -35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к способу укрепления фрагментов монументальной живописи на лессовой штукатурке перед снятием ее со стен археологических раскопов древних поселений.

Цель изобретения — повышение эффективности процесса за счет сохранения целостности красочного слоя, упрощение технологии и улучшение условий труда.

Пример 1.Дисперсию частично омыленного сополимера этилена с винилацетатом (СЭВС) с содержанием этилена 3—

10 мас.Я и винилспиртовых звеньев 50—

75 мас.о. получают омылением сополимера этилена с винилацетатом в водной среде в присутствии катализатора — едкого натра и аммиака при 20 — 40 С. Степень омы- 15 ления варьируют использованием различного количества едкого натра, и продолжительностью реакции.

Дисперсию СЭВС готовят с использованием смеси спирт: вода в объемном отношении 1:1, концентрация сухого вещества в ней составляла 10 — 30 мас.оО.

Для ускорения снятия марли с красочного слоя в дисперсию СЭВС могут быть добавлены поверхностно-активные вещества (ПАВ), например моноалкиловый эфир 25 полиэтиленгликоля на основе первичных жирных спиртов C)4 — Cia, препарат ОС вЂ” 20, полиэтиленгликоль и др. в количестве 10о к сухому веществу в дисперсии.

Дисперсию СЭВС наносят па поверхность фрагментов монументальной живописи 30 кистью 2 — 3 раза в зависимости от ее концентрации.

С поверхности фрагментов после доставки в реставрационные мастерские и вымачивания для удаления грунтовых солей марлю легко удаляют путем наложения компрессов из смеси спирт:вода в соотношении 1:1.

Пример 1. На фрагмент монументальной живописи на лессовой штукатурке из раскоа па городища древнего Пенджикента, закрепленный раствором полибутилметакрилата, наносят 1 раз ЗОЯ-ную дисперсию СЭВС, содержащего 3 мас.Я этилена и 50 мас,о винилспиртовых звеньев. Затем на образец кладут марлю и вновь наносят слой дисперсии

После сушки фрагмент вымачивают в воде 3 сут. Марля от фрагмента не отделилась, красочный слой не растрескался. Для снятия марли после вымачивания на нее накладывают компресс из смеси спирт: вода в объемном соотношении 1:1. После удаления марли поверхность фрагмента не изменилась, красочный слой не растрескался.

Пример 2. На фрагмент монументальной живописи по примеру 1 наносят 2 раза

10Я-ную дисперсию СЭВС с содержанием этилена 7 мас. /о и винилспиртовых звеньев

75 мас.Я, на красочный слой кладут марлю и вновь наносят дисперси:о. После сушки фрагмент вымачивают в воде 4 сут, затем снимают марлю, как описано в примере 1.

Красочный слой закрепленного образца остался без изменения.

Пример 3. Закрепление красочного слоя фрагмента монументальной живописи проводят по примеру 1, но в 30о-ную дисперсию СЭВС, содержащего 10 мас.о этилена и 62 мас.Я винилспиртовых звеньев, добавляют ПА — препарат ОС вЂ” 20 в количестве 10 мас.Я от сухого вещества (на

100 г дисперсии СЭВС добавляют 3 г препарата 0C — 20). Дисперсию наносят как описано в примере 2. После вымачивания фрагмента и снятия марли красочный слой живописи не изменился.

Орил ер 4. Укрепление красочного слоя фрагмента монументальной живописи ведут как в примере 3, разница лишь в том, что в качестве ПАВ используют полиэтиленгликоль (ПЭà — 9). Красочный слой фрагмента не изменился.