Теплообменник для системы жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к теплообменным аппаратам и может быть использовано в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Цель изобретения состоит в интенсификации теплообмена за счет выполнения турбулизаторов в виде полуцилиндрических выступов, а также выполнения на наружных торцах ребер продольных синусоидальных выемок. Теплообменник содержит плоскую пластину 1 с ребрами 2 на обеих сторонах, образующими синусоидальные каналы 3. На боковых поверхностях ребер 2 выполнены турбулизаторы в виде полуцилиндрических выступов, а на ружных торцах - синусоидальные выемки 6. 2 з.п. ф-лы, 6 ил. (Л 1 9 to О5 сл 1чЭ фиг.З

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ÄÄSU ÄÄ1267152 и 4 F 28 D 9/00!

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3878759/24-06 (22) 04.02.85 (46) 30.10.86. Бюл. № 40 (71) Белорусский институт механизации сельского хозяйства (72) В. С. Глушаков, П. А. Амельченко, А. И. Якубович, Ю. В. Маркаров, А. И. Николаевич, А. В. Бородин, М. Н. Кажерков, О. Е. Жданович и Г. Н. Запекин (53) 625.565.94 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 985695, кл. F 28 D 9/00, 1981. (54) ТЕПЛООБМЕННИК ДЛЯ СИСТЕМЫ

ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к теплообменным аппаратам и может быть использовано в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Цель изобретения состоит в интенсификации теплообмена за счет выполнения турбулизаторов в виде полуцилиндрических выступов, а также выполнения на наружных торцах ребер продольных синусоидальных выемок. Теплообменник содержит плоскую пластину 1 с ребрами 2 на обеих сторонах, образующими синусоидальные каналы 3. На боковых поверхностях ребер 2 выполнены турбулизаторы в виде полуцилиндрических выступов, а на наружных торцах — синусоидальные выемки

6. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

1267152

Фориула изобретения

17

Изобретение относится к теплообменным аппаратам и может быть использовано в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения — интенсификация теплооб мена.

На фиг. 1 схематически изображен предлагаемый теплообменник; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез

Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез  — В на фиг. 1; на фиг. 5 — теплообменник в нижнем бачке радиатора; на фиг. 6 — схема движения рабочих сред в телообменнике.

Теплообменник содержит плоскую пластину 1 с ребрами 2 на обеих сторонах, образующими синусоидальные каналы 3 для рабочей среды и имеющими на ограничивающих каналы 3 боковых поверхностях турбулизаторы 4, и сквозные отверстия 5, выполненные в пластине 1 и ребрах 2 в виде полуцилиндрических выступов, расположенных в шахматном порядке по обе стороны боковых поверхностей ребер 2, имеющих на наружных торцах продольные синусоидальные выемки 6. При установке теплообменника в нижнем бачке 7 радиатора 8 двигателя внутреннего сгорания в сквозных отверстиях

5 установлены полые винты 9, а по периметру крайних ребер 10 и вокруг отверстий

5 выполнены пазы, в которых установлены уплотнительные элементы 11 и 12. Теплообменник стянут по периметру крайних ребер 10 посредством болтов 13 и имеет подводящий, отводящий и переточный коллекторы 14 — 16.

Теплообменник работает следующим образом.

Одна из сред, например смазочное масло, из системы смазки двигателя внутреннего сгорания поступает в подводящий коллектор 14, из которого распределяется по каналам 3, после чего из каналов 3 через переточный коллектор 16 поступает снова в каналы и проходит по ним в обратном направлении, после чего из каналов 3 через специальный вырез в пластине 1 (не показан) поступает снова в каналы 3, расположенные на другой стороне пластины 1, проходя по которым в обратном направлении, собирается в коллекторе 16. Затем смазочное масло из переточного коллектора 16 направляется по каналам 3 в обратном направлении, из которых через отводящий коллектор 5 выводится из теплообменника, совершая тем самым четырехходовое движение.

Другая среда, например вода, из системы охлаждения двигателя, обменивается теплом с маслом, проходя с наружной стороны теплообменника по синусоидальным выемкам

6 и через полые винты 9 в пластине 1 и ребрах 2. Теплообмен при этом интенсифици-!

0 руется благодаря выполнению каналов 3 синусоидальными и дополнительной турбулизации потока масла посредством выполненных полуцилиндрических выступов 4 на боковых поверхностях ребер 2. Кроме того, выполнение наружной стороны теплообменника ребристой (с синусоидальными выемками 6) дополнительно интенсифицирует телообмен по охлаждающей жидкости (воде).

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет интенсифицировать теплооб20 мен и повысить герметичность теплообменника.

1. Теплообменник для системы жидкост25 ного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащий плоскую пластину с ребрами на обеих сторонах, образующими синусоидальные каналы для рабочей среды и имеющими на ограничивающих эти каналы боковых поверхностях турбулизаторы, и

З0 сквозные отверстия, выполненные в пластине и ребрах, отличающийся тем, что, с целью интенсификации теплообмена, турбулизаторы выполнены в виде полуцилиндрических выступов, расположенных в шахматном порядке по обе стороны боковых поверхностей ребер.

2. Теплообменник по п. 1, отличающийся тем, что ребра на наружных торцах имеют продольные синусоидальные выемки.

3. Теплообменник по п. 1, отличающийся

40 тем, что, с целью повышения герметичности при установке его в нижнем бачке радиатора двигателя внутреннего сгорания, в сквозных отверстиях установлены полые винты, а по периметру крайних ребер и вокруг отверстий выполнены пазы, в которых установлены уплотнительные элементы.

1267152

1267152

Редактор Ю. Середа

Заказ 5751/34

Составитель Ю. Карпенко

Техред И. Верес Корректор E. Рошко

Тираж 589 Подписное

ВКИИГ1И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППГ1 «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4