Способ испытания биметаллических подшипников скольжения на адгезию

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к испытанию биметаллических подшипников скольжения на адгезию,позволяет повысит1з точность и достоверность оценки адгезии слоев покрытия и основы и снизить тpyдoe жocть испытаний . На основе прорезают пазы до выхода в покрытие параллельно оси симметрии . Диски и полосы подвергают вращению в центрифуге. По значению частоты вращения, при которой происходит отрыв слоев друг от друга, суi дят о величине адгезии на участках. (П 6 ип. ,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3831006/25-27 (22) 25. 12.84 .(46) 30. 10.86. Бюл. В 40 (71) Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени институт текстильной и легкой промышленности им. С.И Кирова (72) И.Я.Пинус, А.В.Смыков, Б.Н.Куценко и В.Н.Васерин (53) 621.822.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1128142, кл. G 01 N 3/08, 1983.

Chalmers В. Adhesion testing in

Bearings. — Испытание подшипников на адгезию. The Journal of the Institute of Metals, 1942, ч. 68, july, part. 7, рр.253-256.

ÄÄSUÄÄ 1267227 А1 (5д 4 G 01 N. 19/04, G О1 М 13/04 (54) СПОСОБ ИСПЬГГАНИЯ БИМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ НА АДГЕЗИЮ (57) Изобретение относится к испытанию биметаллических подшипников скольжения на адгезию,йозволяет повысить точность и достоверность оценкй адгезии слоев покрытия и основы и снизить трудоемкость испытаний. На основе прорезают пазы до выхода в покрытие параллельно оси симметрии. Диски н полосы подвергают вращению в центрифуге. По значению частоты вращения, при которой происходит отрыв слоев друг от друга, су- а дят о величине адгеэии на участках.

Ь ил.

1267227

Изобретение относится к машиностроен|лю и может быть использовано при производстве биметаллических под шипников скольжения, а именно на стадии испытания их физико-механических сНоНсТВ или отработки технологии их заливки.

Целью изобретения является повышение точности и достоверности оценки адгеэии покрытия к основе путем увеличения поверхности, контролируемой при испытаниях, и снижение трудоемкости испытания биметаллических подшипников скольжения на адгезию, 15

На фиг. 1 схематически изображен цилиндрический подшипник скольжения, подготовленный к испытаниям на адгезию; на фиг ° 2 — то же, вид сверху; на фиг.3 — плоский подшипник, подго-, товленный к испытаниям на адгезию; на фиг.ч — то же, вид сверху; на фиг.5 — крепление на центрифуге части плоского подшипника в виде полосы после разрезки его; на фиг.б — центрифуга 9, вид слева.

На основе 1 прорезают пазы 2 до выхода в покрытие 3 параллельно оси симметрии 0 0z (фиг.1) . Подшипник разрезают по плоскостям 4 на диски э (фиг.2). Испытуемые участки

30 адгезионной поверхности 6 и участки

7 ограничены пазами 2 и плоскостями разрезов 4. Плоский подшипник разрезают по плоскостям 4 на полосы 8, которые поочередно закрепляют на

1 центрифуге 9.

Боковь|е стенки пазов в цилиндрическом подшипнике лежат в плоскости, проходящей через ось подшипника

0,0 2, т.е. пазы имеют сечение в ви40 де клина, сужающегося к оси подшипника (фиг.1 ). В подшипнике плоской формы пазы перпендикулярны оси вращения 0 0, и поэтому имеют в сечении форму прямоугольника.

- Диски и полосы подвергают вращению в центрифуге 9 (на фиг.5 и 6 она показана условно), где их закрепляют с помощью планшайб или другим способом (на фиг.5, б не показано). о

Диски приводят во вращение вокруг оси 0,0р (фиг.l), полосы — вокруг оси 0>0л (фиг. 6) °

Испытания в центрифуге проводят следующим образом. 55

Все испытуемые участки подшипника маркируют. Диски (или полосы) закрепляют и приводят во вращение. Ро мере увеличения частоты вращения участки 7 наружного слоя диска 5 или полосы 8, ограниченные пазами 2, один за другим отрываются и выпадают в бункер (не показан) . Номер участка и частоту вращения фиксируют. Таким образом получают данные по всем участкам. Формула для определения уцельного напряжения отрыва слоев покрытия от основы имеет вид (- — -) Уь R

3п

30 где и — частота вращения, при кото-! рой произошел отрыв, об/мин, У- удельная масса материала наружного слоя, для баббита

7,2; для стали 7,8;

Ь вЂ” толщина наружного слоя, м;

R — расстояние, на котором находится испытуемый участок адгеэионной поверхности от оси вращения, м.

Способ испь1тания биметаллических подшипников скольжения на адгеэию позволяет повысить точность и достоверность оценки адгезии покрытия к основе путем увеличения коитролируемой при=испытаниях поверхности и уменьшить трудоемкость испытаний эа счет усовершенствования процедуры выделения испытуемых участков и использования центробежных сил для создания силы отрыва слоев друг от друга.

Формула изобретения

Способ испытания биметаллических подшипников скольжения на адгезию, включающий разметку и выделение участков адгезионной поверхности и последующее воздействие на них силой, отличающийся тЪм, что с целью повышение точности и достоверности оценки адгеэии слоев покрытия и основы и снижения трудоемкости испытаний, выделение участков адгеэионной поверхности в подшипнике осуществляют путем нарезания пазов с равномерным шагом по нормали к зоне стыка в наружном слое до выхода в следующий слой, после чего воздействуют центробежными силами на выделенные участки посредством их вращения и по значению частоты вращения при которои происходит Отрыв слоев друг от друга, судят о величине адгезии на участках.

) 2bl 227

01,D

9Зиг. б

Составитель В.Городничев

Текред! М.Моргентал Корректор Е.Рошко

Редактор Э.Слиган

Заказ 5755/38 Тираж 778 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, F.-35, Раущская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãððîö, ул.Проектная, 4