Устройство для обучения радиотелеграфистов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при подготовке радиотелегра4мстов. Цель изобретекия - расширение дидактических возможностей устройства. Устройство со держит генератор 1 импульсов, счет чик 2, формирователь 4 кодов Морзе, регистр 5, звуковой генератор 6, ключ 7, электроакустический преобразователь 9, пульт 10 обучаемого, блок 11 сравнения и два элемента задержки 14 и 15. Введение в устройство дешифратора 3, делителя 8 напря .жения, реверсивного счетчика 12 и блока 13 индикации обеспечивает возможность определения слухового порога при приеме знаков кода Морзе у. радиотелеграфистов. 1 ил.

СО)ОЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) 01) (5o 4 С 09 В 19/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ASTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ,,)3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3831690/24-24 (22) 26.12.84 (46) 30.10.86. Бюл. У 40 (72) В, Д. Крюков, Е. Д. Крюков, А. И. Петренко и Е. К. Власов (53) 681.3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф.1176370., кл. G 09 В 19/26, 11.03.84. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ (57) Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при подготовке радиотелеграфистов. Цель изобрете» ния — расширение дидактических возможностей устройства. Устройство со» держит генератор 1 импульсов, счет-. чик 2, формирователь 4 кодов Морзе, регистр 5, звуковой генератор 6, ключ 7, электроакустический преобразователь 9, пульт 10 обучаемого, блок 11 сравнения и два элемента задержки 14 и 15. Введение в устройство дешифратора 3, делителя 8 напряжения, реверсивного счетчика 12 и блока 13 индикации обеспечивает воэ.можность определения слухового поро га при приеме знаков кода Морзе у. радиотелеграфистов. 1 ил.! 26!465

25

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к обучающим устройствам, и мо— жет быть использовано при подготовке радиотелеграфистов.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства за счет обеспечения возможности определения слухового порога при приеме знаков кода Морзе у радиотелеграфистов, На чертеже изображено устройство для обучения радиотелеграфистов, Устройство соцержит генератор 1 импульсов, счетчик 2, дешифратор 3, формирователь 4 кодов Морзе, регистр

5, звуковой генератор 6, ключ 7, делитель 8 напряжения, электроакустический преобразователь 9, пульт 10 обучаемого, блок 11 сравнения, реверсивный счетчик 12, блок 13 инцикаторов, элементы 14 и 15 задержки.

Формирователь 4 кода Морзе включает регистр 5, элементы 14 и 15 задержки, переключатели 16, -16,, шифратор 1?.

Пульт 10 обучаемого содержит триггеры 18, -18 и кнопки 19„" — 19, ответа. !

Перед каждой кнопкой размещен шильдик, в который вставляется буква, соответствующая установленному знаку кода Морзе. Блок 11 сравнения содержит элементы ЗАПРЕТ 20, -20„ и 2),—

214,. а также инверторы 22, -22,, Блок !

3 содержит индикатор 23 и дешифра.тор 24. Устройство также влючает дешифратор 25. Электроакустический преобразователь содержит усилитель

26 и головные телефоны 27. Счетчик

2 и дешифратор 3 являются элементами распределителя 28 импульсов.

Устройство работает следуюшнм образом, При включении питания на первом выходе генератора 1 появляется импульс, который воздействует на R входы триггеров 18, -18, устанавливая последние в исходное {нулевое) состояние, и поступает на вход счет.чика 2, распределителя 29 импульсов, вызывая появление на первом выхоце дешифратора 3 логической "1", Эта

И И

1 через инвертор 22, прикладывает ся к второму входу первого элемента

21, (запрещающему входу элемента

3AIIPET) в блоке 11 подготавливая цепь верного ответа, и к второму входу элемента 20, (запрещающему входу элемента 3AIJPFT), подготавливая

40 45

М цепь неверного ответа, и через переключатель 16„ — к входу шифратора !7, обеспечивая появление на его выходах соответствующего знака кода

Морзе в виде двоичнсго формализованного числа, Одновременно этот же импульс через первый элемент 14 задержки формирователя 4 поступает на первый вход регистра. 5, осуществляя перевод последнего в режим параллельной записи, а пройдя через второй эле" мент 16 задержки, поступает на второй вход регистра 5, обеспечивая параллельную за.пись двоичного числа с выходов шифратора 17 в регистр 5.

При поступлении импульсов с второго выхода генератора 1 на третий вход регистра 5 происходит выдвижение двоичной комбинации, отображающей структуру телеграфного знака (тиретрн "1", точка — одна "1", пауза между элементами и знаками "0"), которая с выхода регистра 5 поступает на первый вход ключа 7, который преобразует тональную частоту, вырабатываемую генератором 6 в тональные сигналы кода Морзе, Испытуемый, прослушав знак кода

Морзе, опознает его и нажимает соответствующую кнопку 19, на шильдике которой обозначена опознанная им буква> например, "А" °

Если обучаемый правильно опознал знак, то при нажатии кнопки 19 единичный потенциал с выхода триггера

181 поступает на первые входы элементов (информационнйе входы элементов

ЗАПРЕТ) 20, и 21, блока 11, на вторые входы которых с первого выхода дешифратора 3 поступают единичный и и нулевой потенциал соответственно из- за наличия инвертора 21, на входе элемента 21. блока 11, Таким образом, единичный потенциал верного ответа, прохождение которого разрешено, с выхода элемента ЗАПРЕТ. 21, поступает на первый вход (вход прямого счета) реверсивного счетчика 12, вследствие чего дешифратор 25 меняет свое состояние, Производят коммутацию соответствующего резистора в делителе 8 для ослабления громкости при поступлении следующего знака Морзе на вход электроакустического преобразователя °

Таким образом, в ходе приема знаков при верном их опознании, громкость!

267465 формула изобретения

Составитель О, Болдырев

Техред Л.Сердюкова Корректор В. Бутяга

Редактор И, Касарда

Заказ 5783/50 Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Прбектная, 4» воспроизведения будет уменьшаться, приближаясь к индивидуальному слуховому порогу испытуемого в приеме телеграфных знаков, В этом случае радиотелеграфист может неправильно

f I 11 опознать знак, например А, т,е, вместо кнопки 19 нажать кнопку 19,, на шильдике которой обозначен знак

"Б", Тогда единичный потенциал с выхода триггера 18 поступает на пер- !0 вые.входы элементов ЗАПРЕТ 20 и 21 при этом на их вторые входы с второго выхода дешифратора 3 подаются нулевой и единичный потенциалы соответственно из-за наличия инвертора 21,, 15

Таким образом, единичный потенциал неверного ответа, прохождение которого не запрещено с выхода элемента

ЗАПРЕТ 20» поступает на второй вход (вхоц обратного счета) реверсивного 2р счетчика 12, вследствие чего дешифратор 25 меняет свое состояние, производя коммутацию резисторов в делителе 8 для повышения громкости при поступлении следующего знака кода Mop" 2g зе.

При поступлении следующего импульса с первого выхода генератора 1 триггеры 18, -18 . устанавливаются в исход11 II но е состояние, логическая 1 появяяе тся, например, на четвертом выходе дешифр атор а 3 и через переключатель 16 — на шифраторе 7, обеспечивая формирование следующего знака, например, "Г", Работа элементов устройства в данном случае аналогична.

Таким образом, в процессе опознания громкость звучания знаков адаптивно приближается к слуховому поро40

ry радиотелеграфиста, при этом индиI катор 13 отображает состояние реверсивного счетчика 12 и дешифратора 25, по показаниям которого делается заключение о способности оператора к приему знаков при громкости, ниже

Ф номинальной °

Устройство для обучения радиотелеграфистов, содержащее пульт обучаемого, генератор звуковой частоты, распределитель импульсов, электроакустический преобразователь, блок сравнени и последовательно соединенные генератор импульсов, формирователь кодов Морзе и ключ, второй вход которого подключен к выходу генератора звуковой частоты, второй выход генератора импульсов соединен с вторым входом формирователя кодов

Морзе и входами пульта обучаемого и распределителя импульсов, выходы которых подключены к соответствующим входам блока сравнения, входы группы формирователя кодов Морзе подключены к выходам распределителя импуль сов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что с целью расширения дидактических зозможностей устройства, в него вве" дены последовательно соединенные дешифратор и делитель напряжения, второй вход которого соединен с выходом ключа, а выход соединен с входом электроакустического преобразователя, реверсивный счетчик, входы которого соединены с выходами блока сравнения, блок индикации, входы которого соединены с соответствующими выходами реверсивного счетчика и. входами дешифратора,