Цепной конвейер (его варианты)
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. Цепной конвейер, включаюш,ий приводную тяговую цепь, огибающую поворотные звездочки, натяжное устройство, ведущие и последовательно установленные дополнительные звездочки на валах, между которыми расположены ветви тяговой цепи, и элементы поджатия прямолинейных участков тяговой цепи к звездочкам, отличающийся тем, что, с целью увеличения надежности и долговечности путем уменьшения усилия натяжения тяговой цепи на поворотных участках, дополнительные звездочки установлены перед и за поворотным участком тяговой цепи и кинематически связаны между собой, при этом одна из дополнительных звездочек установлена на валу с возможностью поворота и последуюплей фиксации. 2. Цепной конвейер, включающий приводную тяговую цепь, огибающую поворотные звездочки, натяжное устройство, ведущие и последовательно установленные дополнительные звездочки на валах, между которыми расположены ветви тяговой цепи, и элементы поджатия прямолинейных участков тяговой цепи к звездочкам, отличающийся тем, что, с целью увеличения надежности и долговечности путем уменьщения усилия натяжения тяговой цепи на поворотных участках, каждая из дополнительных звездочек зацеплена с прямой и обратной ветвями тяговой цепи у ее поворотных участков , при этом по крайней мере одна из дополнительных звездочек подпружинена в направлении ближайшего к ней поворотного участка с возможностью перемещения в этом направлении, а поворотная звездочка этого поворотного участка подпружинена относительно указанной дополнительной звездочки в направлении ее перемещения.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1268482
А1 (51) 4 В 65 G 23/44, 23/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3719807/27-03 (22) 17.02,84 (46) 07.1 1.86. Бюл. № 41
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (71) Всесоюзный -конструкторско-технологический институт строительного и дорожного машиностроения (72) И. Н. Ивуков (53) 621.867.1 (088.8) (56) Патент США № 3612255, кл. 198 — 189, !971.
Авторское свидетельство СССР № 1134486, кл. В 65 G !7/12, 1983. (54) ЦЕПНОИ КОНВЕЙЕР (ЕГО ВАРИАНТЫ) (57) 1. Цепной конвейер, включающий приводную тяговую цепь, огибающую поворотные звездочки, натяжное устройство, ведущие и последовательно установленные дополнительные звездочки на валах, между которыми расположены ветви тяговой цепи, и элементы поджатия прямолинейных участков тяговой цепи к звездочкам, отличаюи ийся тем, что, с целью увеличения надежности и долговечности путем уменьшения усилия натяжения тяговой цепи на поворотных участках, дополнительные звездочки установлены перед и за поворотным участком тяговой цепи и кинематически связаны между собой, при этом одна из дополнительных звездочек установлена на валу с возможностью поворота и последующей фиксации.
2. Цепной конвейер, включающий приводную тяговую цепь, огибающую поворотные звездочки, натяжное устройство, ведущие и последовательно установленные дополHèòåëьные звездочки на валах, между которыми расположены ветви тяговой цепи, и элементы поджатия прямолинейных участков тяговой цепи к звездочкам, отличаюигийся тем, что, с целью увеличения надежности и долговечности путем уменьшения усилия натяжения тяговой цепи на поворотных участках, каждая из дополнительных звез- Ж дочек зацеплена с прямой и обратной ветвями тяговой цепи у ее поворотных участ- Ц ф ков, при этом по крайней мере одна из дополнительных звездочек подпружинена в направлении ближайшего к ней поворотного участка с возможностью перемещения в этом направлении, а поворотная звездочка этого поворотного участка подпружинена ) относительно указанной дополнительной звездочки в направлении ее перемещения.
1268482
Изобретение относится к промышленному транспорту, а именно к цепным конвейерам.
Целью изобретения является увеличение надежности и долговечности путем уменьшения усилия натяжения тяговых цепей на поворотных участках.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема поворотного участка с углом 90, на фиг. 2 — то же, с углом 180 ; на фиг. 3 —— кинематическая схема устройств ходовых частей экскаваторов, тракторов, кранов и т.д.; на фиг. 4 — кинематическая схема натяжного устройства поворотной звездочки для гусеничной цепи на фиг. 3.
Цепной конвейер содержит тяговую цепь 1, огибающую под углом 90 поворотные звездочки 2, ведущие (не показаны) и последовательно установленные дополнительные звездочки 3 на валах 4 и элементы поджатия прямолинейных участков тяговых цепей 1 к дополнительным звездочкам 3, выполненные в виде упорных роликов 5. Дополнительные звездочки 3 установлены последовательно вдоль тяговой цепи 1 перед и за поворотным участком и клнематически связаны между собой замкнутой цепью 6, охватываюгцей звездочки 7 и 8, закрепленные на валах 4. Одна из дополнительных звездочек 3 для обеспечения натяжения тяговой цепи на поворотном участке установлена на валу 4 с возможностью поворота и последующей фиксации, например, с помощью фрикцион ного тормоза (не показан), состоящего из разрезной втулки, расположенной соосно оси вращения дополнительной звездочки 3 B ее ступице, двух конусов, контактирующих с внутренней поверхностью втулки по ее концам и находящихся на шлицах вала 4 с жестко закрепленной на нем звездочкой 7, и гайки, стягивающей конусы.
Тяговая цепь 1 протягивается между дополнительными звездочками 3 и упорными роликами 5, причем участок тяговой цепи 1, находящийся между дополнительными звездочками 3, изолирован от нагрузок, действующих на тяговук> цепь 1 за дополнительными звездочками 3 за счет того, что дополнительные звездочки 3 кинематически связаны между собой цепью 6 и поэтому воспринимают на себя эти нагрузки, не пропуская их на поворотный участок.
Минимально необходимое натяжение устанавливается путем расфиксирования одной из дополнительных звездочек 3, ее поворота относительно вала 4 и фиксирования ее в этом положении, для чего сначала отпускают конуса, отвинчивая гайку, и после поворота дополнительной звездочки 3 стягивают конуса для того, чтобы разрезная втулка прижалась к внутренней поверхности ступицы дополнительной звездочки 3 и затормозила ее относительно вала 4 со звездочкой 7.
Потери на грузок на сопротивлениях в местах перегибов трассы конвейера возрастают прямо пропорционально наряжению цепи. Уменьшение натяжения цени в поворотных участках приводит к пропорциональному уменьшению сопротивлений в них, в том числе и среднего удельного давления
Р,„в шарнирах тяговой цепи, это в свою очередь приводит и пропорциональному уменьшению величины износа цепи, что позволяет отказаться от использования коэффициента ослабления расчетного сечения деталей цепи при предельно допускаемом износе К, учитываемого при расчете запаса прочности и цепи. Ум«ньшение и на величину К = 1,4 — 1,6 пропсрционально уменьшаеТ допускаемую нагрузку на цепь, что позволяет применить в конвейере более экономичную цепь.
Уменьшение износи шарниров цепи увеличивает долговечность ее по износу, а следовательно, повышается надежность работы конвейера в целом.
Другой вариант выполнения цепного конвейера, имеюц;его дв» поворотных под углом 180 участка (фиг. 2), отличаемся от описанного тем, что каждая из дополнительных звездочек 3 зацеплена с прямой 9 и обратной 10 ветвями .тяговой цепи у ее поворотных участков, при этом по крайней
30 мере одна из дополнительных звездочек 11 гюдпружинена посредством упругого элемента 12 в направлении ближайшего к ней поворотного участка тяговой цепи 1 с возможностью перемещения в этом направлении по направляющим 13. а поворотная звездочка 14 на этом поворотном участке подпружинена посредством упругого элемента
15 относительно дополнительной звездочки 11 в направлении перемещения последней и установлена в направляющих 13. Вторая
4ц дополнительная звездочка 16 выполнена приводной, а поворотная звездочка 17 с натяжным устройством 18.
Дополнительная звездочка 6, являющаяся приводной, перемещает бесконечнозамкнутую тяговую цепь !. Прямая ветвь 9
4 вращает дополнительную звездочку 11. которая в свою очередь тянет обратную ветвь 10. Расчетное натяжение прямой 9 и обратной 10 ветвей тяговой цепи 1 осугцествляется перемещением в направ, ляющей 3 дополнитсльной зв«злочки 11 под действием упругоп> элемента 12. Минимально необходимое натяжение поворотных участков тяговой цепи 1 осуществляется за счет перемещения гн>воротных звездочек
14 и !7 упругим элеменпгом 15 и натяжным устройством 18.
Цепной конвейер, показанный на фиг. 3. отличается тем, что тяговая цепь в нсм представлена гусеничной цепью 19 в хо1268482
Составитель Б. Толчанов
Редактор И. Николайчук Техред И. Верес Корректор И. Муска
Заказ 5983/19 Тираж 833 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 415
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 довой части, например, экскаватора, содержащей натяжное устройство 20, поворотные звездочки 21, натяжное устройство 22 дополнительной звездочки 23, приводную дополнительную звездочку 24, опорные колеса 25 и упорные ролики 26. Натяжное устройство 20 поворотной звездочки 21 данной ходовой части отличается от описанных (фиг. 2) тем, что в нем дополнительно содержатся регулируемый упор 26 для ползуна 27 (фиг. 4) и регулятор 28, например болт.
Работа ходовой части аналогична работе цепного конвейера по фиг. 2, однако снизу ходовой части грунт, выполняющий функции упорных роликов, не постоянен, т.е. есть реальная возможность потери опоры и выxo3à B этом случае гусеничной цепи 19 из зацепления с дополнительнычи звездочками 23 и 24 за счет провисания гусеничной цепи 19. В момент провисания гусеничной цепи 19 ближайшая поворотная звездочка 21 перемещается в ползунной паре в направлении провиса. Исчерпав зазор д" до регулируемого упора 26, ползун 27 останавливается, а вместе с ним останавливается и соответствующая поворотная звездочка 21.
Дальнейшее провисание гусеничной цепи 19 прекрагцается.