Шариковая винто-реечная передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в нривода.х подач станков с большой длиной перемещения исполнте.чьны.х органов. Це .ью настоящего изобретения является повышение нагрузочной способности и жесгдости передачи за счет выполнения скьизного паза в рейке. Для обеспечения этой цели в шариковой винтореечной передаче, содержа111 ,ей рейку 1, взаимодействующий с последней винт 1C, установленный в опора.х 8 и 9, пюрики 35, размешенные в канавка.х винта и рейки, и устройство для поджима Biiirra к рейке, рейка 1 ло всей длине имеет сквозной иаз, пшрина которого меньше диал;е ра BiiHTa, а опоры 8 и 9 выполнены ri,:ia1 аю1цил;и в рад1 альном направлении. Возможнь:е погрешпостг. изготовления винта if, и 5)ейки 1 компенс1;руются радиальными Сл;еш,еннями винта 10 в упорны.х плавающих опооах 8 и 9. Натяг в паре винт 10 - рейка 1 осчщсствляют ввинчиванием винтов, дeфop illpyюпlи.x рейку в радиальном направлении . При этом диаметр сквозного паза 2 уменьшается, что приводит к появлению радиальио ч) натяга в передаче. 3 ил. Si. i iJSr Wj
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН! 1о Н 20,2!3, !9 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV CBNPETEAbCTBV
l(p;
C :
ВИН 1 ОРЕЕЧНА(-1 (54) ШАРИКОВАЯ
ПЕРЕДАЧА () —
21 и
7 I 2ЯФ
I- ((А Ю, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3847740/25-28 (22) 15.01.85 (46) 15.11.86. Бюл. ¹ 42 (71) Московский станкоинструме;.(:-:льный институт и Одесский завод препизиоп:|ых станков им. XX (съезда КПСС (72) В. Г. Беляев, О. В. Рыоасспко, А. Е. Мясоед, Г. П. Феофанов и В. В. Тимченко (53) 621-231.223 (088.8) (56) Сосонкин В. Л. и др. Программ ии управление станками. М.; Мап|иностроенис, 1981, с. 36, фиг. 1.23.
Лещенко В. А. CTBHKH C IH(iIOI(bi(Xi |1;)О— граммным управлением (специализированные). М.: Машиностросни(. !979, с. 9.; фиг. 3.22. (57) Изобретение относится к маши|!Остроению и может быть использовано. н„пример, в приводах подач станков с больп!Ой длиной
„„30„„1270465 А1
|! рЕМЕ!цЕНИя Исп|ОЛНИ1ЕЛЬНЫХ ОрГBH;)B. ЦЕ,.hi0 настoiHI)pi о изосрстения являст я повыи!ение на! рузочной способности и ж с . ости
ПЕРСД»ЧП За (IPT ВЫП0.1НЕНИЯ СКВОЗ!|ОГ() паз;3 13 райKP. Для Об(спсчения этой ||ели В и!ариковой винторесчной передаче, соде,жащей !)с|й|кх 1, взаимодействующии с пос.l(н(. и Винт 1((, установленный! В o(lopax
8 и ., !Парики 35, размещенные в канавках
Вин|(3 и рейки, и устройство для под)кима (вип1» K рег е, рейка 1 |к) всей длине имеет сквозной паз, ширина которого меньше диасе "р» !!i i.!ITB, B ОПО1)ь! 8 H 9 I3bII30.1HPH I II. IB3»к и.", .и 3 радиальном направлении. Возмо+:и;.; Погрсп|ност|; изготовления винта ! (! и !)Pilbi! 1 ком!!снс!|рмlотся радиа.1ьнь|ми
Ох|с|1,piilIH)Ill вин (10 В уllopHblx п.|аВающих
0|нивах 8 и 9. Натяг в паре винт !Π— — рейKB 0cN щсствляю: Ввинчиванием винтов, деформ! руюпц3х рейку в радиальном направи(н(|и. При этом диаметр сквозного паза 2
xмсньшается, |то приводит к появлению р».1i1B, Iь||()! О Натя »! !3 I P1)Ð1B IP 3 И.l.
1270465
Форму,га изобретения
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например в приводах подач станков с большой длиной перемещения исполнительных органов.
Цель изобретения — повышение нагрузочной способности и жесткости передачи за счет выполнения сквозного паза в рейке.
На фиг. 1 изображена шариковая винтореечная передача, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3— разрез Б — Б на фиг. 1.
Рейка 1, имеющая по всей длине сквозной паз 2, закреплена на станине 3 с помощью винтов 4 и шпонок 5. На направляющих станины 3 установлен суппорт 6, на котором размещен корпус 7 опор 8 и 9 винта 10, соединенный с суппортом 6 стойкой 11, обойма 12 и корпус 13 ведомых шестерен 14 и 15 конической передачи привода винта 10, соединенный с суппортом 6 стойкой !6. Винт 10 соединен с шестерней
14 сильфонной муфтой 17. Стойки 11 и 16 проходят через прорезь 18 рейки 1, охватывающей винт 10. Шестерни 14 и 15 жестко соединены между собой и установлены на радиально-упорных подшипниках в корпусе 13. Винт 10 связан с приводным электродвигателем 19 безлюфтовой зубчатой передачей, включаюгцей две ведущие шестерни 20 и 21, валы которых проходят через прорезь 18, входящие в зацепление соответственно с шестернями 14 и 15. Кроме того, шестерни 20 и 21 связаны между собой косозубыми зубчатыми колесами 22 и 23, причем колесо 22 имеет возможность осевого смещения по валу 24 шестерни 20 под действием пружины 25. Концы ви нтовой канавки 26 винта 10 соединены каналом 27 возврата шариков 28. Перевод шариков из канавок 26 в канал 27 и обратно осуществляют втулки 29.
Узел свободного радиального смещения винта относительно суппорта включает винт 10, соединенный с шестерней 14 сильфонной муфтой 17, установленной в опорах
8 и 9 корпуса 7, соединенного с суппортом 6 стойкой 11, и регулировочную гайку 30.
Опоры 8 и 9 допускают радиальное смещение винта 10 относительно суппорта 6.
Узел радиальной деформации рейки включают станину 3 с выполненным в ней пазом 31, установленные в нем рейку 1 и винты 32, ввинченные в резьбовые отверстия 33 одной из стенок паза 31 и стопорящиеся от самовывинчивания гайками 34.
l5
З0
2
Кроме того, передача содержит шарики 35, размещенные в канавках винта и рейки
Шариковая винтореечная передача работает следующим ооразом.
Крутящий момент от электродвигателя !9 передается непосредственно на ведушую шестерню 21 и через зубчатую передачу, образованную колесами 22 и 23, на ведущую шестерню 20. Через конические зубчатые передачи крутящий момент передается на ведомые шестерни 14 и 15, жестко связанные между собой. Передача крутягцего момента по двум направлениям необходима для ликвидации люфтов в приводе винта.
При этом шестерни 20 и 21 разворачиваются относительно друг друга за счет осевого смешения косозубого колеса 22 по валу 24 под действием пружины 25. От ведомых шестерен 14 и 15 крутящий момент передается на винт !О через сильфонную муфту
17. При взаимодействии винта !О с резьбовой рейкой и возникает осевая сила, приложенная к винту 10 Эта сила воспринимается опорами 8 и 9 и перемещает суппорт 6
lIo направляюи!им станины 3. Возможные погрешности изготовления и монтажа винта и рейки компенсируются радиальными смещениями винта 10 в опорах 8 и 9, величина предварительного осевого натяга в которых регулируется гайкой 30. Натяг в паре винт
10-рейка 1 осуществляют ввинчиванием винтов 32, деформируюгцих рейку в радиальном направлении. При этом диаметр сквозного паза 2 уменьшается, что приводит к появлению радиального натяга в передаче. При использоваHèè арочного профиля канавок винта и рейки или при смещенных витках резьбы винта радиальный натяг обеспечивает отсутс.-вие осевых люфтов в передаче.
Шариковая винтореечная передача, содержащая рейку, взаимодействуюгций с последней винт, усг ановленный в опорах, шарики, размешенные в канавках винта и рейки, и устройство для поджима винта к рейке, отличаюи!аяся тем, ITQ, с целью повышения нагрузочнсй способности и жесткости передачи, рейка в радиальном направлении по всей длине имеет сквозной наз, ширина которого м ныне диаметра винта, а опоры — плавающие в радиальном направлении.
1270465
/с 1D
Релактор Л. Долин
Заказ 6223 36
Составитель Р. Ожина
Тс рел И. Верее Корректор В. Бутяга
Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Гос ларственного комитета СССР по лелам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35. Раушская наб., д. 4!5
Филиал IIIII I «Патент>.. г. Ужгорол. ул Проектная, 4