Источник сейсмических колебаний

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН бп 4 С 01 V 1/157

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3762515/31-25 (22) 29.06.84 (46) 23.11.86. Бюл, № 43 (71) Харьковский политехнический институт им, В.И.Ленина (72) Л.И,Нечуйвитер, M.Н.Коденко, А.Д.Галуцких, М.И.Глушков и

В.П.Клейменов (53) 550.83(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР №- 811172, кл. С 01 V 1/157.

Информационный листок ¹ 454-80.

Красноярский межотраслевой территориальный центр научи. — техн. информации и пвопаганпы. (54) ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ (57) Изобретение относится к устройствам для возбуждения сейсмических колебаний электродинамическим спосо„„Я0„„1272294 А1 бом. Цель изобретения — повышение производительности источника достигается за счет автоматического устранения дислакации полурам шарнирно сочлененной рамы транспортного средства.

Источник сейсмических колебаний содержит силовую установку, импульсные конденсаторы с разрядниками и излучателями 1, которые укреплены на гидравлических домкратах 2, жестко закрепленных на каждой полураме. В устройство введены гидрораспределители 9 и

10, золотники 11 которых взаимодействуют с рычагом 24. Положение рычага

24 зависит от угла взаимного поворота полурам. Гидрораспределители 9 и 10 через гидросистему управляют работой гидроцилиндров,3, которые устраняют дислакации полурам. 1 з.п. h-лы, 1 ил.

1272294 2

5 !

О

Изобретение относится к устройствам для возбуждения сейсмических колебаний электродинамическим способом.

Цель изобретения — повышение производительности источника за счет автоматического устранения депланации полурам шарнирно сочлененной рамы транспортного средства.

На чертеже показана гидромеханическая схема источника сейсмических колебаний.

Источник содержит силовую установку для передвижения и аккумулирования энергии, трехфазный синхронный генератор, импульсные конденсаторы, воздушные искровые разрядники (не показаны) и излучатели 1, закрепленные на гидравлических домкратах 2, которые жестко крепятся к каждой из полурам таким образом, чтобы обеспечить трехточечность подвески сейсмоисточника на домкратах 2 и излучателях 1 с одновременным равным распределением его веса между излучателями, что необходимо для получения равных сигналов. При этом на задней полураме за— крепляется два гидроцилиндра: левый 3 и правый 4. Гидронасос 5 с обратным клапаном 6 и трехпозиционные гидрораспределители 7 управления с ручным управлением используются те, которые входят в гидросистему транспортного средства и на базе которого создан сейсмоисточник. На задней части 8 горизонтального шарнира в плоскости, перпендикулярной его оси, устанавливаются соосно двухходовые двухпозици- онные распределители 9 и 10, золотники 11, хвостовики которых вставлены до упора в глухие отверстия втулки

12. На передней части 13 горизонтального шарнира закреплены кронштейны 14 и 15 с соосными направляющими, в которых перемещаются упоры 16 и 17, подпружиненные предварительно сжатыми с помощью гаек 18 пружинами 19 и

20. В местах соприкосновения эти упоры имеют проточки 2 1 и 22, в которые вставляется вилка 23 рычага 24, жестко соединенного с втулкой 12, Гидромагистр аль 25., соединяющая гидрораспределитель 7 управления с поршневыми полостями гидроцилиндров

3 и 4, разделяется на две магистрали

26 и 27, каждая из которых соединяется с соответствующим гидроцилиндром

3 и 4 через соответствующие распределители 9 и 10. Для обеспечения чистоты перевода задних излучателей в транспортный режим между поршневыми полостями гидроцилиндров введена гидромагистраль 28 с гидроуправляемым двухпозиционным распределителем 29 с пружинным возвратом. Камера управления распределителем 29 соединена магистралью 30 со штоковыми полостями гидроцилиндров 3 и 4.

Источник сейсмических колебаний работает следующим образом.

В транспортном режиме все штоки гидравлических домкратов 2 вместе с излучателями 1 находятся во втянутом положении, Распределители 7 управления занимают среднее положение, когда все каналы перекрыты и устройство по устранению депланации полурам гидравлически отключено. Горизонтальный шарнир обеспечивает проворот полурам друг относительно друга на необходимый угол по условиям дороги.

При этом механическая часть устройства работает следующим образом, Проворот полурам относительно оси горизонтального шарнира приводит к перемещению рычага 24 с вилкой 23 относительно передней части 13 горизонтального шарнира. Этот рычаг 24 при поворотах через упоры 16 и 17 воздействует на пружины 19 и 20, сжимая их и тем самым обеспечивая возможность беспрепятственной работы горизонтального шарнира. Следовательно, в транспортном режиме устройство для устранения депланации полурам не влияет на функциональные возможности гори-. зонтального шарнира.

В переходном режиме из транспортного в рабочее положение осуществляется поочередное включение трех золотниковых устройств распределителей

7 управления, подключая поочередно домкраты 2 к гидравлической системе транспортного средства — гидронасосу

5 с обратным клапаном 6, нагнетающей и сливной магистрали. Между передними двумя группами домкратов 2 и распределителями 7 управления нет дополнительных гидроэлементов, влияющих на работу гидросхем, поэтому подъем передней полурамы сейсмоисточника зависит только от времени включения распределителей 7, В зависимости от исходного (транспортного) расположения полурам сейсмоисточника на рабочей точке подъем задней полурамы происходит по-разному, з 127

В рабочем режиме полурамы находятся в одной плоскости и поэтому оба распределителя 9 и 10 находятся в положении "Открыто". Транспортное средство приподнято над землей, опираясь на три группы гидроцилиндров, а излучатели под действием массы источника прижаты к грунту, обеспечивая плотный контакт их с землей. После этого включается трехфазный синхрон- 10 ный генератор, который через повьппающее и выпрямительное устройства производит з,арядку импульсных конденсаторов, После зарядки конденсаторов подается синхроимпульс от сейсмостан-15 ции на блок поджига, который подает импульсы напряжения на параллельно работающие разрядники, каждый из которых коммутирует запасенную энергию.

Разрядный ток протекает по изпучате- 20 лям 1, прижатым к грунту инертной массой — транспортным средством, создает импульс силы, приводящий к сейсмическим колебаниям.

В переходном режиме из рабочего в 25 транспортное рабочая жидкость подается в штоковые полости всех гидроцилиндров, а из поршневых полостей на слив. При этом из поршневых полостей гидроцилиндров 3 и 4 на слив рабочая жидкость протекает еще и через распределители 9 и 10. Если не обеспечивается плоскостность полурам, то такое перетекание рабочей жидкости может привести к тому, что один из штоков гидроцилиндров 3 или 4 вместе с излучателями 1 не поднимается в транспортное положение. Это объясняется тем, что при любом провороте полурам перекрывается одна из магистра †лей 26 или 27. Для устранения этого недостатка введена гидромагистраль

28 с гидроуправляемьм гидрораспределителем 29. B связи с тем, что усилие, создаваемое в гидроуправляемой камере гидрораспределителя 29 давле- нием нагнетания гидромагистрали 30 при подъеме излучателей 1 вверх, значительно больше усилия пружинного возврата, золотник его занимает поло- 0 жение "Открыто" и соединяет обе поршневые полости гидроцилиндров 3 и 4.

При таком соединении независимо от того, какая из гидромагистралей 26

2294 4 или 27 перекрыта, рабочая жидкость из поршневой полости с перекрытой гидромагистралью идет на слив через распределитель 29 и поршневую полость другого гицроцилиндра.

Формула из обр ете ния

1. Источник сейсмических колеба ний, содержащий шарнирно-сочлененную раму, установленные на ней силовую установку, излучатели сейсмических сигналов, шарнирно закрепленные на штоках силовых гидроцилиндров и установленные тремя группами, гидрораспределители управления с гидромагистралями, импульсные конденсаторы и воздушные разрядники, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения производительности источника за счет автоматического устранения депланации полурам шарнирно сочлененндй рамы транспортного средства, параллельно горизонтальному шарниру установлены два двухходовых двухпозиционных распределителя с золотниками, размещенные в гидромагистралях, соединяющих гидрораспределитель управления с соответствующими поршневыми полостями задних силовых гидроцилиндров, и установленные соосно на задней части горизонтального шарнира рамы в плоскости, перпендикулярной оси шарнира, два кронштейна с направляющими, в которых установлены предварительно поджатые пружинами, контактирующие между собой торцами упоры с проточками на концах, втулки с глухими отверстиями и рычагом, выполненным в виде вилки, при этом хвостовики золотников двухходовых двухпозиционных распределителей размещены в глухих отверстиях втулок до упора, а вилка рычага установлена в проточках упоров.

2. Источник по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что он снабжен гидромагистралью, установленной между поршневыми полостями задних гидроцилиндров, с гидроуправляемым двухходовым двухпоэиционным гидрораспределителем, снабженным пружинным возвратом и гидрокамерой управления, соединенной со штоковыми полостями задних гидроцилиндров.