Устройство для определения режима работы электропривода постоянного тока с двухзонным регулированием

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электроте.хнике и может быть использовано в системах автоматического управления двухзоннорегулируемым электроприводом. Цель изобретения - повышение точности определения режима работы электропривода. Для этого в устройство введены два дифференцирующих звена и се.мь логических элементов НЕ. Наличие сигнала логической единицы на первом выходе устройства говорит о работе устройства в первой зоне, сигнал логической единицы на втором, третьем и четвертом выходах говорит о работе устройства в первой зоне в режимах разгона, торможения и уста (Л новившемся. Сигнал логической единицы на пятом выходе устройства говорит о работе устройства во второй зоне, сигнал логической единицы на шестом, седьмом и восьмом выходах говорит о работе устройства во второй зоне в режимах разгона, торможения и установившемся. 1 ил. N3 1 IsD 4 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК 511 4 Н 02 Р 5/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 3740507/24-07 (22) 22.05.84 (46) 23.11.86. Бюл. № 43 (71) Азербайджанский институт нефти и химии им. М. Азизбекова (72) В. А. Алиев, А. А. Барьюдин, М. Э. Гальперин, С. Л. Губенко и А. В. Чердаков (53) 62-83: 621. 314. 5 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР № 729801, кл. Н 02 P 5/06, 1980.

Авторское свидетельство СССР № 1022274, кл. Н 02 P 5/06, 1980.

Неймарк Е. Д., Лебедев Е. Д. и др. Управление вентильными электроприводами постоянного тока. — М.: Энергия, 1970, с. 96—

97, рис. 4 — 1.

Авторское свидетельство СССР № 1206942, кл. Н 02 P 5/06, 1984.

ÄÄSUÄÄ 1272443 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

РЕЖИМА РАБОТЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА

ПОСТОЯННОГО ТОКА С ДВУХЗОННЫМ

РЕГУЛИРОВАНИЕМ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления двухзоннорегулируемым электроприводом. Цель изобретения — повышение точности определения режима работы электропривода. Для этого в устройство введены два дифференцирующих звена и семь логических элементов НЕ.

Наличие сигнала логической единицы на первом выходе устройства говорит о работе устройства в первой зоне, сигнал логической единицы на втором, третьем и четвертом выходах говорит о работе устройства в первой зоне в режимах разгона, торможения и установившемся. Сигнал логической единицы на пятом выходе устройства говорит о работе устройства во второй зоне, сигнал логической единицы на шестом, седьмом и восьмом выходах говорит о работе устройства во второй зоне в режимах разгона, торможения и установившемся. 1 ил.

1272443

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления двухзоннорегулируемым тиристорным электроприводом постоянного тока.

Цель изобретения — повышение точности определения режима работы электропривода постоянного тока с двухзонным регулированием.

На чертеже приведена функциональная схема устройства.

Устройство для определения режима работы электропривода постоянного тока с двухзонным регулированием содержит блок

1 задания ЭДС, датчик 2 ЭДС, датчик 3 частоты вращения, датчик 4 потока возбуждения, сумматор 5, знакочувствительные релейные элементы 6 — 8, логические элементы

И 9 — 14 и логические элементы ИЛИ 15 и 16.

При этом входы сумматора 5 соединены с блоком 1 задания и датчиком 2 ЭДС. Первый выход знакочувствительного релейного элемента 6 соединен с первыми входами логических элементов И 9 и 13. Первый выход знакочувствительного релейного элемента 7 соединен с вторым входом логического элемента И 9, а второй — с вторым входом логического элемента И 10. Первый выход знакочувствительного релейного элемента 8 подключен к второму входу логического элемента И 12, выходы логических элементов

И 9 и 10 соединены с входами логического элемента ИЛИ 15.

Устройство содержит также дифференцирующие звенья 17 и 18 и логические элементы НЕ 19 — 25. При этом выход сумматора подключен к входу знакочувствительного релейного элемента 6. Датчик 3 частоты вращения через дифференцирующее звено 17 соединен с входом знакочувствительного релейного элемента 7, выход датчика 4 потока через дифференцирующее звено 18 — с входом знакочувствительного релейного элемента 8.

Первый и третий входы логического элемента И 10 связаны соответственно с первым выходом знакочувствительного релейного элемента 6 и через логический элемент НЕ 19 с первым выходом знакочувствительного релейного элемента 8, второй выход которого подключен к второму входу логического элемента И 12, соединенного своим первым входом с вторым выходом знакочувствительного релейного элемента 6. Выход логического элемента И 9 через логический элемент НЕ

20 подключен к первому входу логического элемента И 11. Выход логического элемента

И 10 через логический элемент НЕ 21 подключен к второму входу логического элемента И 11. Выход логического элемента И 12 соединен с первым входом логического элемента ИЛИ 16 и через логический элемент

HE 25 с третьим входом логического элемента И 14. Выход логического элемента И 13 подключен к второму входу логического эле5

55 мента ИЛИ 16 и через логический элемент

HE 24 к второму входу логического элемента И 14. Первый выход знакочувствительного релейного элемента 6 дополнительно соединен через логический элемент НЕ 23 с первым входом логического элемента И 14 и с третьим входом логического элемента ИЛИ

16, выход которого через логический элемент

НЕ 22 подключен к третьему входу логического элемента И 11 и к третьему входу логического элемента ИЛИ 15. На чертеже позициями 26 — 46 обозначены выходы релейных и логических элементов.

Устройство работает следующим образом.

В режиме разгона электропривода в первой зоне сигнала на выходе блока 1 задания ЭДС больше, чем на выходе датчика 2

ЭДС. На выходе сумматора 5 имеется напряжение положительной полярности, на выходе дифференцирующего звена 17 имеется также напряжение положительной полярности, а сигнал на выходе дифференцирующего звена 18 равен нулю. При этом на выходе 26 знакочувствительного релейного элемента 6 имеется сигнал логической единицы, а на выходе 27 — сигнал логического нуля.

На выходе 28 знакочувствительного релейного элемента 7 имеется сигнал логической единицы, а на выходе 29 — сигнал логического нуля. На выходах 30 и 31 знакочувствительного релейного элемента 8 имеются сигналы логического нуля. При таком состоянии выходов 26 — 31 знакочувствительных релейных элементов 6 — 8 состояния выходов логических элементов схемы следующие: на выходе 33 логического элемента И 9, на выходах 32, 38, 39, 41 и 42 логических элементов НЕ 19, 21, 22, 24 и 25 и на выходе 44 логического элемента ИЛИ 15 имеются сигналы логической единицы, на выходах 34—

36, 43 и 46 логических элементов И 10, 12, 13, 11 и 14 и на выходах 37 и 40 логических элементов НЕ 20 и 23, а также на выходе 45 логического элемента ИЛИ 16 имеются сигналы логического нуля.

Таким образом, в режиме разгона электропривода в первой зоне сигнал логической единицы имеется на первом и втором выходах устройства. При этом сигнал логической единицы на первом выходе устройства свидетельствует о том, что привод работает в первой зоне. Независимо от этого сигнал логической единицы на втором выходе устройства говорит о том, что привод разгоняется в первой зоне. На остальных выходах устройства имеются сигналы логического нуля.

В режиме торможения элекгропривода в первой зоне сигнал на выходе блока 1 задания ЭДС больше, чем на выходе датчика

2 ЭДС. На выходе сумматора 5 имеется напряжение положительной полярности, на выходе дифференцирующего звена 17 на1272443 пряжение отрицательной полярности, а сигнал на выходе дифференцирующего звена 18 равен нулю. При этом на выходе 26 знакочувствительного релейного элемента 6 имеется сигнал логической единицы, а на выходе 27 — сигнал логического нуля. На выходе 28 знакочувствительного релейного элемента 7 имеется сигнал логического нуля, а на выходе 29 — сигнал логической единицы.

На выходах 30 и 31 знакочувствительного ре лейного элемента 8 имеются сигналы логичес кого нуля. При таком состоянии выходов 2631 знакочувствительных релейных элементов

6 — 8 состояние выходов элементов схемы следующее: на выходе 34 логического элемента

И 10, на выходах 32, 37, 39, 41 и 42 логических элементов НЕ 19, 20, 22, 24 и 25 и на выходе 44 логического элемента ИЛИ 15 имеются сигналы логической единицы, на выходах 33, 35, 36, 43 и 46 логических элементов И 9, 12, 13, 11 и 14 и на выходах 38 и 40 логических элементов HE 21 и 23, а также на выходе 45 логического элемента ИЛИ 16 имеются сигналы логического нуля. Таким образом, в режиме торможения электропривода в первой зоне сигнал логической единицы имеется на первом и третьем выходах устройства. При этом сигнал логической единицы на первом выходе устройства свидетельствует о том, что привод работает в первой зоне. Независимо от этого сигнал на третьем выходе устройства говорит о том, что привод работает в режиме торможения в первой зоне. На остальных выходах устройства имеются сигналы логического нуля.

При установившемся движении привода в первой зоне сигнал на выходе блока 1 задания ЭДС больше, чем на выходе датчика 2 ЭДС. На выходе сумматора 5 имеется напряжение положительной полярности, а сигналы на выходе дифференцирующих звеньев 17 и 18 равны нулю. При этом на выходе 26 знакочувствительного релейного элемента 6 имеется сигнал логической единицы, а на его выходе 27, а также на выходах 28—

31 знакочувствительных релейных элементов 7 и 8 — сигналы логического нуля. При таком состоянии выходов 26 — 31 знакочувствительных релейных элементов 6 — 8 состояния выходов логических элементов схемы следующие: на выходах 32, 37, 38, 39, 41 и 42 логических элементов HE 19 — 22, 24 и 25, на выходе 43 логического элемента И 11 и на выходе 44 логического элемента ИЛИ 15 имеются сигналы логической единицы, а на выходах 33 — 36 и 46 логических элементов

И 9, 10, 12 — 14, на выходе 40 логического элемента HE 23 и на выходе 45 логического элемента ИЛИ 16 — сигналы логического нуля. Таким образом, при установившемся режиме работы электропривода в первой зоне на первом и четвертом выходах устройства имеются сигналы логической единицы, а на остальных выходах — сигналы логическо5

25 зо

55 го нуля. При этом сигнал логической единицы на первом выходе устройства свидетельствует о том, что привод работает в первой зоне. Независимо от этого сигнал логической единицы на четвертом выходе устройства говорит об установившемся движении привода в первой зоне.

В режиме разгона электропривода во второй зоне сигнал на выходе блока 1 задания

ЭДС меньше, чем сигнал на выходе датчика

2 ЭДС. На выходе сумматора 5 имеется напряжение отрицательной полярности. На выходе дифференцирующего звена 17 имеется напряжение положительной полярности, а на выходе дифференцирующего звена 18— отрицательной полярности. При этом на выходах 27, 28 и 31 знакочувствительных рслейных элементов 6 — 8 имеются сигналы логической единицы, а на выходах 26, 29 и

30 — сигналы логического нуля. При таком состоянии выходов 26 — 31 знакочувствительных релейных элементов 6 — 8 состояние выходов логических элементов схемы следующее: на выходе 35 логического элемента И 12, на выходах 32, 37, 38, 40 и 41 логических элементов HE 19-21, 23 и 24 и на выходе 45 логического элемента ИЛИ 16 имеются сигналы логической единицы, а на выходах 33, 34, 36, 43 и 46 логических элементов И 9, 10, 13, 11 и 14, на выходах 39 и 42 логических элементов НЕ 22 и 25 и на выходе 44 логического элемента ИЛИ 15 имеются сигналы логического нуля. Таким образом, в режиме разгона электропривода во второй зоне на пятом и шестом выходах устройства имеются сигналы логической единицы, а на остальных выходах устройства имеются сигналы логического нуля. При этом наличие сигнала логической единицы на пятом выходе устройства говорит о работе электропривода во второй зоне. Независимо от этого сигнал логической единицы на шестом выходе устройства говорит о разгоне привода во второй зоне.

В режиме торможения электропривода во второй зоне сигнал на выходе блока 1 задания ЭДС больше, чем на выходе датчика 2

ЭДС. На выходе сумматора 5 имеется напряжение положительной полярности. На выходе дифференцирующего звена 17 имеется напряжение отрицательной полярности, а на выходе дифференцирующего звена 18— положительной полярности. При этом на выходах 26, 29 и 30 знакочувствительных релейных элементов 6 — 8 имеются сигналы логической единицы, а на их выходах 27, 28 и 31 — сигналы логического нуля. При таком состоянии выходов 26 31 знакочувствительных релейных элементов 6 8 состояние выходов логических элементов схемы следующее: на выходе 36 логического элемента И 13, на выходах 37, 38 и 42 логических элементов HE 20, 21 и 25 и на выходе

45 логического элемента ИЛИ 16 имеются сигналы логической едHHHHbl, íà выходах 32.

1272443

39, 40 и 41 логических элементов HE 19, 22—

24 на выходах 33 — 35, 43 и 46 логических элементов И 9, 10, 12, 11 и 14 и на выходе

44 логического элемента ИЛИ 15 — сигналы логического нуля. Таким образом, в режиме торможения электропривода во второй зоне на пятом и седьмом выходах устройства имеются сигналы логической единицы, а на остальных его выходах — сигналы логического нуля. При этом сигнал логической единицы на пятом выходе устройства говорот о работе электропри вода во второй зоне. Независимо от этого сигнал логической единицы на седьмом выходе устройства говорит о режиме торможения электропривода во второй зоне.

При установившемся движении электропривода во второй зоне сигналы на выходах блока 1 задания ЭДС и датчика 2 ЭДС равны по величине, поэтому сигнал на выходе сумматора 5 равен нулю. Сигналы на выходах дифференцирующих звеньев 17 и

18 также равны нулю. При этом на выходах

26 — 31 знакочувствительных релейных элементов 6 — -8 имеются сигналы логического, нуля, что приводит к следующему состоянию выходов логических элементов схемы: на выходах 32, 37, 38, 40 — 42 логических элементов НЕ !9 — -21, 23--25, на выходе 46 логического элемента И 14 и на выходе 45 логического элемента ИЛИ 16 имеются сигналы логической единицы, на выходах 33 — 36 и 43 логических элементов И 9, 10, 12, 13 и 11, »а выходе 39 логического элемента HE 22 и на выходе 44 логического элемента ИЛИ

15 — — сигналы логического нуля.

Таким образом, в режиме установившегося движения электропривода во второй зоне на пятом и восьмом выходах устройства имеются сигналы логической единицы, а на остальных выходах — — сигналы логического нуля. При этом сигнал логической единицы на пятом выходе устройства говорит о работе электропривода во второй зоне. Независимо от этого сигнал логической единицы на восьмом выходе устройства говорит о режиме уста нови вшегося дви жения электропривода во второй зоне.

Формула изобретения

Устройство для определения режима работы электропривода постоянного тока с двухзонным регулированием, содержащее блок задания ЭДС, датчик ЭДС, датчик частоты вращения, датчик потока возбуждения, сумматор, три знакочувствительных релейных элемента, шесть логических элементов

И и два логических элемента ИЛИ, при этом входы сумматора соединены с блоком задания ЭДС и датчиком ЭДС, первый выход первого знакочувствительного релейного элемента соединен с первыми входами первого и пятого логического элементов И, первый выход второго знакочувствительного релейного элемента соединен с вторым входом первого логического элемента И, второй

5 выход второго знакочувствительного релейного элемента соединен с вторым входом второго логического элемента И, первый выход третьего знакочувствительного релейного элемента подключен к второму

10 входу пятого логического элемента И, выходы первого и второго логических элементов И соединены с входами первого логического элемента ИЛИ, отличаюи ееся тем, что, с целью повышения точности определения режима работы, в него введены два дифференцирующих звена и семь логических элементов НЕ, при этом выход сумматора подключен к входу первого знакочувствительного релейного элемента, датчик частоты вращения через первое дифференцирующее звено соединен с входом второго знакочувствительного релейного элемента, выход датчика потока возбуждения через второе дифференцирующее звено — с входом третьего знакочувствительного релейного элемента, первый и третий входы второго логического элемента И связаны соответственно с первым выходом первого знакочувствительного релейного элемента и через первый логический элемент НЕ с первым выходом третьего знакочувствительного релейного элемента, второй выход которого подключен к второму входу четвертого логического элемента И, соединенного своим первым входом с вторым выходом первого знакочувствительного релейного элемента, выход первого логического элемента

И через второй логический элемент НЕ подключен к первому входу третьего логического элемента И, выход второго логического элемента И через третий логический элемент HF подключен к второму входу третьего логического элемента И, выход четвертого логического элемента И соединен с первым входом второго логического элемента ИЛИ и через седьмой логический элемент НЕ с третьим входом шестого логического элемента

И, выход пятого логического элемента И

4> подключен к второму входу второго логического элемента ИЛИ и через шестой логический элемент НЕ к второму входу шестого логического элемента И, первый выход первого знакочувствительного релейного элемента дополнительно соединен через пя50 тый логический элемент НЕ с первым входом шестого логического элемента И и с третьим входом второго логического элемента ИЛИ, выход которого через четвертый логический элемент НЕ подключен к третьему входу третьего логического элемента И и к третьему входу первого логического элемента ИЛИ.

1272443

Редактор А. Шишкина

3 а к аз 6346, 53

Составитель В Кузнецова

Текред И. Верее Корректор М. Самборская

Тираж 631 11одппснцс

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7K — 35, Раушская наб., д. 4 5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная. 4