Явнополюсный ротор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике , в частности к тяговым синхронным генераторам. Цель изобретения - повьппение надежности и ремонтопригодности явнополюсного ротора . Ротор включает ярмо 1 из колен с выступами на наружном диаметре , ферроиагнитные элементы 3, полюсные башмаки 4, катушки 5 на изолированном металлическом каркасе 6. Элементы 3 прикреплены к торцам выступов и образуют совместно с ними сердечники полюсов. В элементах 3 выполнены радиальные отверстия для элементов крепления 7 и имеются полки с резьбовыми отверстиями под катушками 5. Крепежные элементы, устаW новленные в этих отверстиях, поджимают катушки 5 к башмакам 4. Это позволяет повысить нагрузки и использование ротора, улучшить массогабаритные показатели машин. 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК.„Я0„„12740
А1 (51)4 Н 02 К 1/24
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTQPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3826994/24-07 (22) 17. 12 .84 (46) 30. 11.86. Бюл. Р 44 (71) Научно-исследовательский,проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода
"Электротяжмаш" им. В.И. Ленина (72) Ю.Б. Пронько, В. Е. Верхогляд, А.Э. Подгородецкий, А.P. Лейбович, В.А. Тихонов, В.В. Усенко и Б.М. Подгорный (53) 621.313.04 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 633113, кл. Н 02 К 1/24, 1978.
Авторское свидетельство СССР
Р 748675, кл. Н 02 К 1/24, 1980.
Патент Германии Ф 127872, кл. 21 с1 49, 1901. (54) ЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электротехнике, в частности к тяговым синхронным генераторам. Цель изобретения — повышение надежности и ремонтопригодности явнополюсного ротора. Ротор включает ярмо 1 из колен с выступами на наружном диаметре, Ферромагнитные элементы 3, полюсные башмаки 4, катушки 5 на изолированном металлическом каркасе 6.
Элементы 3 прикреплены к торцам выступов и образуют совместно с ними сердечники полюсов. В элементах 3 выполнены радиальные отверстия для элементов крепления 7 и имеются полки с резьбовыми отверстиями под катушками 5. Крепежные элементы, установленные в этих отверстиях, поджимают катушки 5 к башмакам 4. Это позволяет повысить нагрузки и использование ротора, улучшить массогабаритные показатели машин. 5 ил.
1274074
45
Изобретение относится к электротехнике, а именно к крупным явнополюсным синхронным электрическим машинам, в частности тяговым синхрон-. ным генераторам.
Цель изобретения — повышение надежности и ремонтопригодности явнополюсного ротора.
На фиг.1 приведен явнополюсный ротор тяговой синхронной машины,про- дольный разрез, на фиг.2 — то же, поперечный разрез, на фиг.3 — полюс, поперечный разрез, на фиг.4 — торцовая часть сердечника, полюса, вид с торца, на фиг.5 — то же, вид сверху, Предлагаемый явнополюсный ротор тяговой синхронной машины включает ярмо 1 из колец с выступами 2 на наружном диаметре, образующими средние части сердечников полюсов, ферромагнитные элементы 3, прикрепленные к торцам выступов 2 и образующими совместно с ними сердечники полюсов, полюсные башмаки 4, полюсные катушки
5 на изолированном металлическом каркасе 6.
В элементах 3 полюсных сердечников выполнены радиальные проходные отверстия для элементов крепления (шпилек) 7, ввинченных в башмаки 4, с гайками 8 удерживающих через башмаки катушки 5.
В ферромагнитных элементах 3 полюсных сердечников под катушками 5 имеются полки 9 с радиальными резьбовыми отверстиями 10. Установлен" ные в отверстиях 10 крепежные элементы 11 поджимают полюсные катушки
5 к башмакам 4.
Между сердечниками полюсов и металлическими каркасами 6 полюсных катушек 5 выполнен зазор 12, в ука-: занном зазоре установлены распорные элементы 13.
Ярмо 1 с полюсными сердечниками, катушками, башмаками и элементами крепления устанавливается на сварнолитом корпусе, включающем втулку с валом l4 фланец 15.
Изготовление и сборка ротора выполняется следующим образом.
Кольца с выступами 2 ярма 1 вырезаются газовой резкой из толстолистового стального проката. Из отходов стального проката, остающихся .от средней части указанных колец ярма 1 и промежутков между соседни10
fS
35 ми кольцами, вырезаются торцовые части полюсного сердечника.
В .торцовых частях сердечников механической обработкой получаются радиусные части, соответствующие радиусным частям полюсных катушек,выполняются отверстия для элементов крепления 7, полки 9 с резьбовыми отверстиями 1О.
Кольца с выступами 2 свариваются непрерывным сварным швом по внутреннему диаметру и прерывистым сварным швом по выступам 2. К выступам
2 колец привариваются торцовые части полюсных сердечников. Сваренное указанным выше способом ярмо с полюсными сердечниками механически обрабатывается по межполюсным окнам, местам прилегания полюсных башмаков и по внутреннему посадочному диаметру ° Полюсные катушки 5 собираются на изолированном металлическом каркасе 6 совместно с нижними и верхними 16 изоляционными рамками, пропитываютая в эпоксидном компаунде (типа композиции "Монолит-2"), запекаются и как готовый узел надеваются на сердечник полюсов с установкой между металлическим каркасом 6 полюсной катушки и сердечником полюсным распорных элементов 13.
Устанавливаются полюсные башмаки 4 с ввернутыми шпильками 7, затягиваются гайки 8. Затем полюсные катушки окончательно поднимаются болтами 11 к полюсным башмакам 4. Таким образом осуществляется надежное закрепление колюсных катушек от любых перемещений при воздействии центробежных сил и вибрационных нагрузок.
Зазоры 12 между полюсными сердечниками и внутренними каркасами катушки, а также пазы 17 в изоляционных рамках 16 под полюсными башмаками
4 образуют единый воздушный канал для непосредственного охлаждения катушек полюса по внутреннему контуру, что позволяет в сочетании с наружным охлаждением полюсных катушек улучшить теплоотдачу последних, повысить нагрузки и использование ротора, улучшить массогабаритные показатели тяговых электрических машин.
Таким образом, в предлагаемом устройстве повышение надежности дос-. тигается эа счет применения в роторе крайне малого количества деталей и
12740 узлов — колец с выступами для ярма, торцовых частей полюсных сердечников, отъемных полюсных башмаков, по- люсных катушек и крепежных деталей.
Конструкция технологична — кольца ярма и торцовые части полюсных сердечников выполняются из толстолистового стального проката одной и той же толщины, размеры торцовых частей сердечников таковы, что изго- 1О товление их осуществляется из отходов от колец ярма.
Конструкция ремонтопригодна — наличие полок в торцовых частях сердечников полюсов с отверстиями и установленными в них крепежными элементами позволяет кроме удержания катушек в рабочем состоянии производить, при необходимости, легкий съем
74 4 любой из катушек с сердечников при выполнении ремонтных работ.
Формула из обретения
Явнополюсный ротор электрической машины, содержащий катушки, съемные полюсные башмаки с крепежными элементами и ферромагнитное ярмо из дисков, выполненное за одно целое с сердечниками полюсов, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью .повьппения надежности и ремонтопригодности, к торцам сердечника каждого полюса прикреплены ферромагнитные элементы, имеющие полки для катушек и радиальные отверстия с размещенными в них крепежными элементами полюсньгх башмаков.
1274074 Риа5
Составитель А. Кузьмин
Редактор Н. Киштулинец Техред И.Попович Корректор Е. Сирохман
Заказ 6486/54
Тираж 631 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная,4