Активная часть автотрансформатора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (51) 4 Н 01 F 31/02 27/28
Ф
1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ; "
Н АВТОРСКОМ,К СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТНЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3807596/24-07 (22) 01.11.84 (46) 07.12.86. Бюл. И 45 (71 ) Специальное проектно-конструк- торское бюро по трансформаторам
Средневолжского производственного объединения "Трансформатор" (72) Ю.И.Борю, M.À.Ñòåíèíà и П.Н.Автаев (53) 621.314.223(088;8) .(56) Алексеенко Г.В. Параллельная работа трансформаторов и автотранс- форматоров. M. Энергия, 1967, с.527. (54) АКТИВНАЯ ЧАСТЬ АВТОТРАНСФОРИАТОРА (57) Изобретение относится к электротехнике, к силовым автотрансформаторам с вспомогательными обмотками.
Целью изобретения является повышение надежности путем повышения устойчи„„SU„1275560, А1 ности к токам короткого замыкания и снижение материалоемкости. Активная часть автотрансформатора содержит размещенные на стержне магнитопровода концентрические последовательную 3 и общую обмотки. Размещение у торцов этих обмоток двух последовательных секций 5 и 6 вспомогательной обмотки, 1 число витков которых пропорционально числу витков обмотки, у торца которой секция расположена, позволяет изготавливать вспомогательную обмотку, используемую для питания трансформа" тора собственных нужд и компенсации поля третьей гармоники, с номинальной мощностью до 17. номинальной мощности автотрансформатора, исключить третий концентр, что .снижает размеры магнитопровода и повышает устойчивость к токам короткого замыкания.
2 ил.
1 12755
Изобретение относится к электротехнике, к силовым автотрансформаторам со вспомогательными обмотками, Целью изобретения является повышение надежности путем повышения устойчивости к токам короткого замыкания и снижение материалоемкости.
На фиг. 1 изображен предлагаемый автотрансформатор, продольный разрез; на фиг, 2 - схема соединения вспомо- 1О гательной обмотки с трансформатором собственных нужд.
Активная часть автотрансформатора содержит стержневой магнитопровод 1, на стержне 2 которого размещена по" следовательная 3 и общая 4 обмотки, соединенные по автотрансформаторной схеме и размещенные на двух концентрах. Вспомогательная обмотка разделена на две последовательно соединенные 2б секции 5 и 6, размещенные над последовательной 3 и общей 4 обмотками на одном с ними концентре. Секция 5имеет ширину, равную ширине последовательной обмотки 3, и располагается д у одного из ее торцов. Вторая из секций 6 имеет ширину, равную ширине общей обмотки 4, и также располагается у оцного из его торцов. Количество витков в секциях 5 и 6 вспомогательной обмотки пропорционально количеству витков обмотки, у торца которой она размещена. Обмотки друг от друга и от магнитной системы изолируются с помощью изолирующих цилиндров 7,шайб
8, колец 9. Обмотки в осевом направлении запрессованы с помощью прессующих колец 10 и 11. Вспомогательные обмотки, соединенные в треугольник 12 питают первичную обмотку 13 транс-
Ф
40 форматора собственных нужд 14, вторичная обмотка 15 которого расчитана на напряжение, необходимое для потребления собственных нужд.
Вспомогательная обмотка в трехфазной системе может быть соединена в треугольник и может использоваться для питания промышленного трансформатора и компенсации магнитного. поля гармоник, кратных трем, при этом про" межуточный трансформатор может быть установлен на активной части силового автотрансформатора.
При предложенном расположении обмоток резко ослабляется электромагнитная связь между секциями вспосо- И гательной обмотки 5 и 6 и последовательной 3 и общей 4 обмотками, что снижает кратность токов короткого
60 3 замыкания в секциях вспомогательной обмотки 5 и 6. Поэтому для обеспечения фактической стойкости вспомогательной обмотки 5 и 6 не требуется дополнительного вложения обмоточного провода, что позволяет изготавливать вспомогательную обмотку с номинальной мощностью в пределах 1Х номинальной мощности автотрансформатора, что снижает расход обмоточного провода во вспомогательной обмотке. Кроме того, за счет исключения отдельного концентра вспомогательной обмотки снижаются средние диаметры последовательной 3 и общей 4 обмоток и межосевое расстояние магнитопровода 1, что обеспечивает снижение расхода не только обмоточного провода в последовательной 3 и общей 4 обмотках, но и электротехнической стали, а также трансформаторного масла за счет уменьшения размеров бака. Снижение массы электротехнической стали и обмоточного провода приведет к снижению потерь холостого хода и короткого замыкания автотрансформатора.
Напряжение короткого замыкания (реактанс) между вспомогательной обмоткой и последовательно соединенными обмотками 3 и 4, образующими обмотку высшего напряжения-, отнесенное к номинальной мощности автотрансформатора, возрастет. Однако, если реактаис этих обмоток отнести к номинальной мощности вспомогательной обмотки (например, равной 17 номинальной мощности автотрансформатора), то его величина резко снижается и позволяет трансформировать электроэнергию из обмотки ВН во вспомогательную обмотку без недопустимого напряжения на этом реактансе.
Ввиду того, что номинальная мощность вспомогательной обмотки снижается, снижается и площадь ее сече" ния в окне магнитопровода. Поэтому вспомогательная обмотка при предложенном ее расположении практически не увеличивает высоты окна магнитопровода (увеличение не превысит 17}.
Равенство ширины секций вспомогательной обмотки соответствующим ширинам последовательной 3 и общей 4 обмоток необходимо для обеспечения надежной осевой запрессовки секций 5 и 6 вспомогательной обмотки прессую" щими кольцами, являющимися общими для пар обмоток 3 и 5, 4 и 6.
560
Составитель А.Шакина
Техрец В.Кадар Корректор А.Ильин
Редактор Л.Гратилло
Заказ 6571/47 Тираж 643 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4
3 1275
Предложенные соотношения между витками обмоток обеспечивают равенство намагничивающих сил (ампер-витков) пар обмоток 3 и 5, 4 и 6, при котором создается наилучшее распределение электромагнитного поля расстояния в зоне вспомогательной обмотки, приводящее к снижению реактивного сопротивления между обмотками 3 и 4 и вспомогательной обмотки, обеспечиваю- щб щее минимум добавочных потерь от вихревых токов, наименьшие динамические усилия во вспомогательной обмотке при коротком замыкании.
Формула изобретения 15
Активная часть автотрансформатора, содержащая магнитопровод, на стержне которого размещены концентрические общая и последовательная обмотки, а также вспомогательная обмотка, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности путем повышения устойчивости к токам короткого замыкания к снижения материалоемкости, вспомогательная обмотка разделена на две последовательно соединенные секции, одна из которых имеет ширину общей, а другая — ширину последовательной обмотки, и каждая секция размещена на одном концентре с соответствующей ей по ширине обмоткой у одного из ее торцов, а число витков в секциях вспомогательной обмотки пропорционально числу витков обмотки у. торца которой она размещена.