Волновой электродвигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике . Цель изобретения - расширение функциональных возможностей волнового электродвигателя. Двигатель содержит пакет статора 1 с обмоткой / 2 и гибкий ротор, состоящий из радиального набора пластин 4, опирающихся на магнитопроводы 5, навитые из ленты. Пластины 4 разделяются на сектора обоймой 6, установленной на выходном валу 7, на KOTOpcw установлено также гибкое зубчатое колесо 9 волновой передачи, крепящееся к обойме . Вал 7 установлен в подшипниках 11, один из которых расположен в щите 12, а другой - в жестком зубчатом колесе 13 волновой передачи, которое входит в зацепление с колесом 9. Колесо 13 размещено на выходном валу 14. Благодаря тому, что рос « тор размещен на подшипниковом валу в обойме, придающей ему определенную (Л зубчатость и ориентирующей его пластины в пространстве, 6н не только деформирует гибкое колесо 9, но и повышает коэффициент редукции и расширяет функциональные возможности двигателя. 2 ил. - --i L ff .1
СОЮЗ СОВЯтСНих
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
А1 (19) (ИУ(50 4 Н 02 К 41/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н A BTQPCHQMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3813577/24-07 (22) 15.11.84 (46) 07.12.86. Бюл. У 45 (72) С.А. Пахомов (53) 621.313.33 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 678676, кл. Н 02 К 41/06, 1976.
Итоги науки и техники. Машиностроительные материалы, конструкции и расчет деталей машин. Гидропривод.
Волновые передачи./Под ред. Н.С. Ачеркан. М.: ВИНИТИ, 1969, с. 88, рис.41.
Ганзбург Л.Б., Глуханов Н.П., Рейфе Е.Д, и Федотов А,И. Механизмы с магнитной связью. Машиностроение, 1973. (54) ВОЛНОВОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (57) Изобретение относится к электротехнике. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей волнового электродвигателя. Двигатель содержит пакег статора 1 с обмоткой
2 и гибкий ротор, состоящий из радиального набора пластин 4, опирающихся на магнитопроводы 5, навитые из ленты. Пластины 4 разделяются на сектора обоймой 6, установленной на выходном валу 7, на котором установлено также гибкое зубчатое колесо 9 волновой передачи, крепящееся к обойме. Вал 7 установлен в подшипниках
II, один из которых расположен в щите 12, а другой — в жестком зубчатом колесе 13 волновой передачи, которое входит в зацепление с колес0М 9. Колесо 13 размещено на выходном валу 14. Благодаря тому, что ротор размещен на подшипниковом валу в обойме, придающей ему определенную зубчатость и ориентирующей его пластины в пространстве, 6н не только деформирует гибкое колесо 9, но и повышает коэффициент редукции и расширяет функциональные возможности двигателя. 2 ил.
1 12
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автоматизированном электроприводе.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей волнового электродвигателя (ВЭД) путем получения двух разных частот вращения и понижение коэффициента редукции.
На фиг. 1 изображен волновой электродвигатель, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Двигатель содержит пакет статора
1 с обмоткой 2, установленный в корпусе 3. Ротор двигателя гибкий и состоит иэ радиального набора пластин опирающихся на магнитопроводы 5, навитые из ленты и служащие для тангенциального замыкания магнитного потока в роторе. Пластины ротора 4 разделяются на сектора обоймой 6, установленной на выходном валу 7 с по мощью например, штифта 8, причем ко личество секторов не равно числу зубцов статора. На этом же валу 7 установлено гибкое зубчатое колесо 9 волновой передачи, крепящееся к обойме 6, например, с помошью штифта 10.
Вал 7 установлен в подшипниках 11, один иэ которых расположен в щите 12, а другой — в жестком зубчатом колесе
13 волновой передачи, которое входит в зацепление с гИбким зубчатым колесом 9. Колесо 13 размещено на выходном валу 14, установленном в подшипниках 15 в щите 16.
Двигатель работает следующим образом.
При подаче питания на обмотку статора 2 в рабочем зазоре возникает вращающееся магнитное поле, а следовательно, и вращающаяся сила, притягивающая пластины ротора 4, которые при этом деформируют гибкое зубчатое колесо 9, вхоДящее в зацепление с жестким зубчатым колесом 13. При перемещении волны деформации происходит редукция частоты вращения магнитного поля статора, причем редукция обусловлена как разницей числа зубьев в механической волновой передаче, составленной из колес 9 и 13, так и в магнитной волновой передаче, составленной из зубчатого статора 1 и разделенного на сектора пластинчатого ротора 4.
При этом выходной вал 14 имеет частоту вращения, обусловленную ме75683 1 ханической и магнитной редукцией, а второй вал 7 имеет частоту вращения, обусловленную только магнитной редукцией. Это расширяет функциональные возможности волнового электродвигателя..
В данной конструкции ротор, кроме своей известной функции, которую он выполняет в волновых двигателях— деформация гибкого колеса волновой
10 передачи, выполняет и функцию одного из элементов, участвующих в редукции
55 частоты вращения магнитного поля статора, а именно в магнитной редукции;
Механический контакт взаимодействующих элементов статора 1 и пластинчатого ротора 4 отсутствует, а статор и ротор образуют электромагнитный планетарный редуктор, в котором редукция осуществляется принципиально также, как и в электромагнитном планетарном редукторе.
Следовательно, благодаря тому, что ротор двигателя размещен на подшипнщсовом валу в обойме, придающей ему определенную зубчатость и ориентирующей его пластины в пространстве, он не толнко деформирует гибкий элемент механической волновой передачи, но также повышает коэффициент редукции и расширяет функциональные возможности волнового элеитродвигателя.
При подключении двигателя к многофазной синхронной сети он выполняет фукнции электромагнитного волнового мотор -редуктора, который имеет два выходных вала, вращающихся е различной частотой. В этом режиме он напоминает работу мотор-редуктора с планетарным электромагнитным редуктором.
Подключив обмотки статора ВЭД к источнику постоянного тока таким образом, чтобы образовалась неподвижная волна деформации на роторе, ос тановив вал 7 и вращая корпус 3 от внешнего источника получаем режим работы, аналогичный режиму бесконтактной электродвигательной муфты редуктора.
При подключении обмотки статора
ВЭД к источнику постоянного тока описанным выше образом до получения неподвижной волны деформации ротора и надежного зубчатого зацепления гибкого колеса волновой передачи 9 с можности волновых зпектродвигателей.
Составитель 3. Горник
Техред В.Кадар
Корректор Г. Решетняк
Редактор Г. Волкова
Заказ 6577/53
Тираж 63I Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
II3О35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 I Z/5 жестким зубчатым колесом 13 получаем механическое соединение двух валов
7 и 14, т.е. в данном случае 83 выполняет функцию муфты сцепления для передачи движения с одного вала на другой. Причем здесь возможны два режима работы. Первый — когда статор вращается синхронно с ведущим валом (например, сцеплен с ним). Б этом случае ведомый вал имеет часто- IO ту вращения, равную частоте вращения ведущего вала. Второй — когда,статор неподвижен. В этом случае, ведомый вал имеет редукцированную частоту вращения (редукция двухступенча- 5 тая — магнитная и механическая} по отношению к ведущему валу.
Из двух валов каждый может быть как ведущим, так и ведомым, т.е. система обратима. 20
Остановив вал .7 и запитав. стажер от сети переменного тока, получаем обычный волновой электродвигатель, близкий по своим функциональным возможностям. 25
Таким образом, изобретение существенно расширяет функциональные возформула и з о б р е т е н и я
Волновой электродвигатель, содержащий статор с многофазной обмоткой, гибкий деформируемьгй ротор, состоящий нз радиального набора пластин и двух магнитопроводов, навитых из ленты и установленных на торцах радиальных пластин, жесткое колесо и гибкое колесо в виде стакана с зу-бчатым венцом, установленное на выходном валу двигателя, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональнйх возможностей путеМ получения двух разных частот вращения и повышения коэффициента редукции, вал снабжен обоймой, имеющей радиальные пазы, в которых расположены радиальные пластины ротора, и разделяющей пластины гибкого ротора на сектора, число которых не равно числу зубцов статора, причем зубчатый венец гиб кого колеса выполнен со стороны открытого торца стакана, а двигатель снабжен дополнительным валом, на котором установлено жесткое колесо.