Состав для борьбы с пылью на карьерных автодорогах
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области борьбы с пьшью и позволяет повысить эффективность пылеподавления в условиях отрицательных температур воздуха за счет повьшения вязкости состава . Состав содержит легкий газойль коксования с пределами кипения 190- 350°, остаток от термического крекирования (ОТК) гудронов сернистых нефтей и ОТК тяжелых ароматизированных дистиллятов вторичных процессов; Кроме того, дополнительно в состав вводят топочный мазут. Соотношение ингредиентов, мас.%: легкий газойль коксования 75,6-79,92; ОТК гудронов сернистых нефтей 3,8-3,99; ОТК тяжелых ароматизированных дистиллятов вторичных процессов 15,1-15,99, топочный мазут 0,1-5,5. Топочньй мазут имеет высокую кинематическую вязкость во всем интервале температур от О до 5°С и температуру застывания 10 С. Он хорошо растворяется в пылесвязывающем средстве и не дает осадка. 2 табл. с & (Л ю а 00 00 ел
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (50 4 Е 21 F 5/06 в с1. „ 3/4/сс, - ú
1 1
1) I
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТОЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К АВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
{2I) 3941740/22-03 (22) 01.08.85 (46) 15.12.86. Вюл. У 46 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт безопасности труда в горнорудной промышленности (72) А. И. Лобода, Б. Н. Ребристый, А. А. Глушкин и С. Н. Вакуленко (53) 622.807(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 723185, кл. Е 21 F 5/06, 1979.
Авторское свидетельство СССР
У 1071761, кл. Е 21 F 5/00, 1982. (54) СОСТАВ ДЛЯ БОРЬБЫ С ПЫЛЬЮ НА
КАРЬЕРНЫХ АВТОДОРОГАХ (57) Изобретение относится к области борьбы с пылью и позволяет повысить эффективность пылеподавления в условиях отрицательных температур воздуха эа счет повышения вязкости соста„„SU„„1276835 A 1 ва. Состав содержит легкий газойль коксования с пределами кипения 190о
350, остаток от термического крекирования (ОТК) гудронов сернистых нефтей и ОТК тяжелых ароматизированных дистиллятов вторичных процессов;
Кроме того, дополнительно в состав вводят топочный мазут. Соотношение ингредиентов, мас.Ж: легкий гаэойль коксования 75,6-79,92; ОТК гудронов сернистых нефтей 3,8-3,99; ОТК тяжелых ароматизированных дистиллятов вторичных процессов 15,1-15,99, топочный мазут 0,1-5,5. Топочный мазут имеет высокую кинематическую вязкость во всем интервале температур от 0 до -45бC и температуру застыб вания 10 С. Он хорошо растворяется в пылесвязывающем средстве и не дает осадка. 2 табл.
1276835
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для борьбы с пылью на карьерных автодорогах, преимущественно в условиях отрицательных температур воздуха.
Цель изобретения — повышение эффективности пылеподавления в условиях отрицательных температур воздуха за счет повышения вязкости состава.
В качестве добавки, повышающей вязкость пылесвязывающего средства, использован топочный мазут И-40, имеющий. вязкость 8-9 ВУ при 80 С и температуру застывания 10 С. Этот мазут хорошо растворяется в пылесвязывающем средстве и не дает осадка, Поскольку пылесвязывающий состав должен отвечать требованиям технологии обработки автодорог и обеспечивать эффективное пылеподавление во всем интервале температур О— г46) С, мазут должен обеспечивать оп тимальную величину кинематической вязкости состава во всем интервале температур, которая равна 1250 сПэ (величина найдена в результате ла-, бораторных исследований физико-химических свойств состава и эффективности его пылеподавления). Зто условие выполняется при соблюдении соотношения.ингредиентов предлагаемого состава, представленного в табл. 1, Сравнительная характеристика физико-химических свойств известного.пылесвязывающего средства и образцов предлагаемого состава приведена в табл. 2.
Как видно иэ табл. ?, состав и известное пылесвязывающее средство имеют одну и ту же температуру застывао ния (-46) С, но разную кинематическую вязкость (вязкость известного средства меньше в 21-67 раз, чем у предлагаемого состава), что обеспечивает эффективное обеспылевание автодорог.
Сравнение свойств данного и известных пылесвязывающих средств показывает, что основным отличительным . свойством предлагаемого состава является высокая (1250 сПз) и постоянная кинематическая вязкость но всем интервале температур 0 — (-45) С, в то время как у известных средств кинематическая вязкость изменяется в зависимости от температуры и имеет величину в 21 — 67 раз меньшую, что позволяет увеличить срок эффективного пылеподавления на карьерных автодорогах при отрицательных температурах воздуха.
Таким образом, состав для борьбы с пылью на карьерных автодорогах ха1 рактеризуется новыми свойствами и соответствует критерию существенные отличия.
Приготовление пылесвязывающего состава осущес гвляется перед обработкой дорог непосредственно в емкости поливочной машины, предназначенной для обработки автодорог, Вначале емкость заполняется на 1/2 объема пылесвязывающим средством и затем из подготовленного автогудронатора добавляется разогретый до 80 С мазут из расчета на полную емкость машины и в зависимости от температуры воздуха, Для лучшего растворения мазута состав в течение 20-30 мин перемеши20 вается насосом поливочной машины, Пример 1. Состав получен смешиванием при 0 С 94.5 мас, пылесвязывающего средства, состоящего из легкого газойля с пределами кипения 190-350 С и остатков от термического крекирова.ния гудронов сернистых нефтей и тяжелых ароматиэированных дистиллятов вторичных процес сов, с 5,5 мас. топочного мазута, разогретого до 80 С (оптимальное соотношение ингредиентов предлагаемого состава при первом граничном значе3g ниц температуры 0 С). Состав имеет температуру застывания (-2) С и кинематичекую вязкость при 0 С 1250 сПэ, Пример 2. Состав получен смешиванием при (-45) С 99,9 мас. пылесвяэывающего средства, состоящего из легкого газойля коксования с пределами кипения 190-350 С и остатков от термического крекирования гудро 45 нов сернистых нефтей и тяжелых ароматиэированных дистиллятов вторичных процессов, с 0,1 мас. топочного мазута, разогретого до 80 0, (оптимальное соотношение ингредиgO ентов предлагаемого состава при вторичном граничном значении температуры (-45) C). Состав имеет температуру застывания (-46) С и кинематическую вязкость при (-45) С у 1250 сПэ.
Пример 3, Образецсостава получен смешйванием при 25)С 98, 6 Mac пылесвязьiвающего средства, состоящего из легкого
1276835 коксования спределами кипения 190 о
350 С и остатков от термического крекнрования гудронов сернистых нефтей и тяжелых ароматизированныхдистиллятов вторичных процессов,с i 4 мас.7 топочо ного мазута,разогретогодо 80С(оптимальное соотношение ингредиентов состава при промежуточном значении температур (-25) С). Состав имеет температуру застывания (-26) С и кинематическую вязкость при (-25) С
1250 сНэ
На обрабатываемое полотно автодорог состав наносят поливочной машиной из перфорированной трубы самотеком или под давлением до 0,1 МПа.
Формула изобретения
Состав для борьбы с пылью на карьерных автодорогах, включающий легкий газойль коксования с пределами кипения 190-350 С, остаток от термического крекирования гудронов сернистых нефтей и остаток от термического крекирования тяжелых аро25 пределами кипения 190-350 С . 75,6-79,92
Остаток от термического крекирования гудронов сернистых нефтей Зэ8 3 ° 99
Остаток от термического крекирования тяжелых ароматизированных дистиллятов вторичных процессов
Топочный мазут
15,1-15,99
0,1- 5,5 матизированных дистиллятов вторичных процессов, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности пылеподавления в условиях отрицательных температур воздуха sa счет повышения вязкости состава, он дополнительно содержит топочный ма, зут при следующем соотношении ингредиентов, мас.X3:
10 Легкий газойль коксования с
)276835
01 а о о
Ch О
A ° в о
Ch л
Ф О
О\ о о
Ф A о\ ф1 О л В ф о о о
Ф Ф (Ю 4 4
Фс о о
A a
Р1 о о о
° В 0
О1
СЧ (. О л Ф и -т
Ch и
Ф Ф an
2Ь
Э о и
Q o о м н о
Я
Й"
Q . mm
m о,о аKv
r c.ate! йа1 (12
1 о 3
ro e
f C7
Ф 1 %
1 :.
î jf
В
1276835.Таблица 2
Сравнительная характеристика известного пылесвязывающего средства и образцов предлагаемого состава
Образец известный
Показатели предлагаемый
1 2 3
75эб 78 9 79э92
3,8
3,9 3,99
15,1 15,8 15,99
Топочный мазут
5,5
1,4, 0,1
-46
-26 -46!,64
2 1
2,3
II0 114
115
105
36 35 39 32 41 39
Парафино-нафтеновые
43,0
4,2
4,5
4,3
4,2
Моноциклическая ароматика
8,5
Бициклическая ароматика
8,7
8,6
8,5
23,3
23,4
23,7
23,5
Полициклическая ароматика
Смолы
22,5
20,9
18,0
l9 5
Асфальтены
Карбены, карбоиды
3,9
3,1
2,9
О,!
0,28
0 35
О,l I
-I 0
-20
-25
29,6 6500,8 1250
30,5 10500 О 2000,0
-30
Состав мас.%:
Легкий азойль коксования с пределами кипения 190-350 С
Остаток от термического крекирования гудронов сернистых нефтей
Остаток термического крекирования тяжелых ароматизированных дистиллятов вторичных процессов
Температура застывания, С
Условная вязкость по Знглеру при 50 С
Температура вспышки, С
Химический углеводородный состав, мас.Е:
Вязкость кинематическая, сиз,при С
18,5 1250
2! 0 2100,5
28,4 5200,6
Продолжение табл.2
1276835
Образец предлагаемый Показатели
-40
-45
Составитель И. Федяева
Редактор Н. Горват Техред П.Сердюкова Корректор M. Самборская
Тираж 436 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 6651/29
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Время пылеподавления, сут. (запыленность воздуха у бровки автодороги находится в пределах ПДК) 46,0 16800,0 4500,0
60,0 25100,0 10300,0 1 250
2200,0 31200,0 15500,0 3900,0
4 14 14 14