Подшипниковый узел насоса
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
Щ4 F04 D2904
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
-n ! г1 гг
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1078140 (21) 3880662/24-06 (22) 08.04.85 (46) 15.12.86. Бюл. ¹ 46 (71) Уральский филиал Всесоюзного дважды ордена Трудового Красного Знамени теплотехнического научно-исследовательского института им. Ф. Э. Дзержинского (72) Л. Е. Чегурко, В. А. Васильев, В. С. Ходь кип и b. A. Габов (53) 621.671 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 731069, кл. Е 04 D 29/04, 1973.
Григорьев Н. В. Вибрация энергетических машин. Л.: Машиностроение, 1974, с. 150, рис. 111.99.
ABTopcKoc свидетельство СССР № 1078140, кл. F 04 D 29/04, 1982. (54) (57) 1. НОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ
НАСОСА по авт. св. № 1078140, отличаю7 f4 13
ÄÄSUÄÄ 1276854 A 2 щийся тем, что, с целью повышения надежности путем увеличения сил демпфирования при прогибах демпферного диска и вала насоса, гидродинамический подшипник и корпус снабжены вкладышами со сферическими опорными поверхностями, а демпферная камера установлена на вкладыше подшипника.
2. Узел насоса по п. 1, отличающийся тем, что на корпусе демпферной камеры установлена втулка с двумя кольцевыми выступами, образуюшими с кольцом и ступицей диска радиальные зазоры, причем во втулке выполнены каналы отвода масла.
3. Узел насоса по п.п. и 2, отличающийся тем, что в гидродинамическом подшипнике выполнены дроссельный канал и по крайней мере две кольцевые канавки, соединенные с системой подвода масла, причем дроссельный канал расположен между кольIIåBûìè канавками. . г )я
1276854
Составители Ю. Никитченко
Редактор Н. Горват гехред И. Верее Корректор, !. Пилипенко
Заказ 6653!30 1 ираж 566 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к насосостроению, в частности к подшипниковым узлам насоса, и является усовершенствованием подшипникового узла насоса II<) а в г. B.
Ко 1078140.
Цель изобретения повышение надежности путем увеличения сил демпфирования при прогибах демпферного диска и вала насоса.
HB чертеже представлен подшипниковый узел насоса, общий вид.
Подшипниковый узел насоса содержит корпус 1, в котором размещен нал 2 насоса, опирающийся на опорнь и по I Hill ll HH I< 3 и жидкостный демпфер, расположенный в лсмпферной камере 4, заполненной маслом и выполненной в виде диска 5, установ lcHHoro на валу 2 перпендикулярно его оси Iloсредством подшипника качения 6 и соединенного с coocHbIM валу 2 кольцом 7, образующим с корпусом 1 радиальный зазор.
Опорный подшипник 3 выпо1Holl гилролинамическим, снабжен системами 8 н 9 Ho..lвода и отвода масла соответственно и лабиринтно-вихревой ступенью 10, расположенной на выходе подшипника,. 3 и сообгценной с демпферной камерой 4, при этом н лиске
5 выполнены разгрузочные отверстия 11, а в корпусе 1 — каналы 12, сообщаккцис лемпферную камеру 4 по обе стороны î",демпфера с системой 9 отвода масла. Гидродинамический подшипник 3 и корпус 1 снабжены вкладышами 3 со сферическими опорными поверхностями 14„ 3åìHôåðíàÿ камера 4 установлена на вкладыше 1:.> подшипника 3. На корпусе демпферной камеры
4 установлена втулка 15 с двумя кольцевыми выступами 16 и 17, образу1оц)ими с кольцом 7 и ступицей 18 диска 5 радиальные зазоры, причем во втулке 15 выполнены каналы 19 отвода масла. В гидродинамическом подшипнике 3 выполнены дроссельный канал 20 и по крайней мере лве кольцевые канавки 21, соединенные с системой 8 подвода масла, причем дроссельный канал 20 расположен между кольцевыми канавками 21.
На выходе демпферной камеры 4 может быть выполнено винтовое уHлотнснис 22.
Узел работает следующим образом.
При малой частоте вращения вала 2 и небольшом давлении на выходе колеса на5
ЗО
40 соса вал 2 поддерживается масляным клином опорного подшипника 3, а его колебания демпфируются в тонком масляном слое С полш и п ника 3.
При увеличении частоты вращения вала
2 и давления на выходе колеса насоса происходит под ьем вала 2. и клиновой зазор С подшипника 3 превращается в кольцевой зазор С. Размах колебаний вала 2 в подшипнике 3 увеличивает< я. Благодаря выдавливанию масла в зазоре dl снижается размах колебаний вала 2, так как лабиринтно-вихревая ступень 10 заполняет маслом камеру 4, каналы 11 в лиске 5 и зазор 4 по наружному диаметру кольца 7. Излишки масла по каналам 12 поступают в корпус 1 и систему отвода 9. Однако при прогибе вала 2 может иметь м< сто перекос лиска 5 и кольца 7, но поскольку корпус демпферной камеры 4 (благодаря его установке на вкладышах 13 со сферической опорной поверхностью) самоустанавливает концентричный зазор dl, то в данном случае при прогибе вала возникает значительная сила демпфирования благодаря выдавливанию объема масла из концентричного зазора dl u отсутствия ограничения движению кольца 7 диска 5.
При изгибе диска 5 уменьшается объем выдавливаемого масла в зазоре dl по наружному диаметру кольца 7, из-за изменения его перемещения по сравнению с перемещением вала 2. Однако благодаря наличию дополнительных радиальных зазоров d2 (между выступом 16 втулки 15 и внутренним диаметром кольца 7 и между выступом
17 и ступицей 18) возрастает демпфирующая сила за счет дополнительного выдавливания масла в зазорах d> и dl, что снижает размах колебаний вала. Благодаря каналам
19 во втулке 15 в зазорах dl. г)а>, d1 не возникает перепад давлений и нс создаются радиальные силы, которые могут привести к автоколебаниям вала 2.
Также благодаря камере между кольцевыми канавками 21 (соединенными с системой подвода 8 масла) при выдавливании масла через дроссельный канал 20 (в корпус
1 и систему отвода 9 масла) возникает дополнительная демпфирующая сила, которая снижает размах колебаний вала 2.