Зубчатое колесо

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области машиностроения , например к зубчатым передачам точных механизмов. Целью изобретения является упрощение регулировки и сборки зубчатого колеса. Упругие элементы, связывающие оба диска с зубчатыми венцами колеса, выполнены в виде парных плоскоэксцентричных вкладышей (7 и 8) с взаимно смещенными клиновидными отверстиями 9 и 10, в которых установлены клинья 11, подпружиненные в осевом направлении пружиной 12, а диски прижаты друг к другу тарельчатой пружиной. Работа колеса обеспечивает беззазорное зубчатое соединение с шестерней за счет действия упругих элементов, а обеспечение передачи необходимого крутящего момента достигается поджатием тарельчатой пружины, которое осуществляется заворачиванием гайки с помощью динамометрического ключа. 3 ил. (Л N5 О5 00 (Риг.з

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 F 16 H 55 18 55 17

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А8ТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3861770/25-28 (22) 04.03.85 (46) 15.12.86. Бюл. № 46 (71) Специальное конструкторское бюро диагностической аппаратуры Объединения

«Медаппаратура» (72) А. И. Кангун (53) 621.831 (088.8) (56) Патент Франции № 2257049, кл. F 16 Н 55/18, 1976. (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к области машиностроения, например к зубчатым передачам точных механизмов. Целью изобретения является упрощение регулировки и сборки зуб„„SU„„ 1 276870 чатого колеса. Упругие элементы, связывающие оба диска с зубчатыми венцами колеса, выполнены в виде парных плоскоэксцентричных вкладышей (7 и 8) с взаимно смещенными клиновидными отверстиями 9 и 10, в которых установлены клинья 11, подпружиненные в осевом направлении пружиной 12, а диски прижаты друг к другу тарельчатой пружиной. Работа колеса обеспечивает беззазорное зубчатое соединение с шестерней за счет действия упругих элементов, а обеспечение передачи необходимого крутящего момента достигается поджатием тарельчатой пружины, которое осуществляется заворачиванием гайки с помощью динамометрического ключа. 3 ил.

1276870

Формула изобретения

30

Риг. 2

Составитель М. Радугин

Текред И. Верес Корректор Л. Обручар

Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ осударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Н. Кип,тулинеп

Заказ 6654/31

Изобретение относится к машиностроению, например к зубчатым передачам точных механизмов.

Цель изобретения — — упрощение регулировки и сборки зубчатого колеса, что упрощает его эксплуатацию.

На фиг. 1 изображено колесо, продольный разрез; на фиг. 2 — — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — — разрез Б-Б на фиг. 2.

Зубчатое колесо состоит из зуб-1атого диска 1 со ступицей 2, на которой установлен подвижно в окружном и осевом направлениях зубчатый диск 3, отделенный от диска 1 прокладками 4 и поджатый к нему тарельчатой пружиной 5 с гайкой б, и упругих элементов, каждый из которых состоит из плоскоэксцентричных вкладышей 7 и 8 с взаимно смещенными клиновидными отверстиями 9 и 10, в которых установлен клин 11, подпружиненный в оссвом направлении пружиной 12.

Сборка и регулировка зубчатого колеса производятся следующим образом.

При отвернутой гайке 6 зубья дисков 1 и 3 совмещаются друг с другом таким образом, чтобы клинья 11 расположились симметрично относительно пар вкладышей 7 и 8 (см. фиг. 2), госле чего гайка 6, диски 1 и 3 и вкладыши 7 и 8 слегка сжимаются для удержания элементов конструкции. Колесо устанавливается в зацепление с шестерней (на свое рабочее место), после чего проворачивается на 1,5 — 2 оборота до максимального проникновения клиньев в полости вкладышей 7 и 8. Происходит это потому, что под действием пружин !2 клинья 1 опускаются в полости вкладышей, смещая зубья дисков 1 и 3 один относительно другого до выборки наибольшего за один оборот колеса зазора между зубьями колеса и шестерни.

После этого гайку 6 необходимо затянуть динамометрическим ключом с усилием, обеспечивающим передачу колесом минимально необходимого крутящего момента.

В процессе работы изменение зазора между зубьями и взаимное смещение дисков 1 и 3 под воздействием этого изменения приводит к взаимному смещению вкладышей 7 и 8 один относительно другого и дополнительному сжатию тарельчатой пружины 5. Момент, который может передавать колесо, находится в расчетных пределах.

Подбор тарельчатой пружины 5 должен обеспечить величину максимального крутя1цего момента, возможного к передаче колесом, меньшей или равной величине максимально допустимого по прочности зуба.

Зубчатое колесо беззазорной передачи, содержащее два зубчатых диска, один из которых имеет ступицу, а второй подвижно в окружном и осевом направлениях установлен на ступице первого и соединен с ним с помощью упругих элементов, отличающееся тем, что, с целью упрощения регулировки и сборки, каждый упругий элемент выполнен в виде парных плоскоэксцентричных вкладышей с взаимно смещенными клиновидными отверстиями и установленных в них подпружиненных в осевом направлении клиньев, а подвижный диск дополнительно прижат к другому диску тарельчатой пружиной.