Устройство для контроля знаний обучаемых

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области обучающих устройств и может быть использовано при обучении различным дисциплинам и профессиям. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства, а также его упрощение и снижение эксплуатационных расходов. Сущность изобретения основана на раздельной индикации общей оценки и количества израсходованных на ответ интервалов времени и за счет учета расхода времени в процессе подготовки ответа. Это достигается введением в структуру из вестного устройства, содержащего пе реключатель 1 режимов работы, формирователь 3 кодов ответа, блок 2 отображения учебной информации, блок 12 ограничения времени ответов, форми рователь 3 кодов оценки и блок 4 ввода ответов, дополнительно задающего генератора 5, коммутатора 7, ключей 14-18, а также выполнением блока 12 ограничения времени ответа и распределителя ,11 импульсов и последовательно включенных формирователя 10 импульсов, счетчика 9 и элемента И 8. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 2 табл. (Л го

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (59 4 С.09 В 7 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3812937/24-24 (22) 13. t1.84 (46) 15.12.86. Бюл. 9 46 (72) В.Б.Толубко, Ю.Д,Пятыхин и Л.И.Пятыхин (53) 681.3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 758234, кл. G 09 В 7/07, 1980.

Авторское свидетельство СССР

У 913441, кл. G 09 В 7/00, 1982. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ОБУЧАЕМЫХ (57) Изобретение относится к области обучающих устройств и может быть использовано при обучении различным дисциплинам и профессиям. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства, а также его упрощение и снижение эксплуатационных расходов. Сущность изобретения

ЛК„1277170 A 1 основана на раздельной индикации общей оценки и количества израсходованных на ответ интервалов времени и за счет учета расхода времени в процессе подготовки ответа. Это достигается введением в структуру из вестного устройства, содержащего пе» реключатель 1 режимов работы, формирователь 3 кодов ответа, блок 2 отображения учебной информации, блок 12 ограничения времени ответов, формирователь 3 кодов оценки и блок 4 ввода ответов, дополнительно задающего генератора 5, коммутатора 7, ключей 14-18, а также выполнением блока 12 ограничения времени ответа и распределителя 11 импульсов и последовательно включенных формирователя 10 импульсов, счетчика 9 и элемента И 8. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 2 табл.

12771

Изобретение относится к учебным электронным устройствам для обучения и контроля знаний путем ответа на поставленные вопросы и может быть использовано при обучении по любым дисциплинам и при подготовке кадров различных специальностей.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройстВа за счет раздельной индикации об- 10 щей оценки и количества израсходованных на ответ интервалов времени и за счет индикации расхода времени в процессе подготовки ответа.

На чертеже представлена структура 15 устройства для контроля знаний обучаемых.

Устройство содержит переключатель

1 режимов работы, блок 2 отображения учебной информации, формирователи, 3 20 кодов ответа, блок 4 ввода ответов, задающий генератор 5, блок б согласования, коммутатор 7, блок 12 ограничения времени ответа, содержащий элемент 8И, счетчик 9, формирователь д

10 импульсов (контроля времени), распределитель 11 импульсон, микрокалькулятор 13, представляющий собой формирователь кодов оценки.

Блок 6 содержит коммутатор 7 (4х10) для установки необходимого временного интервала и ключей 14-18, выполненных на транзисторах или реле, обеспечивающих ввод информации в микрокалькулятор 13. Каждый ключ подключается к контактам необходимой кнопки блока клавиатуры микрокалькулятора 13. Срабатывание такого ключа равносильно нажатию кнопки и обеспечивает ввод информации в микрокаль40 кулятор 13.

Блок 2 выполнен традиционным способом в виде табло с подсветкой. Управление подсветкой осуществляется дистанционным переключателем, расположенным в блоке 2, включаемыми и отключаемыми контактами реле переключателя 1.

Устройство для контроля знаний .работает в двух режимах: "Вычисление" 0 и 1Контроль".

В режиме "Вычисление" микрокалькулятор 13 отключен от блоков контролирующего устройства и .используется по прямому назначению, позволяя производить необходимые вычисления при подготовке ответа или для решения любых других учебных вопросов.

70 3

При переводе устройства в режим

"Контроль" производится общий сброс и отключается блок клавиатуры микрокалькулятора 13 для предотвращения вмешательства обучаемого в процесс оценивания его знаний устройством.

Одновременно включается дистанционный переключатель 1, который своими контактами формирует необходимые цепи в формирователе 3, выдает команду на отображение вопроса в блоке 2 и включает устройство последовательного перебора контактов 1-19, например шаговый искатель. В результате в микрокалькулятор 13 через коммутатор 7 (задания времени) и ключи 14 последовательно поступят команды Х „Х, Х з, Х, — значения времени, которые отобразятся на индикаторе микрокалькулятора 13, и знаки арифметических действий: (минус), "1" (единица) и и=" (равно), тем самым переводя микрокалькулятор

13 в режим "Вычитание с константой".

Затем запускается генератор 5 (контакт 18 формирователя 3), который с определенным временным интервалом (например, 1) вводит через ключ 17 знак "=" ° Ввод каждого такого знака уменьшает показания времени на индикаторе микрокалькулятора 13 на единицу.

С последнего контакта (19-ro) формирователя 3 выдается команда в переключатель 1, приводя его в исходное положение.

Если ответа на вопрос не поступило, а показания индикатора уменьшились до значения "-1", то по знаку сформированному микросхемой микрокалькулятора 13, на выводах первого разряда и сегмента Г", срабатывает схема контроля времени формирователя 10. Сигнал с формирователя 10 поступает на формирователь 11 и счетчик 9, который запоминает факт окончания первого норматива времени.

Формирователем 11 выдается три последовательных команды: отключение генератора 5, функция "F" и память минус П-", которые вводят в память микрокалькулятора 13 единицу, соответствующую ошибке обучаемого за расход первого норматива времени, например, 0,5 балла.

Со счетчика 9 сигнал поступает на элемент 8, выполненный, например, на логических элементах и исполни1277170 тельных реле. При комбинации на выходе счетчика 9 †1 (равном 6) элемент 8 выдает команду с верхнего (по схеме) выхода, при любой другой комбинации (равной 1-5) — с нижнего выхода. Таким образом по окончании первого временного интервала (на выходе счетчика 9 комбинация 001, равная 1) команда поступит с нижнего (по схеме) выхода на дистанционный переклю- 10 чатель 1, который своими контактами формирует цепи в формирователе 3 для ввода следующего норматива времени, знаков "-", "1", "=", включения генератора 5 и запустит устрой- 15 ство последовательного перебора контактов 1-19, вновь повторив операцию счета норматива времени.

Ввод нормативных времен и их счет

20 продолжается, пока в блок 12 шестой раз не поступит знак "-!1 с микрокалькулятора 13. При оценивании раскода каждого норматива времени ошибкой, равной, например 0,5 балла, истечение шести таких нормативов, соответствует неудовлетворительной оценке. При этом сработает формирователь 10, в счетчик 9 запишется шестая единица и формирователем 11 отключится генератор 5 и через ключи

15 и 16 блока 6 в микрокалькулятор

13 поступят последовательные команды

"Ftt и 1П! — для записи в память микрокалькулятора 13 шестой единицы.

Так как счетчик 9 установился в по- 35 ложение, равное 6 (на выходе комбинация 110), команда с элемента 8 поступит на дистанционный переклю.чатель 1. Контакты переключателя 1 формируют цепи в формирователе 3 для 40 ввода команд оценивания ответа и включают устройство последовательного перебора контактов. В результате в микрокалькулятор 13 через блок 6 поступит последовательность команд: 45

tl1ll ttntt н ll 11Fll «ИП1! tt Il

У

1.! э У -У чение числовой величины ошибки за

"6"), через блок 4, ":", "2" (если снижение оценки за каждый временной 50 интервал принято 0,5 балла), Значение числовой величины ошибки за ответ поступает через блок 4 на один из ключей 18 в зависимости от выбранного ответа, но так как в рас- 55 сматриваемом случае ответа не последовало, величина ошибки на выходе генератора 5 равна нулю, Результаты вычислений производимых микрокалькулятором по командам из формирователя 3 приведены в табл.1 °

Если обучаемый дал ответ до истечения шести нормативов времени, из блока 4 пройдет команда в переключатель 1 и в генератор 5, отключая.его, а в микрокалькулятор 13 введется последовательность команд оценивания ответов, описанная выше.

В этом случае на одном из выходов блока 4 при прохождении через него команды с контакта 13 формирователя 3, в зависимости от выбранного ответа, появится команда, характеризующая ошибку за данный ответ.

Например, в памяти микрокалькулятора 13 была записана ошибка за израсходованные временные интервалы, равная 1 а ошибка, допущенная при ответе, характеризуется, например, числом 3, тогда микрокалькулятором 13 по командам из формирователя 3 будут произведены вычисления, показанные в табл. 2.

После выставления оценки формиро-. ватель 3 приводит в исходное положение переключатель 1 (контакт 19 формирователя 3), отключает индикацию вопроса °

Переводя микрокалькулятор 13 .в режим "Вычисление", обучаемый нажатием клавиши "F" и ИП" вызовет на индикатор микрокалькулятора 1.3 содержимое памяти, в которой записано количество израсходованных временных нормативов, т,е. сможет определить, в какой степени на итоговую оценку повлияли допущенные в ответе ошибки и расход нормативов времени.

Указанная в табл. 1 и 2 последо-. вательность команд характерна для многих микрокалькуляторов и в частности для Б3-35, однако при использовании других типов микрокалькуляторов программа выставления оценки может быть изменена.

Предлагаемое устроиство позволяет обучаемому и экзаменатору анализировать причины снижения оценки за ответ, индицируя общую оценку с учетом допущенных ошибок и израсходованного на ответ времени, а также отдельно индицируя количество израсходованных интервалов времени. Кроме того, обучаемому в процессе ответа индицируется расход времени. Индикация ука- . занных параметров ответа расширяет

1277170 дидактические возможности устройства.

Кроме того, устройство отличается простотой изготовления и эксплуатации за счет использования в качестве его составляющего элемента микрокаль,кулятора, который выполняет роль логического блока и индикатора. При этом микрокалькулятор можно использовать самостоятельно.для выполнения обучаемым вычислительных работ. СтоИмость блоков устройства беэ учета микрокалькулятора не превышает 4050 р., что значительно ниже стоимости устройств, имеющих равные дидак- . тические возможности с предлагаемым устройством.

1. Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее последовательНо включенные переключатель режимов работы, формирователь кодов ответа и блок отображения учебной информации, блок ограничения времени ответов, формирователь кодов оценки и блок ввода ответов, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены задающий генератор, первый вход которого соединен с вторым выходом формирователя кодов ответа, а второй вход — с первыми выходами блока ввода ответов и

35 блока ограничения времени ответа, коммутатор, входы которого подключеНы к соответствующим выходам первой группы выходов формирователя кодов ответа, первая группа ключей, входы

Кбторых соединены с соответствующими

Выходами коммутатора, а выходы — с соответствующими входами первой групПы входов формирователя кодов оценки, Вторая группа ключей, выходы которых

45 подключены к соответствующим входам дикация на индикаторе микролькулятора 13 после ввода манды

Последова команд оце ответов

"-1", соответствующая окончанию

6-го норматива времени!

1 1 !!

ttptt

Формула из обретения второй группы входов формирователя кодов оценки, а входы — к соответствующим выходам второй группы выходов формирователя кодов ответа, третья группа ключей, входы которых соединены с соответствующими выходами группы выходов блока ввода ответов, а выходы — с соответствующими входами третьей группы входов формирователя кодов оценки, и ключ, вход которого подключен к второму выходу блока ограничения времени ответа, а выход — к входу формирователя кодов

1 оценки, выход которого соединен с входом блока ограничения времени ответа, третий выход которого подключен к входу одного из ключей второй группы, четвертый выход — к первому входу переключателя режимов работы, а пятый выход — к второму входу переключателя режимов работы, соединенному с вторым выходом блока ввода ответов, вход которого подключен к третьему выходу формирователя кодов,* ответа, четвертый выход которого соединен с третьим входом переключателя режимов работы, выход задающего генератора подключен к входу другого ключа второй группы.

2. Устройство по п. 1, о т л.ич а ю щ е е с я тем, что в нем блок ограничения времени ответа содержит последовательно соединенные формирователь импульсов, счетчик и элемент И, а также распределитель импульсов, вход которого соединен с выходом формирователя импульсов, а первый, второй и третий выходы — являются соответственно первым, вторым и третьим выходами блока, первый и второи выходы элемента И являются соответственно четвертым и пятым выходами блока, а вход форМирователя импульсов — входом блока.

Т а блица 1

Продолжение табл. !

1277170

11 11

t IF I I

"Ип"

6 — количество израсходованных нормативов времени

"0"

0 — значение ошибки на выходе блока 5, равное нулю

11 ° It

"2"

tt tt

2 — окончательная оценка за ответ

Т а б л и ц а 2

ХХХ вЂ” значение времени на момент поступления ответа

"0"

10

t tKII I

1 — количество израсходованных нормативов времени

"3"

3 — число на выходе блока 5, характеризующее ошибку

"2"

3 — окончательная оценка за ответ

Последовательность Индикация на индикаторы микрокоманд оценивания калькулятора 13 после ввода ответов команды