Контактная система разъединителя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области электротехники, в частности к высоковольтным разъединителям. Цель изобретения - повышение надежности. Контактная система содержит стержень 2 и гнездо, ледозащитный кожух 3 в виде полой трубы с возможностью ограниченного осевого перемещения на другом соосном стержне. Механизм деблокировки выполнен в виде толкателя , проходящего в радиальное отверстие в стенке трубчатого стержня 5 с прикрепленной к нему серьгой, установленной в прямоугольном отверстии в управляюд1ем стержне 6 и опирающейся полуцилиндрическим торцом на клин, размещенный в этом же прямоугольном отверстии. Ход серьги ограничен штифтом, на концах которого установлены пружины кручения, взаимодействующие с управляющим стержнем 6. 8 ил. S (Л 12 /J/475 - U- l 1 LJ / 17 1C ч1 to Од (Риг. 1

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (511 4 Н 01 Н 31/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2 и гнездо, ледозащитный кожух 3 в виде полой трубы с воэможностью ограниченного осевого перемещения на другом соосном стержне, Механизм деблокировки выполнен в виде толкателя, проходящего в радиальное отверстие в стенке трубчатого стержня 5 с прикрепленной к нему серьгой, установленной в прямоугольном отверстии в управляющем стержне 6 и опирающейся полуцилиндрическим торцом на клин, размещенный в этом же прямоугольном отверстии. Ход серьги ограничен штифтом, на концах которого установлены пружины кручения, взаимодействующие с управляющим стержнем 6. 8 ил.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3803915/24-07 (22) 22,10,84 (46) 15.12,86. Бюл. № 46 (72) В,В.Климов и В.А,Холмогоров (53) 621.316.524(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

284453, кл, Н 01 Н 31/32, 1969.

Авторское свидетельство СССР

¹ 888827, кл. Н 01 Н 31/02, 1978, (54) КОНТАКТНАЯ СИСТЕМА РАЗЪЕДИНИТЕЛЯ (57) Изобретение относится к области электротехники, в частности к высоковольтным разъединителям. Цель изобретения — повышение надежности, Контактная система содержит стержень.

„„Я0„„1277237 А1

1277237

Гнездо включает контакты 13, например, ламельного типа, закрытые кожухом 14, На корпусе гнезда 11 установлен подпружиненный радиальный стопор 15 втычного контакта, а в контактном стержне 5 установлен узел деблокировки (отключения) стопора 16, 5S

Изобретение относится к электротехнике, конкретно к высоковольтным разъединителям.

Цель изобретения — повышение на— дежности и расширение функциональных 5 воэможностей.

На фиг.l показана контактная система разъединителя во включенном положении, общий вид; на фиг. 2— узел I на фиг.l; на фиг.3 — разрез

А-А на фиг.2; на фиг.4 — вид Б на фиг.3; на фиг. 5 — сечение В-В на фиг. 2 с частичным вырывом; на фиг. 6сечение à — Г на фиг„ 5; на фиг, 7— разъединитель с ножами телескопического типа в положении включения, общий вид, на фиг. 8 — стержневой контакт с ледоэащитным кожухом в отключенном положении ножа.

На конце одного из трубчатых ножей 1 разъединителя, например, с телескопическим приводом неподвижно и соосно ему установлен стержневой контакт 2, входящий в контактную систему втычного типа. Причем стержневой контакт закрыт ледозащитным кожухом 3 в виде полой трубы, перемещающейся относительно ножа на роликах 4, прикрепленных к ножу 1.

Рабочий конец контактного стерж—

30 ня 2 выполнен составным в виде полого трубчатого толстостенного стержня 5, установленного с возможностью свободного осевого перемещения на управляющем стержне 6, соосном со З стержнем 2 (фиг. 1 и 2), Трубчатый стержень 5 с помощью пружины 7 растяжения связан с кожу— хом 3 и соединен электрически с концом ножа 1 гибкими проводниками 8 и зажимами 9 (фиг.l), Ila трубчатом стержне 5 выполнена кольцевая проточка 10 для захоца стопора (фиг.2), Система содержит также ответное втычному контакту гнездо 11 с цилиндрическим корпусом с раструбомловителем 12 для конического выступа кожуха 3.

В трубчатом ноже 1 соосно ему установлен регулируемый упор 17 для ограничения хода трубчатого стержня

5 с целью согласования положения проточки 10 по отношению к стопору, Узел стопора и деблокировки его устроен следующим образом (фиг. 2-6)„

Стопор включает цилиндрический корпус 18 с крепежным фланцем 19, установленный в радиальной проточке корпуса контактного гнезда Il. В корпусе 18 установлен ползун 20 с прикрепленной к торцу его планкой 21, а в расточке ползуна установлена пружина 22 сжатия, поджатая крышкой

23, Ход ползуна 20 в корпусе 18 ограничен внутренним буртиком 24, а повороту вокруг оси препятствуют выступы 25 планки 21, входящей в пазы 26 на внутренней поверхности корпуса 18, которые выполняют роль шпонок и шпоночного паза соответственно (фиг.б).

Узел деблокировки стопора включает цилиндрический толкатель 27, пропущенный в радиальное отверстие

28 в стенке трубчатого стержня 5.

Толкатель 27 прикреплен с помощью резьбового хвостовика 29 к серьге 30 с полуцилиндрическим опорным торцом.

Серьга 30 с толкателем 27 установлена в осевом прямоугольном отверстии

31, выполненном в управляющем стержне 6. Полуцилиндрический торец серьги 30 опирается на наклонную поверхность К клина 32, установленного в прямоугольном отверстии 31, и постоянно к ней прижимается с помощью пружин 33 кручения, установленных на концах штифта 34, пропущенного в серьге, Штифт 34 направляется пазами

35, выполненными в стенках 36, образованными с одной стороны стенками прямоугольного отверстия, а с другой — лысками 37, параллельными стенкам отверстия 31. Ширина лысок 37 ограничена торцами 38, служащими упорами для рабочих концов 39 дружин

33 кручения, Для прохода толкателя 27 в полностью поднятом крайнем верхнем положении, показанном пунктиром на фиг,Z, в стенке корпуса контактного гнезда 11 выполнен паз 40, а для прохода контактного стержня 6 в конусе 41 кожуха 3 предусмотрено отверстие 42 (фиг,l), 1277237

Сборку узла деблокировки стопора производят в следующем порядке, Перед установкой на управляющий стержень 6 трубчатого стержня 5 в отверстия 31 вводят серьгу 30 и фиксируют ее штифтом 34. Затем на концы штифта, выступающие за стенки 36, устанавливают пружины 33 кручения и фиксируют, например, пружинными шайбами (не показаны). После этого на управляющий стержень 6 в вертикальном положении надвигают трубчатый стержень 5 до упора и через отверстие 28 в стенке вводят толкатель

27 и навинчивают его на резьбовой 15 хвостовик 29 для соединения с серьгой 30.

При установке контактной системы на трубчатых ножах 1 разъединителя телескопического типа, например на ножах телескопического разъединителя РТ3-1150/4000УЕ, требуется минимальная доработка такого разъединителя. Как видно из фиг. 7, у такого разъединителя телескопические элементы с неподвижными секциями (Коробами) 43 и 44 смонтированы на ,изоляционных треногах из сборных колонн изоляторов 45, установленных на основаниях 46. Передача движения 30 от электродвигательного привода 47 к механизму привода главных контактных ножей трособлочного типа осуществляется через поворотный изолятор 48, Для защиты от перенапряжения изоляторов 45 и 48 имеются экраны 49, а для уменьшения межполюсного расстояния на концах телескопических элементов установлены сферические экраны 50 ° 40

Неподвижная секция 44 выполнена с увеличенными в поперечном сечении размерами для того, чтобы обеспечить беспрепятственный проход внутрь короба защитного кожуха 3 в отключен- 45 ном положении ножа (показано пунктиром на фиг.7).

В целях исключения нежелатедьного поворота кожуха 3 вокруг трубчатого ножа 1 последний снабжен радиально установленным ребром 51, проходящим в пазу между двумя направляющими планками 52, установленными на внутренней поверхности кожуха параллельно оси (фиг.l и 8). SS

В целях ограничения хода кожуха

3 под действием пружин 7 он снабжен регулируемым упором 53, Устройство работает следующим образом, При включении привода контактной системы разъединителя на размыкание главных (рабочих) контактов из положения замыкания, показанного на фиг,1, управляющий стержень 6 начинает геремещаться вправо относительно неподвижного трубчатого стержня 5, который удерживается стопором от возможного перемещения. Это приводит в действие механизм деблокировки стопора, в результате чего клин 32 перемещается относительно неподвиж ной серьги 30 и выталкивает ее вмес те с толкателем 27 вверх. При этом цилиндрический торец серьги скользит.по наклонной поверхности К клина, а свободный торец толкателя сначала упирается в торец ползуна 20 и при дальнейшем движении начинает поднимать его, сжимая пружину 22.

Планка 21 стопора выходит из кольцевой проточки 10 на трубчатом стержне 5 и поднявшись на величину

h втягивается в корпус 18 и освобождает трубчатый стержень 5. При этом происходит деблокировка стопора и стержень 5 получает возможность осевого перемещения, чему препятстl вует усилие поджатия ламельных контактов 13, сжимающих стержень.

Подъем толкателя 27 прекращается, когда в его боковую поверхность упирается торец Т прямоугольного отверстия 31, с этого момента толкатель 27 увлекает эа собой трубчатый стержень 5, выходящий из контактного гнезда 11.

По мере выхода толкателя иэ паза

40 в корпусе 18 стопора последний под действием пружины 22 опускается, планка 21 прижимается к наружной поверхности стержня 5 и скользит по

его поверхности, а по мере полного выхода втычного контакта из гнезда ползун 20 опускается до упора в буртик, . При отключенных контактах стержень 5 остается в смещенном относительно торца штока положении (фиг,l).

При включении привода контактной системы разъединителя на замыкание рабочих контактов втычной контакт 2 перемещается в сторону контактного гнезда (влево), и при входе в раструб-ловитель 12 трубчатый стержень повышает электродинамическую устойчивость разъединителя, а следовательно, его надежность и может быть использован в аппаратах различного назначения, формула изобретения

Контактная система разъединителя, содержащая ножи с контактами втычного типа в виде гнезда и стержня, привод и автоматически действующую механическую блокировку в виде подпружиненного радиального стопора с механизмом деблокировки, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности за счет исключения действия электродинамических сил на привод и опорные конструкции разъединителя и расширения функциональных возможностей, контактный стержень выполней составным в виде трубчатого стержня, установленного с возможностью ограниченного осевого перемещения на другом соосном управляющем стержне, установленном на ноже и имеющем на наружной поверхности кольцевую проточку для захода стопора, а механизм деблокировки выполнен в виде толкателя, радиально установленного в стенке трубчатого стержня с прикрепленной к нему серьгой, установленной в прямоугольном осевом отверстии в управляющем стержне с воэможностью ограниченного возвратно-поступательного перемеще-. ния в радиальном направлении и опи— рающейся полуцилиндрическим торцом на клин, размещенный в этом же прямоугольном отверстии, причем ход серьги ограничен неподвижно закрепленным в ней штифтом, на концах которого установлены возвратные пружины кручения, отогнутые концы которых упираются в торцы лысок, выполненных на управляющем стержне параллельно прямоугольному отверстию так, что концы штифта с пружинами вписаны в окружность управляющего стержня, а в стенках, образованных лысками и прямоугольным отверстием, выполнены пазы для прохода штифта.

5 1277237

5 ударяется в него и смещается на управляющем стержне 6 до упора в торец штока (ход L на фиг,2). Затем стержень 5 центрируется и входит в

I отверстие гнезда 11, При этом конический конец стержня 5 отжимает планку 21 полэуна 20 в сторону„ и при дальнейшем движении стержня 5 влево планка 21 скользит по его наружной поверхности К. Одновременно упор 17 под действием пружины 33 опускается, скользя серьгой 30 по наклонной поверхности d клина 32, оставаясь постоянно поджатым к ней.

В конце хода втычного контакта на замыкание трубчатый стержень 5 упирается в торец упора 17, при этом планка 21 стопора совмещается с кольцевой проточкой 1.0 на стержне 5 и под действием пружины 22 соскакивает 2р с поверхности d в проточку 10 (таким образом стопор фиксирует стержень 5 от осевого перемещения), Двигатель привода отключается.

В зависимости от типа применяемо- 25

ro ь приводе разъединителя момент отключения двигателя регулируют при пусконаладочных работах с учетом выбега электродвигательного привода, люфтов и зазоров в элементах и узлах передачи, а также с учетом люфтов опорно-изоляционной конструкции.

В случае применения, например, пневмопривода отключение подачи сжатого воздуха в пневмоцилиндр произво- дят от датчика, реагирующего на повышение давления в цилиндре при постановке штока на упор, При действии на рабочий контакт (стержень .5) электродинамических сил 4О от рабочих и аварийных токов, стремящихся вытолкнуть стержень из контактного гнезда, эти усилия воспринимаются планкой 21 и полэуном и замыкаются в корпусе гнезда ll, При 45 этом планка 21 работает на срез, а на шток привода (стержень 5) и на передачу привода контактной системы со стороны контактов не действуют никакие усилия. 50

Механизм автоматической блокировки втычного контакта существенно

1277237

3331 WУО ЗФ

27

39 35

39 б

ЯФ

УУ 35 ИМ щ ф

Г-Г

5-6

9 РЮ 22 20

Г 11

Ðèã. б

1277237

Сс ставитель 10, Торшин

Редактор Л,Веселовская Тсхред Л.Сердокова Корректор Г.Решетник

Заказ 6689/49 Тираж 643 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иоскав, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/ 1

Производственно-полиграфическое предприятие, г,ужгород„ ул,Проектная, 4