Устройство для подвода охлаждающей жидкости к полым проводникам ротора турбогенератора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 21d, 56о

Ж 127737

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

В. П. Анемподистов, И. Д. Урусов и А. Е. Алексеев

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

К ПОЛЫМ ПРОВОДНИКАМ РОТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА

Заявлено 15 мая 1959 r. за № 628140/24 в Комитет по делам изобретений и открытий нри Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» Х 8 за 1960 г, Настоящее изобретение относится к устройствам для подвода охлаждающей жидкости к полым проводникам ротора турбогенератора в системе внутреннего параллельного жидкостного охлаждения. Такие устройства составляются из двух электрически изолированных труб, закрепленных на валу и соединяющих радиальные отверстия вала с отверстиями .полых проводников.

Предлагаемое устройство отличается от известных тем, что трубы имеют в сечении форму прямоугольника и разделены продольной стенкой на два канала для подвода и отвода жидкости, отверстия в трубах расположены вдоль оси и совмещены с радиальными отверстиями вала и с отверстиями в лобовых частях проводников обмотки, а для крепления труб применены изолированные стяжные болты, расположенные в отверстиях, сделанных в продольной стенке трубы.

Такое выполнение устройства позволяет повысить надежность его работы.

На фиг. 1 изображена схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 и

3 — отдельные его узлы в разрезе.

Катушки 1 обмотки ротора, набранные из полых проводников, сообщаются с трубами 2, посредством которых осуществляется подвод и отвод от катушек охлаждающей жидкости. Трубы 2 имеют прямоугольное сечение и оолтами З.прикрепляются к валу ротора. В зоне расположе ния лобовых частей они жестко скрепляются с катушками обмотки посредством стягивающих болтов 4 и вставок 5 с резьбовыми отверстиями. Охлаждающая жидкость подводится и отводится от осевого отверстия вала ротора, которое с помощью специальной вставки о подразделяется на входное центральное отверстие 7 и два выходных канала 8.

_#_g 127737

Из осевого канала холодная жидкость по радиальным отверстиям 9 вала подводится к входному отверстию подводящей трубы 2, которая в этой зоне плотно прижата болтами к валу ротора. По подводящей трубе охлаждающая жидкость поступает в зону расположения лобовых частей и распределяется по входным каналам 10, из которых она подается в каналы всех витков катушек, протекает через эти витки и через выходные каналы 11 направляется в другую (отводящую) трубу 2 Далее жидкость через радиальные отводящие отверстия 12 вала поступает в выходные каналы 8 осевого отверстия вала ротора, Надежность работы гидравлических соединений между трубами 2 и витками катушек 1 в статическом, режиме обеспечивается с помощью стягивающих болтов 4. При вращении ротора плотность соединений обеспечивается действием центробежных сил, создаваемых массами трубы и катушек. При этом радиальное смещение катушек не приводит к нарушению плотности соединений вследствие того, что труба 2 в зоне лобовых частей обмотки не связана с валом ротора, а также благодаря постоянству взаимного расположения витков катушек в местах гидравлических соединений.

В предлагаемом устройстве трубы 2 могут быть использованы в качестве токоподводящих шин, В этом случае стержни токоподвода укладываются в специальных отверстиях, смещенных относительно осевого отверстия вала ротора.

Предмет изобретения

Устройство для подвода охлаждающей жидкости к полым .проводникам ротора турбогенератора в системе внутреннего параллельного жидкостного охлаждения, составленное из двух электрически изолированных труб, закрепленных на валу и соединяющих радиальные отверстия вала с отверстиями полых про водников, о т л и ч а ю щ е е с,я тем, что, с целью повышения надежности его работы, указанные трубы имеют в сечении форму прямоугольника и разделены продольной стенкой на два канала для подвода и отвода жидкости, отверстия в трубах расположены вдоль оси и совмещены с радиальными отверстиями вала и с отверстиями в лобовых частях проводников обмотки, а для крепления труб применены изолированные стяжные болты,,расположенные в отверстиях, сделанных в продольной стенке трубы,