Способ сварки плавлением алюминиевых сплавов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение касается сварки и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства.Цель изобретения - повышение качества сварных соединений деталей, имеющих ориентированную под углом к плоскости стыка текстуру деформации.Образуют на торцах свариваемых кромок канавки. Засыпают в канавки гранулированную присадку. Проплавляют присадку совместно с основным металлом с козффициентсм формы проплава в пределах 0,2-0,3. После оплавления кромок детали стыкуют и сваривают с образованием шва с рельефной формой сплавления кромок, в результате чего по1вышается прочность соединения. 3 ил. с h ls3 N 00 ел СА
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (gg 4 В 23 К 9/235, 9/16 р, Ф
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3887092/25-27 (22) 22.04.85 (46) 23.12.86. Бюл. Р 47 (72) В.Н. Денисов, Н.С. Барабохин, А.В. Горбачевский, И.Ф. Сошко и В.А. Казаков (53) 621.791.75 (088.8) (56) Патент Великобритании
К 2126512, кл. В 23 К 9/00, 1984.
Авторское свидетельство СССР
У 511165, кл. В 23 К 9/00, 1970. (54) СПОСОБ СВАРКИ ПЛАВЛЕНИЕМ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ (57) Изобретение касается сварки и может быть использовано в различных
„.80„„1278153 А 1 отраслях народного хозяйства. Цель изобретения — повышение качества сварных соединений деталей, имеющих ориентированную под углом к плоскости стыка текстуру деформации.Образуют на торцах свариваемых кромок канавки. Засыпают в канавки грайулированную присадку. Проппавляют присадку совместно с основным металлом с коэффициентом формы проплава в пределах 0,2-0,3. После оплавления кромок детали стыкуют и сваривают с образованием шва с рельефной формой сплавления кромок, в результате чего повышается прочность соединения.
3 ил.
1278153
Изобретение относится к сварке и может быть использовано в различ-! ных отраслях народного хозяйства.
Цель изобретения — повышение качества сварных соединений деталей, имеющих ориентированную под углом к плоскости стыка текстуру деформации.
На фиг.1 показаны кромки с заг:олненными гранулированной прис.адкой канавками; на фиг.2 — сечение кромок с проплавами; на фиг.3 — сечение сварного шва с рельефной формой сплавления кромок.
Способ осуществляют следующим образом, Вначале свариваемые детали и 2 (фиг.1) с ориентированной под угпом к плоскости стыка текстурой 3 деформации обрабатывают механическим способом по заранее размещенным продольным участкам на горцах кромак
4 и 5 с образованием канавок 6 и 7, при этом глубина канавок составляет 1-5 толщин, а отношение их ширины к глубине должно. быть равно 0,2, ширина зоны между смежными канавками, расстояние ат края торца кромки до канавки выбирают в пределах
0 25-1„0 ширины канавки„ Затем заполняют канавки 6 и 7 гранулированной присадкой и расплавляют присадку с оплавлением основного металла в месте каждой канавки с получением проплавав 8 и 9 (фиг.2) с коэффициентам формы в пределах 0,2-0,3.
Количество канавок на торце каждой кромки определяют в зависимости от толщины кромки.
Ориентация канавок в кромке определяется углам ориентации текстуры деформации основного металла свариваемых деталей, а форма канавок может быть прямоугольной с наклонными боковыми стенками, скругленной в нижней части и выбирается из условия получения качественного проплава.
Соотношение количес.тва кана QK na торце каждой кромки, глубина, ширина и шаг канавок, расстояние ат края торца да канавки определены экспериментально и являются онтималы ыми.
Оплавленные детали 1 и 2 (фиг.3) стыкуют между собой и свариваюг соединение с получением шва 10 с рельефной зоной сплавления кромак.
Пример. Сваривают детали в виде поковок и штамповок толщиной
3-16 t1M с ориентированной под углом
0-60 к плоскости стыка текстурой деформации из высокопрачного алюминиевого сплава 1201. Вначале на торцах кромок выфрезеровывают канавки шириной 1-4 мм и глубиной 5-10 мм,количества капавок составляет 1-2 для толщины 3-8 мм и 1-4 для толщины 816 мм. На поверхность канавок нане10 сен очищающий флюс с активирующими добавками марки ФА-IT, который предварительно размешивают в количестве
2-3% в этиловом спирте. В канавки была засыпана гранульная присадка, 15 также смоченная во флюсово-спиртовой суспензии. Оплавление кромок производят электронным лучом. После фрезерования крамок иа глубину до 1 мм (детали стыкуют и сваривают между
20 собой с получением шва с рельефной формой сплавления кромок).
Результаты испытаний показали, что прочность сварных соединений сог25 ласно предлагаемому способу в сравсравнении с известным возрастает на
22%, а ударная вязкость — на 38 .
Использование изобретения позволяег повысить качество сварных соединений деталей после их обработки дав.пением и получить экономический эффект.
Формула изoápeòåèèÿ
Способ сварки плавлением алюминиевых сплавов, при котором торцы кромок свариваемых деталей предварительно оплавляют, а затем сваривают детали между собой, о т л и10 0 ч а ю шийся тем, что, с целью повышения качества сварных соединений деталей, имеющих ориентированную под углом к плоскости сть|ка текстуру деформации, торцы кромок разбивают
"5 на продольные учасгки и выполняют на них канавки глубиной от 1 до 5 толщин деталей с отношением ширины канавки к ее глубине, равны 0,2, при этом ширину зоны между смежными ка50 навками и расстояние от края торца кромки до канавки выбирают в пределах 0,25-1,0 ширины канавки, заполняют канавки грапульнай присадкой и расплавляют присадку с оплавлени55 ем основного металла в месте каждой канавки с получением проплава с коэффициентом формы в пределах 0,2-0,3.
1278153
Составитель А. Пастухов
Техред Н.Глущенко Корректор С ° Шекмар
Редактор О. Бугир
Заказ 6792/12
Тираж 1001 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная,4