Способ термической обработки цельнокатаных колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к способам термической обработки цельнокатаных колес. Целью изобретения является повышение эксплуатационной стойкости колес. Способ включает аустенитизацию, прерывистую закалку обода, в начале которой проводят 3-4-кратную импульсную подачу охладителя в течение 4-5 с в каждом импульсе с перерывом 2-3 с между импульсами, выдержку колеса на воздухе и отпуск. Применение описываемого способа позволяет получить в рабочем слое структуру высокодисперсного пластинчатого сорбита , уменьшить градиент остаточных напряжений, увеличить .сопротивляемость поверхности катания выкрашиванию и тем самым повысить .эксплуатационную стойкость колес. 1 з.п. ф-лы, 1 табл. сл
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
COQHAËИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 С 21 D 9/34
ВСЕЩКЦ q g
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOlVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3868497/22-02 (22) 19 ° 03.85 (46) 30,12.86, Бюл. Ф 48 (71) Нижнеднепровский ордена Октярьской Революции трубопрокатный завод им. Карла Либкнехта (72) А.И.Козловский, В.В.Озимина, M,È.Ñòàðîñåëåöêèé, Г.А.Блажнов, M.Â.Кузьмичев, В.Г,Дюбченко, Ю.M.Парышев, Н.И.Кияшко и Г.Д.Сухомлин (53) 621,785.796(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 253849, кл. С 21 Р 9/34, 1967.
Авторское свидетельство СССР
Ф 549485, кл. С 21 D 9/34, 1977.
„„80„„12 0041 А1 (54) СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ
UEJIbH0KATAHbIX КОЛЕС (57) Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к способам термической обработки цельнокатаных колес. Целью изобретения является повышение эксплуатационной стойкости колес. Способ включает аустенитизацию, прерывистую закалку обода, в начале которой прбводят 3-4-кратную импульсную подачу охладителя в течение 4-5 с в каждом импульсе с перерывом 2-3 с между импульсами, выдержку колеса на воздухе и отпуск. Применение описываемого способа позволяет получить в рабочем слое структуру .высокодисперсного пластинчатого сорбита, уменьшить градиент остаточных напряжений, увеличить .сопротивляемость поверхности катания выкрашиванию и тем самым повысить эксплуатационную стойкость колес. 1 э.п. ф-лы, 1 табл.
1 12800
Изобретение относится к металлургии, конкретнее к способам термической обработки цельнокатаных колес.
Цель изобретения — повышение эксплуатационной стойкости. 5
Способ включает нагрев колеса до температуры аустенитизации, прерывистую закалку обода, в начале которой проводят 3-4-кратную импульсную подачу охладителя в течение 4-5 с в каждом импульсе с перерывом 2-3 с между импульсами, последующую выдержку колеса на воздухе и отпуск.
Проведение импульсной подачи охладителя в начале прерывистой закалки прзволяет получить в ободе колеса на глубине его рабочего слоя структуру высокодисперсного пластинчатого сорбита. Тем самым обеспечивается
l меньшее различие структурных составляющих поверхностного слоя и основного металла и уменьшаются растягивающие остаточные напряжения, приводящие к выкрашиванию поверхности ка1тания. Кратковременная подача охла25 . дителя в начале прерывистой закалки в течение 4-5 с (перерыв между импульсами 2-3 с) при давлении 4-5 ати, обычно применяемом при термообработке цельнокатаных колес, спосрбствует формированию более равномерной структуры, уменьшению градиента остаточных напряжений и, как следствие, повышению сопротивления поверхности катания выкрашиванию. При этом температу- 35 ра поверхностного слоя на глубину 1520 мм снижается с 850 (температура аустенитизации) до 500 C.
Увеличение времени подачи охладителя в каждом импульсе более 5 с при- 40 водит к образованию структуры отпущенного мартенсита и увеличению градиента остаточных напряжений. Уменьшение времени подачи охладителя менее
4с не позволяет повысить сопротивление поверхности катания выкрашиванию.
Термообработке подвергают цельнокатаные железно-дорожные колеса ф 950 мм из стали с содержанием углерода
0,53-0,67, марганца 0,78-0,86% по 50 предлагаемому и известному (аустенитизация, прерывистое упрочнение, подстуживание и отпуск) способам.
Hp и м е р 1. Колесо нагревают о до температуры аустенитизации (860 С) помещают в установку для прерывистого упрочнения в процессе вращения.
Перед началом упрочнения обода коле41 2 со вращают со скоростью 100 об/мин и на обод подают из спрейеров воду в течение 5с при давлении охладителя
5,0 ати и его расхода 60 мз /ч. Затем следует перерыв в подаче охладителя в Зс. Таких импульсов подачи воды выполняют четыре. В результате температура поверхностного слоя на глуо бине 15-20 мм достигает 500 С. После этого следует прерывистое упрочнение обода по известной технологии: давление в спрейерах 5,0 ати, расход
60 м /ч, общее время охлаждения
200с. Это обеспечивается эа счет более интенсивного теплоотвода от обода при налии температурного градиено та между поверхностными (500 С) холодными и внутренними горячими слоями. Затем колесо подстуживают на воздухе для выравнивания температуры в течение 30 мин и подвергают отпуску о при 450 С в течение 2,5 ч.
Результаты исследований и испытаний: по всему рабочему слою обода колеса структура — высокодисперсный пластинчатый сорбит, за счет равномерной структуры градиент аб остаточных напряжений снижается по сечению обода с 25 до 10 кгс/мм (градиент остаточных напряжений остается иэ-за температурных напряжений), сопротивление поверхности выкрашиванию, определенное на образцах, повысилось с 35,0 до 45,0 кгс/мм .
Пример ?. Колесо нагревают о до температуры аустенитизации (840 С) помещают в установку для прерывистого упрочнения в процессе вращения. Перед началом упрочнения обода колесо вращают. со скоростью 100 об/мин и на обод подают иэ спрейеров воду в течение 4с при давлении охладителя
4,0 ати и его расхода 55 м /ч. Затем следует перерыв в подаче охладителя в 2 с. Таких импульсов подачи воды выполняют три, В результате температура новерхностного слоя на глубину 1,5-2,0 мм достигает 550 С.
После чего следует прерывистое охлаждение по известной технологии: давление в спрейерах 4,0 ати, расход
55 мз /ч, время охлаждения 120 с. 3атем колесо подстуживают на воздухе в течение 35 мин для выравнивания температуры между элементами и подвергают отпуску в течение 2,5 ч при
500 С.
Результаты исследований и испыта.ний: по всему рабочему слою обода
Ф
Сопротивляемость
ПродолжительЧисло циклов
Давле- Иикроструктура ние ох
СпоВремя цикла, с
Общее время соб выкрашиванию, кг/мм на глуби- на глуб не 2 мм не 30 мм ладиность охлажперерыва, с теля, атм дения при тер моупрочнении, с на глубине
30 мм на глубине
2 мм
Предлагаемый
5,0 Пластин- Пластин- 45,0 45,0 чатый чатый сорбит сорбит
200 5
4,0 То же То же
2 120 4
3 200 6
50) 0 50,0
35,0 45,0
5 0 Отпущенный мартенсит
5,0 То же
35,0 45,0
40,0 50,0
40,0 50 0
4 200 7
5 120 3
4,0
4 0 в
120 2
3 12800 колеса структура — высокодисперсный пластинчатый сорбит ; градиент дЯ остаточных напряжений снижается с 30 до 15 кгс/мм, сопротивление поверхности выкрашиванию, определенное на образцах, повышается с 40,0 да
50 0 кгс/мм .
В таблице для сравнения приведены результаты исследований и испытаний колес, обработанных по предлагаемому 10 (1 — 7) и известному (7,8) способам: в поверхностном слое на глубину 1,02,0 мм — структура отпущенного мартенсита, градиент остаточных напряжений
25-30 кгс/мм, сопротивление 15 выкрашиванию поверхности катания
35 0-40,0 кгс/мм, После обработки по режимам, выходящим за граничные условия (3-6) колеса имеют более низкую сопротив- 20 ляемость выкрашиванию и износостойкость, чем по описываемым режимам.
Как следует иэ приведенных примеров, применение предлагаемого способа термической обработки цельнокатанных колес позволяет за счет обеспечения по всему рабочему слою струк туры высокодисперсного пластинчато41 4
ro сорбита уменьшить градиент остаточных напряжений по глубине обода, увеличить сопротивляемость поверхности катания выкрашиванию и тем самым повысить эксплуатационную стойкость колес.
Формула и з о б р е т ения
1. Способ термической обработки цельнокатаных колес, включающий нагрев до температуры аустенитизации, прерывистую закалку обода путем подачи на него охладителя под давлением при вращении колеса, последующую выдержку колеса на воздухе и отпуск, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной стойкости, в начале прерывистой закалки осуществляют 3-4-кратную импульсную подачу охладителя в течение 4-5 с в каждом импульсе с перерывом 2-3 с между импульсами.
2. Способ по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что давление охладителя при прерывистой закалке составляет 4-5 ати.
1280041
Продолжение таблицы
Способ
Сопротивляемость выкрашиванию, кг/мм
Давле- ние ох
Общее время охлаж-.
ПродолжительЧисло циклов
Микроструктура на глубине 2 мм ность на глуб не 30 мм ладидения при тер моупрочнении, с. перерыва, с теля, атм на глубине
2 мм
Известныйй
7 200
5 0
8 120
4 О
Продолжение таблицы
Спо-. соб
Механические свойтсва ГОСТ 10791-81
Износ, r на
10 оборотов образца статочные напряпряжения, кг/мм
Относи- Относи- Ударная
1 1 тельное тельное вязкость на глубине
30 мм на глубине
2 мм на глу- на глу бине бине
2 мм 30 мм удлинение % сужение, кгм
%,гр см г
-21,0 94,0 17,0
-21,0 109 10,0
-20,0 94,0 17,0
1,1 1,2 -20эО
2 0 5 О б 24вО
3 2,5 1,3
+5 0
4 2,8 1,2 +6,0 -19,0 94,0
5 1,5 0,6 +6 0 -24,0 109 . 6 1,5 0,6 +5,0 -25,0 109
17,0
4,0
28,0
10,0
17,0
2,8
10,0
17,0
2,8
-20,0 93,5 17,0
3012+50
27,5 4,2 I 40 0,6 +6,0 -24,0 109 10,5 17,0 2,9
П р и м е ч а н и е : В примерах марганца О, В примерах марганца О, 1,3,4,7 содержание углерода 0,53%, 75%.
2,5,6,8 содержание углерода 0,67%, 86%..
Тираж 552
ВНИИПИ Заказ 7024/25
Подписное
Произв.-полигр. нр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Предлагаемый
Изве- стный
Время цикла, с
Предел прочности,кг/мм на глубине
30 мм
35,0 45,0
40)0 50,0
28,0 4,0
17,0 2,8
28,0 4,0