Аварийный стопор для удержания трубопровода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в I частности к стопорам для аварийно- , го удержания трубопровода. Цель изобретения - упрощение конструкции и уменьшение габаритов. Аварийный стопор содержит корпус 1, имеющий подпружиненный шкив 2 со щекой 3, на который намотан трос 7, соединенный с кольцом 9, охватывающим трубопровод 8. В щеке 3 выполнены отверстия 6 для взаимодействия со штоками 5 фиксаторов 4. На трубопроводе может быть закреплено несколько аварийных стопоров, соединенных между собой планками. При разрыве трубопровода 8 под действием давления или сейсмических колебаний он начинает перемещаться с ускорением и посредством троса приводит во вращение шкив 2. Инерционный датчик выдает сигнал на срабатывание фиксаторов 4, штоки которых выталкиваются и входят в отверстия 6, что останавливает вращательное движение шкива 2 относительно корпуса и, следовательно, движение трубопровода 8. 2 ил. i (Л
СОЮЗ СОЕЕТСНИХ
Ф . РЕСПУБЛИК,.SU„„259 А 1 (д)4 Р !7 D 5/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3896396/24-11 (22) 15..05.85 (46) 30.12.86. Бюл. N 48 (71) Научно-производственное объединение "Энергия" (72) Н.М. Новиков, В.А. Кремнев, А.Г. Кузнецов и Н.Б. Москалев (53) 621.86.07(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 990626, кл. В 66 В 5/24, 1981. (54 ) АВАРИЙНЫЙ СТОПОР ДЛЯ УДЕРЖАНИЯ
ТРУБОПРОВОДА (57) Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к стопорам для аварийно го удержания трубопровода. Цель изоб- ретения — упрощение конструкции и уменьшение габаритов. Аварийный стопор содержит корпус 1, имеющий подпружиненный шкив 2 со щекой 3, на который намотан трос 7, соединенный с кольцом 9, охватывающим трубопровод 8. В щеке 3 выполнены отверстия 6 для взаимодействия со штоками 5 фиксаторов 4. На трубопрОводе может быть закреплено несколько аварийных стопоров, соединенных между собой планками. При разрыве трубопровода 8 под действием давлеция или сейсмических колебаний он начикает перемещаться с ускорением и посредством троса приводит во вращение шкив 2. Инерционный датчик выдает сигнал на срабатывание фиксаторов 4, штоки которых выталкиваются и входят в отверстия 6, что останавливает вращательное движение шкива 2 относительно корпуса й, следовательно, движение трубопровода 8. 2 ил.
1 12
Изобретение относится к машиностроению, в частности к стопорам для аварийного удержания и сейсмической защиты трубопроводов высокого давления.
Цель изобретения — упрощение конструкции аварийного стопора и уменьшение его габаритов.
На фиг. 1 изображен аварийный стопор, общий вид, разрез; на фиг. 2 — компоновка трех стопоров на трубопроводе.
Аварийный стопор содержит корпус 1, в котором размещен стопорящий элемент, включающий в себя шкив
2 со щекой 3. На корпусе 1 установлены фиксаторы 4 со штоками 5. Фиксаторы 4 могут быть выполнены в виде пиропатронов или силовых цилиндров, срабатывающих при подаче на них аварийного сигнала, например, от инерционного датчика ускорений (не показан). На щеке 3 шкива 2 выполнены ртверстия б для взаимодействия
cu штоками 5. Фиксаторы 4 и соответствующие им отверстия 6 на шкиве 2 размещены на разных радиусах по одному на каждом радиусе. Шкив 2 соединен тросом 7 с удерживаемым обьектом в виде трубопровода 8 через кольцо 9. Шкив 2 дополнительно соединен с корпусом 1 силовым элементом, который может быть выполнен в виде пружины 10 или силового цилиндра.
Когда неизвестно направление аварийного движения трубопровода, на него ставят три аварийных стопора под углом друг к другу примерно 120 о
Аварийные стопоры соединены между собой планками 11.
80259 2 тросами 7 в- зависимости от направления его движения.. После устранения аварии стопор и фиксаторы приводятся в исходное положение.
Формула изобретения
Аварийный стопор работает следую-. щим образом.
Трубопровод 8 под действием циклического теплового расширения перемещается с небольшой скоростью. При движении его от аварийного стопора . трубопровод посредством кольца 9 тянет на себя трос 7, сматывая его со шкива 2 и взводя пружину 10. При движении трубопровода в направлении аварийного стопора слабину троса 7 шкив 2 выбирает при вращении его под действием взведенной пружины 10. Фик5
f0
30 сатор 4 не препятствует тепловому расширению трубопровода 8.
При аварии, заключающейся в разрыве трубопровода 8 под действием внутреннего давления или сейсмических колебаний, он под действием реактивной силы истекающей струи теплоносителя начинает двигаться с большим ускорением и посредством троса 7 приводит во вращение шкив 2. Инерционный датчик ускорений выдает. электрический сигнал на срабатывание фиксаторов 4. При этом сигнал от датчиков ускорений может быть подан на фиксаторы, расположенные в направ-. лении, противоположном аварийному движению трубопровода 8, или на все, что более надежно. Фиксаторы 4 срабатывают и все штоки 5 выталкиваются в направлении щек 3. Выталкивание штоков 5 в зависимости от конструкции фиксатора 4 происходит под действием пружины. Тот шток, который в это время оказывается ближе всех от одного из отверстий 6, входит в него и останавливает вращательное движение шкива 2 относительно корпуса 1, а вместе с ним и аварийное движение трубопровода 8. Трубопровод 8 удерживается одним или двумя
Аварийный стопор для удержания трубопровода, содержащий корпус, подвижный стопорящий элемент, смонтированный с возможностью кинематической связи с трубопроводом посредством охватывающего его кольца, и фиксатор, установленный на корпусе, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции и уменьшения его габаритов, указанный стопорящий элемент включает в себя связанный с корпусом посредством силового элемента шкив со щекой, охваченный тросом, конец которого соединен с упомянутым кольцом, причем на щеке выполнены отверстия, диаметр которых равен диаметру фиксатора.
1280259
Фиг. 2
Составитель Л. Лапенко
Редактор М. Бандура Техред Л.Сердюкова Корректор М. Шароши
Заказ 7043/36 Тираж 459 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4