Способ определения защитных свойств моторных масел
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к исследованиям смазочных материалов, в частности к оценке защитных свойств моторных масел. Целью изобретения является приближение условий определения к условиям эксплуатации топливных двигателей путем имитации воздействия атмосферы двигателей на испытуемые образцы. Используют две партии образцов , подвергают образцы первой партии воздействию паров эталонного топлива, а образцы другой партии исследуемого топлива -. при температуре 40-60 с в течение 2-3 ч. Затем образцы вьщерживают в камере влажности при 38-42°С и относительной влажности 92-98% в течение 7ч с последующим охлаждением до комнатной температуры в течение 17 ч. Нагрев и охлаждение повторяют до появления на всех пластинах следов , коррозии, определяют изменение масс образцов обеих партий и по их отношению судят о защитных свойствах масла. i СЛ
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
09) Ol) (59 4 С 01 И 17/00, „13
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н A BT0PCHGIVlV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
RO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3948255/25-28 (22) 27.06.85 (46) 30.12 ° 86. Бюл. У 48 (72) О.Ф.Ивлева, А.Б.Энглин, В.П.Лазаренко, Л.П.Майко, Е.С.Чуршуков и В.Л.Лашхи (53) 620.199(088.8) (56) ГОСТ 9 ° 054-75. Материалы консервационные. Масла, смазки и нефтяные ингибированные тонкопленочные покрытия. Методы ускоренных испытаний защитных свойств. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ
СВОЙСТВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ (57) Изобретение относится к исследованиям смазочных материалов, в частности к оценке защитных свойств моторных масел. Целью изобретения является приближение условий определения к условиям эксплуатации топливных двигателей путем имитации воздействия атмосферы двигателей на испытуемые образцы. Используют две партии образцов, подвергают образцы первой партии воздействию паров эталонного топлива, а образцы другой партии исследуемого топлива — при температуре 40-60 С в течение 2-3 ч. Затем образцы выдерживают в камере влажности при 38-4? С и относительной влажности 92-987 в течение 7 ч с последующим охлаждением до комнатной температуры в течение
17 ч. Нагрев и охлаждение повторяют до появления на всех пластинах следов, коррозии, определяют изменение масс образцов обеих партий и по их отношению судят о защитных свойствах масла, 96
1 12804
Изобретение относится к исследованиям смазочных материалов, в частно" сти к оценке защитных свойств моторных масел.
Целью изобретения является прибли- 5 жение условий определения к условиям эксплуатации топливных двигателей путем имитации воздействия атмосферы двигателей на испытуемые образцы.
Способ реализуется следующим об- 10 разом.
Исследуемое моторное масло наносится в виде тонкой пленки на образцы — обезжиренные металлические пластины (не менее 6 пластин). Затем в эксикатор наливают предварительно нагретое до 40-60 С эталонное топливо, например бензин, подвешивают над бензином одну партию пластин с исследуемым маслом и помещают эксикатор в термостат, Выдерживают пластины над зеркалом нагретого до 40-60 С бензина в течение 2-3 ч. Затем эксикатор с
1 пластинами вынимают из термостата
25 и охлаждают до комнатной температуры, предварительно закрыв пробкой отверстие в крышке эксикатора. В результате охлаждения происходит конденса ня па ов эталонного бензина на
P пленке исследуемого масла.
Другую партию пластин испытывают аналогично первой, только вместо эталонного топлива-бензина используют исследуемое, например этиловый спирт.
При температуре ниже 40 С и вре- 35 мени выдержки менее 2 ч невозможно дифференцировать исследуемое масло по защитным свойствам при дальнейших испытаниях в камере влажности. Повышение температуры выше 60 C и выдер- 40 жка более 3 ч нецелесообразны, так как значительно возрастает опасность воспламенения паров топлива, à результат практически не изменяется.
Затем размещают образцы в камере влажности, где поддерживается температура 38-42 С и относительная влажность 92-98Х. Образцы выдерживают в течение 7 ч и затем охлаждают до ком- 50 натной температуры с последующим вы-, держиванием при этой температуре в течение 17 ч.
Нагрев и охлаждение повторяют до появления первых признаков коррозион- 55 ного поражения у всех образцов.
Параметром защитных свойств испытуемого масла является коэффициент К, рассчитываемый по формуле
M )
К
М где M, — среднее арифметическое значение изменения веса образцов, испытываемых в эталонном топливе, M q — среднее арифметическое значение потери массы изменения веса образцов, испытываемых в исследуемом . топливе.
Пример реализации способа.
На обезжиренные пластины из стали
10 наносили пленку испытуемого моторного масла МТ3-10 „. Три пластины с пленкой масла МТЗ-10„ подвергали обработке парами эталонного бензина при
50 С в течение 3 ч. Три другие пласо тины из стали 10 с пленкой того же масла параллельно обрабатывали парами этилового спирта по тому же режиму.
После этого все шесть испытуемых пластин помещали в камеру влажности и испытывали там циклами, чередуя нагрев до 40 С с охлаждением до комнатной температуры до появления первых признаков коррозии у всех испытуемых пластин, По окончанию испытаний в ка мере влажности определяли изменение веса образцов обеих партий, при этом
К было равно 1,70, что свидетельствовало о том, что в парах этилового спирта защитные свойства данного моторного масла не ниже, чем в парах. эталонного топлива.
Формула изобретения
Способ определения защитных свойств моторных масел, по которому металлические образцы с нанесенными на них пленками испытуемого масла выдерживают в камере влажности при 38-42 С и относительной влажности 92-98Х затем охлаясцают до комнатной температуры и повторяют нагрев и охлаждение до появления очагов коррозии на всех образцах и определяют изменение массы образцов, по которому судят о защитных свойствах масел, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью приближения условий определения к условиям эксплуатации топливных двигателей, используют две партии образцов, предварительно подвергают образцы одной партии выдержке в парах эталонного топлива, а образцы другой партии — в парах исследуемого топлива при 40о
60 С в течение 2-3 ч, а защитные свойства моторных масел определяют по отношению изменений масс образцов эталонной и исследуемой партий.