Патент 1280651

Импульсное реле

 

Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики, а именно к рельсовым цепям. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей импульсного реле. Принцип действия устройства основан на сравнении фаз путевого напряжения , поступающего на входные выводы, и местного (опорного) напряжения , подаваемого на выводы 8 и 9. В результате воздействия путевого напряжения попеременно срабатывают вспомогательные реле, что обусловлено включением в цепи их обмоток диодов, включенных в различных направлениях проводимости. Переключаясь , контакты вспомогательных реле производят перекоммутацию обмотки импульсного путевого реле 5 с преобладанием , в результате чего импульсное реле приобретает фазовую селективность. 5 ил. I сл ч- 0 иг.2

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

РЕСОУБЛИК (19) (И) А1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ; -

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ. СССР

00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3901559/24-07 (22) 29.05.85 (46) 30.12.86. Бюл. Р 48 (71) Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта им. С.M. Кирова (72) Ю.В. Соболев, Е.А. Иванова, В ° M. Соколов и Н.В. Губанова (53) 621.318.563(088.8) (56) Марушко Ф.И., Переборов А.С. Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте, с. 46 — 47.

Сороко В.И., Разумовский Б.А.

Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Справочник, 1ч., с. 111-112. (54) ИМПУЛЬСНОЕ РЕЛЕ (57) Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики, а (50 4 H 01 H 47/00, В 61 L 19/14, Н 02 Н 3/13 именно к рельсовым цепям. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей импульсного реле. Принцип действия устройства основан на сравнении фаз путевого напряжения, поступающего на входные выводы, и местного (опорного) напряжения, подаваемого на выводы 8 и 9.

В результате воздействия путевого напряжения попеременно срабатывают вспомогательные реле, что обусловлено включением в цепи их обмоток диодов, включенных в различных направлениях проводимости. Переключаясь, контакты вспомогательных реле производят перекоммутацию обмотки импульсного путевого реле 5 с преобладанием, в результате чего импульсное реле приобретает фазовую селективность. 5 ил.

1 128065

Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики, а именно к рельсовым цепям.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей импульсного реле.

На фиг. 1 и 2 изображена электрическая принципиальная схема импульсного реле; на фиг. 3 — диаграммы работы импульсного реле при от- 10 сутствии сдвига фаэ между местным и путевым напряжением; на фиг. 4 — то же, при наличии сдвига фаз между местным и путевым напряжением на

90 ; на фиг. 5 — то же, при сдвиге 15 фаз между местным и путевым напряжением на 120 ; на фиг. 6 — то же, б. при сдвиге фаэ на 180 .

Импульсное реле содержит первое вспомогательное реле 1.1 с замыкаю- 20 щими контактами 1.2 и 1.3, первое вспомогательное реле 2..1 с замыкаю, щими контактами 2.2 и 2.3, первый

3 и второй 4 диоды, импульсное путевое реле 5, входные выходы 6 и 7 импульсного реле, выводы 8 и 9 для подключения источника опорного напряжения.

К входным выводам 6 и 7 первое вспомогательное реле 1.1 подключено через первый диод 3, включенный в прямом направлении, а второе вспомогательное реле 2.1 — через второй диод 4, включенный в обратном направлении. Начало и конем обмотки им- 35 пульсного путевого реле 5 соединены соответственно с выводами 8 и 9 для подключения источника опорного напря. жения через замыкающие контакты 1.2 и 1.3 первого вспомогательного реле

1.1, а замыкающие контакты 2.2 и

2,3. второго вспомогательного реле

2,1 соединяют выводы 8 и 9 с концом и началом обмотки импульсного путевого реле 5.

Импульсное реле работает следующим образом.

При подаче на входные выводы 6 и

7 переменного напряжения поочередно срабатывают вспомогательные реле. Например,, реле 1.1 срабатывает от положительной полуволны, реле 2.1 — от отрицательной полуволны. Это достигается включением в цепь каждого вспомогательного реле диодов в соответствующем направлении. Вспомогательное реле 1.1, сработав, замыкает свои контакты 1.2 и 1.3, подключая

1 2 импульсное путевое реле 5 началом и концом его обмотки к выводам 8 и 9 для подключения источника опорного напряжения, на которые подается переменное напряжение. Соответственно, срабатывая от отрицательной полуволны, реле 2.1 замыкает свои контакты

2.2 и 2.3, подключая импульсное путевое реле 5 концом и началом его обмотки к выводам 8 и 9, на которые подается переменное напряжение.

В результате .поочередного срабатывания вспомогательного реле 1.1 и вспомогательного реле 2.1 импульсное путевое реле 5 запитывается импульсами определенной длительности, поступающими с определенным периодом. Длительность и период этих импульсов зависит от длительности замыкания контактов у первого 1. 1 и второго 2.1 вспомогательного реле, т.е. от амплитуды путевого напряжения, подаваемого на входные выводы 6 и 7.

Частоты местного (опорного) и путевого напряжений идентичны.

Допустим, что угол сдвига фаз между двумя напряжениями равен нулю (фиг.2) . Реле срабатывает в том случае, если площадь под кривой ABCDA равна площади под кривой OKLFO, т.е. средний ток за полпериода поступления сигнала больше или равен току срабатывания импульсного путевого реле 5 при питании реле постоянным током.

Допустим, что путевое и местное напряжение отличаются по фазе нао

Э пример на 90 (фиг. 3), тогла в результате алгебраического сложения магнитных потоков в сердечнике суммарный магнитный поток, создаваемый этими импульсами, мал, площадь под кривой ABCDA меньше площади под кривой OKLFO и импульсное путевое реле

5 не срабатывает.

Своего нулевого значения площадь под кривой ABCDA достигает при сдвиге фаз между путевым и местным напряжением, равным 120 (фиг.4).

В смежных рельсовых цепях сигнальное напряжение сдвинуто на 120, и попадание сигнала из смежной рельсовой линии в собственную не приводит к срабатыванию данного импульсного путевого реле при отсутствии литания в собственной рельсовой цепи (не показано). Если питание имеется и придет еще питание из смежной ли128055 нии, возникают новые колебания напряжения, которые сдвинуты от первоначального на какой-то угол, лежащий в пределах 90-180, и в этом случае данное импульсное реле не срабатывает. Причиной этому служит то, что в нем применено поляризованное импульсное путевое реле с преобладанием.

Кроме того, схема построена та- 10 ким образом, что если на импульсное путевое реле 5 приходит сигнал, сдвинутый по фазе на 180 (фиг. 5), т.е. на клеммы местного входа импульсного реле поступает сигнал с обратной 15 полярностью, то реле не срабатывает, так как наводимый в этом случаи магнитный поток в сердечнике импульсного реле 5 совпадает с потоком постоянного магнита. 20

Использование на транспорте предлагаемого реле позволяет получить новые дополнительные свойства у импульсных путевых реле — иметь фазовую селективность, что позволяет в числовой кодовой автоблокировке изъять блок исключения, который не всегда выполняет контроль схода изолирующих стыков и, как следствие, не предотвращает возможности возник- ЗО новения аварийных ситуаций — наезда одного поезда на другой.

1 4

Формула изобретения

Импульсное реле, содержащее два диода, импульсное путевое реле и входные выводы, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, в него введены два вспомогательных реле с двумя замыкающими контактами каждое и выводы для подключения источника опорного напряжения, причем первое вспомогательное реле подключено к входным выводам через первый диод, включенный в прямом направлении, второе вспомогательное реле соединено с входными выводами через второй диод, включенный в обратное направление, один из выводов для подключения источника опорного напряжения через замыкающий контакт первого вспомогательного реле соединен с началом обмотки импульсного путевого реле и через замыкающий контакт второго вспомогательного реле — с концом указанной обмотки, другой вывод для подключения источника опорного напряжения через замыкающий контакт первого вспомогательного реле соединен с концом обмотки импульсного путевого реле и через замыкающий контакт второго импульсного реле — с ее началом.

Кср

Vip

<ср

f г

1 г

Vop

<а ср

Voe г рР

Vow г

Vom у/

Vom

Ьа

Фиг. Ю

1280651 ñð

Vep

Vox

<ое

Фиг. и

1280651

Риг. 6

Редактор Е. Копча

Тираж 643

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 7131/56

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Pom

yom

Lfom

Lfurm

Составитель A. Каретников

Техред Л.Олейник Корректор Г. Решетник