Устройство для управления однофазным асинхронным двигателем
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮа СОВЕТСНИХ
СО@4АЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
@g 4 Н 02 P 3/24
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
И ASTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 393891 5/24-07 (22) 06.08,85 (46) 30.12.86. Бюл.В 48 (71) Саратовский ордена Трудового
Красного Знамени политехнический институт (72) В.Н. Фокин (53) 621.313.333(088.81 (56) Патент США Р 3798523, кл. 318-212, 1974.
Авторское свидетельство СССР
Р 813641, кл. Н 02 Р 3/24, 1978. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОДНОФАЗН11И ACHHXPOHHblM ДВИГАТЕЛЕМ (57) Изобретение (И) относится к электротехнике и предназначено для управления пуском и торможением однофазныхи двухфазных асинхронныхдвигателей.Данное И является усовершенствованием И по а. с. 9 81364 I Öåëüþ изобре„,Я0„„128Î684 А 1 тения является повышение функциональной надежности устройства за счет снижения токовой нагрузки на его элементы. Суть изобретения заключается в реализации тормозного режима в функции времени путем пропускания постоянного тока через обмотки двигателя. Устройство содержит переключатель 3, времязадающую цепочку, составленную иэ диода 6, лампы 11 тлеющего разряда, резистора 8 и конденсатора (К) 9, фазосдвигающий конденсатор 5, шунтирующий главную и вспомогательную обмотки 1, 2 и тиристор 12. Тормозной режим начинается в левом положении переключателя
3 и длится до тех пор, пока не разрядится через управляющий переход тиристора К 9..При этом через соединенные последовательно обмотки 1, 2 протекает пульсирующий ток. 1 ил.
1280684
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления пуском и торможением однофаэных и двухфазных асинхронных двигателей. 5
Цель изобретения - повышение функциональной надежности устройства.
На чертеже изображена электрическая принципиальная схема предлагаемого устройства. 10
Устройство для управления однофазным асинхронным двигателем с главной 1 и вспомогательной 2 обмотками содержит двухпозиционный переключатель 3 с подвижным выводом 4, фазосдвигающий конденсатор 5, первый 6 и второй 7 диоды, резистор 8, времязадающий конденсатор 9. Один вывод резистора 8 подключен к одному выводу времязадающего конденсатора 9, другой вывод которого подключен к одному выводу вспомогательной обмотки 2 ° Анод первого диода 6 предназначен для подключения одного провода 25 питающей сети. Устройство также соцержит переменный резистор 10, лампу
11 тлеющего разряда, тиристор 12 и замыкающий контакт 13 переключателя
3. Один вывод замыкающего контакта З0
13 переключателя 3 подключен к одно му выводу переменного резистора 10, другой вывод замыкающего контакта
13 переключателя 3 подключен к управляющему электроду тиристора 12, анод которого подключен к катоду второго диода 7, анод которого подключен к первому выводу переключающего контакта 4 переключателя 3, второй вывод которого подключен к другим выводам . щ главной 1 и вспомогательной 2 обмоток двигателя. Один вывод главной обмотки 1 двигателя подключен к аноду первого диода 6 и через фазосдви- гающий конденсатор 5 — к одному выво- 4 ду вспомогательной обмотки 2 двигателя. Катод первого диода 6 через лампу ll тлеющего разряда подключен к другому выводу резистора 8, один вывод которого подключен к другому выводу переменного резистора 10.
Катод тиристора 12 подключен к одному выводу вспомогательной обмотки 2 двигателя, средний вывод переключающего контакта 4.переключателя 3 снабжен зажимом для подключения другого провода питающей сети.
Устройство работает следующим образом.
В двигательном режиме работы замыкающий контакт 13 переключателя
3 разомкнут, а переключающий контакт
4 находится в правом положении. В этом случае главная обмотка 1 непосредственно, а вспомогательная обмотка 2 через фазосдвигающий конденсатор 5 подключены к питающей сети, благодаря чему двигатель разгоняется и работает в номинальном режиме.
Одновременно через времязадающую цепочку, образованную диодом 6, лампой 11 тлеющего разряда и резистором
8, заряжается конденсатор 9. Лампа
11 тлеющего разряда ограничивает величину напряжения на конденсаторе
9 до уровня, допустимого для пода1. чи на управляющий электрод тиристора 12.
Для остановки двигателя переключатель 3 переводится в левое положение, что приводит к замыканию контакта 13 и к подключению анода второго диода 7 к питающей сети. Заряженный предварительно конденсатор
9 разряжается на управляющий переход тиристора 12 через переменный резистор и открывает тиристор 12. Это при водит к тому, что через соединенные последовагельно обмотки 1 и 2 двигателя и шунтирующий их фазосдвигающий конденсатор 5 протекает шунтирующий ток, обеспечивающий динамическое торможение двигателя. Благодаря последовательному включению обмоток 1 и 2 и шунтированию их конденсатором
5 ток через них снижается без снижения тормозного момента и уменьшается его пульсация.
С течением времени напряжение на конденсаторе 9 уменьшается и при достижении его величины, недостаточной для открытия тиристора 12 на очередном положительном полупериоде пиФ тающего напряжения, тормозной режим прекращается без какой-либо дополнительной коммутации контактными элементами что повышает функциональ ную надежность устройства. Это преимущество позволяет использовать устройство и в схемах управления мощных двигателей.
Таким образом, благодаря введению тиристора » с переменным резистором и дополнительного замыкающего контакта, переключателя и соответствующим сводом между элементами устрой3 1280684 ства обеспечивается повышение его д функциональной надежности.
Составитель В. Алечечкин
Редактор А. Ревин Техред Л.Сердюкова Корректор M. Максимишинец
Заказ 7132!57 Тираж 631 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Формула изобретения
Устройство для управления однофазным асинхронным двигателем, содержа,щее двухпозиционный переключатель; фазосдвигающий конденсатор, времяэадающий конденсатор, два диода, резистор, один -вывод которого подключен к одному выводу времязадающего конденсатора, другой вывод которого предназначен для подключения к первому выводу вспомогательной обмотки двигателя, анод первого диода предназначен для подключения одного провода питающей сети, о т л и ч а— ю щ е е с я тем, что, с целью повышения функциональной надежности, в него введены переменный резистор, лампа тлеющего разряда, тиристор, двухпоэиционный переключатель снаб,жен замыкающим контактом, подвижный вывод которого подключен к одному выводу переменного резистора, неподвижный вывод замыкающего контакта вухпозиционного переключателя подключен к управляющему электроду тиристора,анод которого подключен к като. у второго диода, анод которого подключен к первому неподвижному выводу двухпоэиционного переключателя, второй неподвижный вывод которого предназначен для подключения к второму выводу вспомогательной и к первому выводу главной обмоток двигателя, анод первого диода предназначен для подключения к второму выводу главной обмотки двигателя, к одному проводу питающей сети и через фазосдвис гающнй конденсатор — к первому выводу вспомогательной обмотки двигателя, катод первого диода через лампу тлеющего разряда подключен к другому выводу резистора, один вывод которого подключен к другому выводу пере менного резистора, средний вывод переключающего контакта переключателя снабжен зажимом для подключения другого провода питающей сети, катод тиристора предназначен для подключения к первому выводу вспомогательной обмотки двигателя.