Шариковая винтовая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станкостроении. Цель изобретения - повышение долговечности передачи и упрощение регулирования в процессе эксплуатации. Для этого шариковая винтовая передача снабжена фиксатором 10 взаимного углового расположения гаек 3 и 4, а гайки 3 и 4 установлены с зазором между обращенным друг к другу торцами. Для восстановления натяга необходимо вывернуть фиксатор 10, повернуть гайки 3 и 4 относительно корпуса 1 на определенный угол в сторону увеличения натяга и зафиксировать. 2 ил. а. W 13 ю 00 «чЗ ;о 00 2 9U8. 1
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЩЩЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (5д 4 F 16 Н 25/22
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCKOIVlY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) ШАРИКОВАЯ ВИНТОВАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машино- . строению и может быть использовано в станкостроении. Цель изобретения повышение долговечности передачи и упрощение регулирования в процессе эксплуатации. Для этого шариковая винтовая передача снабжена фиксатором 10 взаимного углового расположения гаек 3 и 4, а гайки 3 и 4 установлены с зазором между обращенным друг к другу торцами. Для восстановления натяга необходимо вывернуть фиксатор 10, повернуть гайки 3 и 4 относительно корпуса 1 на определенный угол в сторону увеличения натяга и зафиксировать. 2 ил.
М
Об
4 с©
С4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2I) 3902479/25-28 (22) 31.05.85 (46) 07.01.87. Бюл. N - 1 (71) Одесское специальное конструкторское бюро прецизионных станков (72) В.В. Тимченко, И.А. Фердман и М.Б. Шкапенюк (53) 621-.231.223 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 744173, кл. F 16 Н 25/20, 1978.
Авторское свидетельство СССР
9 711313, кл. F 16 Н 25/22, 1978.
„„SU„„1281 793 А 1
1281793
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станкостроении.
Целью изобретения является повышение долговечности пеРедачи и упрощение регулирования в процессе эксплуатации за счет снабжения передачи фиксатором взаимного углового расположения гаек.
На фиг.1 изображена передача с натягом в сторону удаления гаек, общий вид; на фиг.2 — то же, с натягом в сторону сближения гаек, фрагмент. о
Шариковая винтовая передача содержит корпус 1, размещенные в нем ходовой впнт 2 взаимодействующие с последним,цве гайки 3 и 4, установленные с зазором между обращенными друг к другу торцами, расположенными в канавках винта и гаек шарики 5 и устройство для регулирования натяга, включающее резьбу одинакового направления, но с разным шагом, выполненную на цилиндрических поверхностях внутри корпуса 1 и снаружи гаек
3 и 4. Кроме того, на наружной поверхности гайки 4 предусмотрена посадочная цилиндрическая поверхность
Щ
6 и резьба 7 с шагом Р, Аналогичная посадочпая цилиндрическая поверхность и резьба 7 выполнены внутри части корпуса 1, соответствующей гайке 4. Снаружи гайки 3 предусмотрена посадочная цилиндрическая поверх- 35 ность 8 и резьба 9 с шагом Р + ьР.
Аналогичная цилиндрическая посадочная поверхность и резьба 9 выполнены внутри части корпуса 1, соответствующей гайке 3. Поверхности 6 и 8 пред- 40 назначены для обеспечения соосности гаек 3 и 4 и корпуса 1, Шариковая винтовая передача содержит также фиксатор 10 взаимного углового Расположения гаек, закрепленный в гайке 3. В корпусе 1 и гайках
3 и 4 выполнены пазы, в которых размещена,шпонка 11, закрепленная в гайке 3 винтом 12. Гайка 4 имеет 50 возможность осевого смещения вдоль шпонки 11 благодаря зазору между обращенными друг к другу торцами гаек.
Для совместного поворота относительно корпуса гаек 3 и 4 в последних выполнены пазы 13, а во фланце корпуса 1 — отверстия 14 под специальные ключи.
Для тонкого регулирования величины натяга аР выбирают значительно меньшим P. Например, при Р = 3 мм величина ьР = 0,05 мм.
Винтовую передачу собирают следующим образом.
Гайку 3 заполняют шариками 5 и навинчивают на винт 2. Затем на гайку
3 навинчивают корпус 1 так, что одна его половина находится над шейкой винта 2. Заполняют шариками 5 гайку
4 и перемещают на втулку (не показана), внутренний диаметр которой равен диаметру шейки винта 2, а наружный — внутреннему диаметру резьбы винта 2. Втулку с гайкой 4 устанавливают на шейку винта 2 и ввинчивают в корпус 1 до тех пор, пока шпоночные пазы гаек 3 и 4 не совпадут (при заданном зазоре). Угловое расположение гаек 3 и 4 фиксируют шпонкой 11, а последнюю — винтом 12. Корпус 1 вместе с гайками 3 и 4 доворачивают полностью на резьбу винта 2, Специальными ключами, упирающимися в паз 13 одной из гаек и в отверстие
14 при неподвижном винте 2 осуществляют натяг передачи вращением гаек
3 и 4 относительно корпуса 1. При. этом благодаря различию шагов резьбы гаек 3 и 4 происходит осевое сближение (или удаление). Это приводит к созданию необходимого натяга. !
Б процессе эксплуатации передачи контактирующие элементы изнашиваются, в результате чего падает величина натяга.
Для восстановления натяга необходимо вывернуть фиксатор 10, повернуть гайки 3 и 4 относительно корпуса 1 на определенный угол в сторону увеличения натяга и зафиксировать снова.
После наработки передачей расчетного времени либо при наступлении питтинга резьбы одной из гаек 3 или
4 (характеризующегося, например,повышением температуры, момента холостого хода и т.д.) до наступления расчетного времени отворачивают фиксатор 10, вращением гаек 3 и 4 относительно корпуса 1 снимают натяг, а затем вращением гаек 3 и 4 в ту же сторону осуществляют натяг сближением (удалением) гаек (фиг.2). При этом в контакт с шариками 5 вступают
,ранее не работавшие участки резьбы гаек (противоположные стороны резь793
Шариковая винтовая передача, содержащая корпус, размещенные в нем
Составитель P. Ожина
Техред А.Кравчук Корректор О. Луговая
Редактор О. Юрковецкая
Заказ 7242/31
Тираж 810 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж"35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная,4
3 1281 бовых канавок) . Долговечность передачи повышается вдвое, В случае наступления питтинга шариков производят демонтаж передачи, в гайки 3 и 4 засыпают новые шарики, а затем осуществляют монтаж передачи, создавая натяг в сторону сближения (удаления) гаек.
Ф о р му л а и з о б р е т е н и я 10 ходовой винт, взаимодействующие с последним две гайки, шарики, расположенные в канавках винта и гаек, и устройство для регулирования осевого натяга, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности передачи и упрощения регулирования в процессе эксплуатации, передача снабжена фиксатором взаимного углового расположения гаек, закрепленным на одной из них, а гайки установлены с зазором между обращенными друг к другу торцами.