Устройство для контроля ресурса механических узлов транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к приборос роеншо и может быть использовано для экспериментального определения влияния рабочей температуры узла на его ресурс, а также для регистрации эквивалентного пробега механических . узлов транспортных средств в зависимости от их температурного режима работы . Устройство обеспечивает высокую точность определения ресурса . Устройство содержит датчик температуры, датчик наработки, компаратор, управляемый источник опорного напряжения, блок управления, делитель частоты, регистры, задатчики кода, преобразователь параллельного кода в число-им-. пульсный и счетчик. Блок управления содержит генератор импульсов, элементы И-НЕ, ШШ-НЕ и НЕ, делитель частоты , триггер и датчик включения, питания . 1 з.п. ф-лы 3 ил. с &г (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (19) (11) (51) 4 G 07 С 3 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Н Д ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3925886/24-24 (22) 10.07.85 (46) 07.01.87. Бюл. У 1 (71) Тольяттинский политехнический институт (72) В.К.Шакурский, Ю.С.Бугаков и A.À.Ïÿòàåâ (53) 681.178(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1034056, кл. G 07 С 3/00, 1982.

Авторское свидетельство СССР

Н 773657, кл. G 07 С 3/00, 1/79. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕСУРСА

МЕХАНИЧЕСКИХ УЗЛОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к приборос Рроению и может быть использовано для экспериментального определения влияния рабочей температуры узла на его ресурс, а также для регистрации эквивалентного пробега механических узлов транспортных средств в зависимости от их температурного режима работы, Устройство обеспечивает высокую точность определения ресурса . Устройство содержит датчик температуры, датчик наработки, компаратор, управ- ° ляемый источник опорного напряжения, блок управления, делитель частоты, регистры, задатчики кода, преобразователь параллельного кода в число-им-. пульсный и счетчик. Блок управления содержит генератор импульсов, элементы И-НЕ, ИЛИ-НЕ и НЕ, делитель часто- 3 ты, триггер и датчик включения. питания. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

1282174

График 1 (фиг. 1);показывает, реальную зависимость коэффициента пересчета tt. для переработки узла в зависимости от температуры масла. 25

Устройство содержит компаратор 2, к входам которого подключен датчик 3 температуры и управляемый источник 4 опорного напряжения, блок 5 управления, к первому входу которого подклю- З0 о .чен выход компаратора 2, а первый выход подключен к тактовым n+1 входам, соединенным в каскад К-разрядных регистров 6, датчик 7 наработки, выход которого подключен к установочным входам и регистров 6, к установочному входу источника 4 и к второму блоку

5, делитель 8 частоты с коэффициентом деления К, к входу которого подключен первый выход блока 5, а выход подклю- щ чен к входу источника 4, блок из Нперенастраиваемых задатчиков 9 кода, выходы которых подключены к соответствующим информационным входам параллельной записи п регистров 6, преобразователь 10 параллельного кода в число-импульсный, к информационным входам которого подключены выходы .параллельного считывания и+1 регистра

6, к управляющему входу подключен вы- 50 ход компаратора 2, к счетному входу подключен второй выход блока 5, а к выходу подключен счетчик 11.

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для экспериментального определения влияния рабочей температуры узла на

Ф его ресурс, а также для регистрации 5 эквивалентного пробега механических узлов транспортных средств в зависимости от их температурного режима ра-. боты.

Цель изобретения — повьппение точности устройства для контроля ресурса механических узлов транспортного средства.

На фиг.1 изображен график зависимости коэффициента пересчета для наработки узла в зависимости от его температуры; на фиг.2 — структурная схема устройства; на фиг.3 — функциональная схема блока управления. 20

Блок 5 управления содержит генератор 12 импульсов, делитель 13 частоты, триггер 14, элемент И-НЕ 15, элемент НЕ 16, элемент ИЛИ-НЕ 17 и датчик

18 включения питания.

Устройство для контроля ресурса механических узлов транспортного: средства. работает следующим образом.

Рабочий температурный диапазон механического узла разбивается на и интервалов, и для каждого интервала в соответствии с заданной зависимостью коэффициента пересчета от температуры (фиг.1) выбираются средние коэффициенты и набираются на соответствующих задатчиках 9, причем на первом задатчике 9 набирается коэффициент, соответствующий максимальной температуре, а на и-м задатчике 9— соответствующий минимальной температуре (фиг.2). В примере конкретной реализации п10. При включении питания блок 5 и преобразователь 10 параллельного кода в число-импульсный блокируются.

По приходу импульсного сигнала с датчика 7 наработки, который соответствует заданной единичной наработке (для транспортного средства удобнее использОвать единичный пробег в 1 км, так как ресурс определяется пройденным расстоянием), в регистры 6 запи сываются коэффициенты пересчета, источник 4 устанавливается в состояние, соответствующее минимальной температуре рабочего диапазона, и начинается формирование тактовых импульсов на первом выходе блока 5, на втором выходе которого тактовые импульсы формируются непрерывно.

Так как регистры 6 К-разрядные, а делитель 8 имеет коэффициент деления

К, то после первых К тактовых импульсов в (n+1)-м регистре 6 записан первый коэффициент пересчета, установленный задатчиком 9п записанный предварительно в регистр бп и соответствующий первому температурному интервалу, начиная с минимальной температуры, Одновременно на выходе делителя 8 появляется импульс, по которому источником 4 сформирован уровень напряжения, соответствующий верхней границе первого температурного интервала. После формирования вторых п+1 тактовых импульсов в (п+1)-м регистре

6 записач второй коэффициент пересчета, а на выходе источника 4 сформирован уровень напряжения, собтветствующий верхней границе второго температурного интервала. После формирования nik тактовых импульсов в (и+1)-м регистре 6 записан и-й коэффициент

1282174 пересчета, а на выходе источника 4— напряжение, соответствующее верхней границе температурного интервала.

Если напряжение датчика 3 температуры оказывается меньше напряжения, 5 соответствующего верхней границе определенного температурного интервала, то на выходе компаратора 2 появляется сигнал, по которому формирование тактовых импульсов.на первом выходе блока 5 прекращается. При этом в п+1 регистре 6 записан коэффициент пересчета, соответствующий данному температурному интервалу. Одновременно по сигналу компаратора 2 начинает- 5 ся преобразование с помощью преобразователя 10 параллельного кода, который соответствует коэффициенту пересчета в (п+1)-м регистре 6 в число им пульсов. Сформированные импульсы пос- >о тупают в счетчик 11. Таким образом, например, при температуре узла 10 С ко-. эффициент пересчета равен 1, 7 и при пробеге транспортного средства в 1 км в счетчик записывается 17 импульсов, а показания его увеличатся на 1,7 км.

Ф

В конкретном выполнении устройство может быть использовано при стендовых .испытаниях для определения зависимости коэффициента пересчета от рабо-ЗО чей температуры исследуемого узла и при эксплуатации данного узла для определения эквивалентной наработки.

Вначале задается примерный вид зави-. симости коэффициента пересчета от 3S .температуры. После испытаний на стенде определяется износ и соответству\ ющий пробег, по величине которого уточняется вид кривой. В этом случае применение устройства позволяет сок- 40 ратить время испытаний. Полученная в результате испытаний зависимость считается постоянной для данного узла транспортного средства.

На заводе-изготовителе кривая за- 45 дается соответствующей распайкой выводов регистров 6 устройства, которое устанавливается на транспортное сред-. ство. Показания счетчика 11 устройства соответствуют эквивалентному про- N бегу узла.

Блок 5 управления работает следующим образом.

Импульс датчика 7 наработки посту-" пает на второй вход блока 5 и опроки-М дывает триггер 14, Элемент И-НЕ 15 ,открывается, и импульсы генератора

12 проходят на первый выход, а каждый восьмой импульс с выхода делителя 8 поступает на тактовый вход источника

4. С выхода делителя 13 с коэффициентом деления 100 импульсы .поступают на преобразователь tO параллельного кода в число-импульсный. Коэффициент деления делителя 13 определяется быстродействием счетчика 11 и частотой опорного генератора 12. При включении питания устройства с датчика 18 снимается импульс, который с помощью триггера 14 блокирует элемент И-HE

15. Сигнал компаратора 2, который поступает на первый вход блока 5, также блокирует элемент И-HE 15 через элемент ИЛИ-НЕ 17, элемент НЕ 16 и триггер 14.

Формула изобретения

1. Устройство для. контроля ресурса механических узлов транспортного средства, содержащее датчик температуры, выход которого соединен с первым входом компаратора, управляемый источник опорного напряжения, выход которого подключен к второму входу компаратора, блок управления и счетчик, о т л и ч а ю щ е е с я .тем, что, с целью повышения точности устройства,-в него введены делитель частоты, датчик наработки, и задатчиков кода, и+1 регистров и преобразователь параллельного кода в числоимпульсный, выход компаратора- соединен с управляющим входом преобразователя параллельного кода в число-импульсный и с первым входом блока управления, первый выход которого через делитель частоты подключен к управляющему входу управляемого источника опорного напряжения и непос.;редственно к тактовым входам и+1 ре1гистров, которые соединены последовательно, выход датчика наработки подключен к установочному входу управляемого источника опорного напряжения, к установочным входам .и регистров и к второму входу блока управления, второй выход которого соединен со счетным входом преобразователя параллельного кода в число-импульсный, выход которого .подключен к входу счетчика, выходы и задатчиков кода соединены соответственно с входами записи информации и регистров, выход п+1 ре-. гистра подключен к информационному входу преобразователя параллельного кода в число-импульсный.

128217

2. Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что блок управления содержит генератор импульсов, делитель, частоты, триггер, элемент

И-НЕ, датчик включения питания, элемент НЕ и элемент ИЛИ-НЕ, первый вход которого является первым входом блока управления, выход датчика включения питания соединен с вторым входом элемента ИЛИ-НЕ, выход которого через 10

4 6 элемент HE подключен к первому входу триггера, выход которого соединен с . первым входом элемента И-НЕ, выход которого является первым выходом блока унравления, вторым входом которого является второй вход триггера, выход генератора импульсов соединен с вторым входом элемента И-НЕ и с входом делителя частоты, выход которого является вторым выходом блока управления.

Фиг. 2

1282174

Редактор Н.Бобкова

Заказ 7271/50 Тираж 467 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035,. Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

С3 м

ФЮ с

Ф а фц Î С) ъ- М

Составитель Г.Усачев

Техред:Л.Олейник Корректор А.Обручар