Индикатор напряжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортной промышленности, в частности к устройствам технической диагностики генераторной установки трансf портного средства (ТС).Цель изобретения - повышение надежности средств индикации работы генераторной установки ТС. При включении замка зажи- . гания ТС акк муляторая батарея (АБ) начинает разряжаться. Контрольная лампа 10 загорается. При достижении напряжением генератора определенного значения транзистор 9 в цепи лампы 10 закрывается. Лампа гаснет.При уменьшении напряжения генератора лампа 10 загорается, причем уровень срабатывания индикатора в этом случае несколько меньше, чем при увеличении напряжения генератора.При увеличении напряжения на шинах бортсети выше допустимого контрольная лампа 10 также загорается. Настройка всех трех уровней срабатывания индикатора осуществляется резисторами 3 и 12. Таким образом, индикатор сигнализирует о режиме заряда, перезаряда и разряда АБ. 2 ил. с СО ю 00 ю ND а
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
22 0 А1 (19) (11) 1 11 g H 02 J 7/14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ к авторском свидкткпьстем (56) Патент ФРГ У 2744499, кл. Н 02 J 7/14, 1980.
Патент США М- 4179647, кл. Н 02 J 7/14, 1979.
Патент США М - 4056765, кл. Н 02 J 7/14, 1977.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3421732/24-07 (22) 05.04.82 (46) 07.01.87. Бюл. У 1 (71) Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобиль-. ного электрооборудования и автоприборов (72) P.À. Бот, Т.И. Кустова и P.Ô. Савельева (53) 621.355.1 (088.8) (54) ИНДИКАТОР НАПРЯЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к транспортной промышленности, в частности к устройствам технической диагностики генераторной установки транспортного средства (ТС).Цель изобретения — повышение надежности средств индикации работы генераторной установки ТС. При включении замка зажи. гания ТС аккумуляторая батарея (АБ) начинает разряжаться. Контрольная лампа 10 загорается. При достижении напряжением генератора определенного значения транзистор 9 в цепи лампы 10 закрывается. Лампа гаснет.При уменьшении напряжения генератора лампа 10 загорается, причем уровень срабатывания индикатора в этом случае несколько меньше, чем при увеличении напряжения генератора.При увеличении напряжения на шинах бортсети выше допустимого контрольная лампа 10 также загорается. Настройка всех трех уровней срабатывания индикатора осуществляется резисторами 3 и 12. Таким образом, индикатор сигнализирует о режиме заряда, перезаряда и разряда АБ. 2 ил.
1282260
Изобретение относится к устройствам технической диагностики генераторной установки автомобиля, мотоцикла и других транспортных средств.
- Целью изобретения является повышение надежности работы индикатора в переходных режимах работы генераторной установки автомобиля, например при включении и выключении большой нагрузки при низкой частоте вращения генератора.
На фиг.1 приведена принципиальная схема индикатора аварийного напряжения и неисправностей, на фиг.2 уровни напряжений срабатывания индикатора.
Схема содержит входной делитель напряжения, состоящий из резисторов
1 и 2 и подстроечного резистора 3.
Средняя точка а делителя напряжения через резистор 4 й-первый стабилитрон 5 соединена с базой управляющего транзистора 6, подключенной через резистор 7 к минусовой шине бортсети. Коллектор транзистора 6 через резистор 8 соединен с плюсовой шиной бортсети и с базой первого выходного
> транзистора 9, в цепи коллектора которого включены контрольная лампа
10 и резистор 11. Одна из точек входного делителя напряжения, расположенная между резисторами 1 и 2, через резистор 12 соединена с коллекторами выходных транзисторов 9 и 13.
База выходного транзистора 13 через второй стабилитрон 14 соединена со средней точкой а указанного делителя напряжения. База второго выходного транзистора 13 через резистор 15 соединена с минусовой шиной бортсети,с которой соединены также эмиттеры транзисторов 6,9,13. Схема допускает включение коллектора второго выходного транзистора через вторую контрольную лампу (не показана) к плюсовой шине бортсети, а также использование светодиодов в качестве сигнальных устройств.
Индикатор аварийного напряжения и неисправностей работает следующим образом.
При включении замка зажигания на автомобиле (не показано) к шинам бортсети подключается аккумуляторная батарея (не показана). При этом по цепи: плюсовая шина, резистор 8, переход эмиттер-база транзистора 9,минусовая шина (масса) течет ток базы
1 транзистора 9. Последний открывается, и контрольная лампа 10 загорается, указывая на разряд аккумуляторной батареи. После включения двигателя генератор возбуждается, и на его выходе пропорционально увеличению оборотов двигателя увеличивается напряжение. При достижении определенного значения напряжения (U „д ) па® дение напряжения на подстроечном резисторе 3 становится равным напряжению, при котором первый стабилитрон
5 пробивается, обеспечивая проводящее со"тояние управляющего транзистора
6. Транзистор 6 при этом открывается и шунтирует вход первого выходного транзистора 9. Транзистор 9 закрывается, при этом контрольная лампа 10 гаснет, указывая на начало заряда аккумуляторной батареи. При наличии в генераторной установке неисправностей, приводящих к невозбуждению генератора, например обрыв в цепи
25 обмотки возбуждения или обрыв приводного ремня генератора, контрольная лампа 10 не гаснет и при работающем двигателе.
Если напряжение на выходе генера30 тора начнет уменьшаться (в направлении U ), например при снижении оборотов двигателя и включении нагрузки, то контрольная лампа 10 загорится
При этом включение в схему резистора
12 обеспечивает уровень срабатывания индикатора зарядного напряжения (U ) несколько меньший, чем при увеличении напряжения (U „ ). Происходит задержка срабатывания, что исключает
40 мигание контрольной лампы 10, например при включении и выключении большой нагрузки на низкой скорости вращения генератора. Если транзистор
9 открыт и контрольная лампа 10 горит (напряжение генератора возрастает после включения двигателя), ток,протекающий по цепи: плюсовая шина, резистор 1, резистор 12, переход коллектор-эмиттер транзистора 9, минуgg совая шина создает дополнительное падение напряжения на резисторе 1,и пробой первого стабилитрона 5 произойдет при более высоком уровне выходного напряжения генератора (U )
И наоборот, если выходной транзистор
9 закрыт и лампа 10 не горит (напряжение генератора уменьшается с уменьшением скорости вращения или с включением большой нагрузки), переФормула изобретения
<пер белич
Elp pep Уменьшение
Pll8. 8
Составитель В. Оглоблев
Редактор С. Патрушева Техред A.Кравчук Корректор С. Шекмар
Заказ 7280/54
Тираж 619 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная,4
3 12, ход стабилитрона 5 в непроводящее состояние произойдет при более низком напряжении генератора (U ).
При увеличении напряжения на шинах бортсети выше допуЧтимого (U ) пропер бивается стабилитрон 14, обеспечивая проводящее состояние второго выходного транзистора 13, и контрольная лампа 10 загорается, сигнализируя черезаряд аккумуляторной батареи.
Настройка индикатора производится подбором сопротивления подстроечного резистора 3, причем настройка на первый уровень срабатывания, определяющий напряжение начала заряда аккумуляторной батареи (U ), автоматически обеспечивает второй уровень срабатывания (U ), соответствующий началу перезаряда аккумуляторной батареи, а наличие при этом резистора 12 обеспечивает третий уровень напряжения срабатывания (Up).соответствующий началу разряда аккумулятор-* ной батареи.
Таким образом, в схеме индикатора аварийного напряжения и неисправнос82260 4 тей с помощью подбора величины одного подстроечного резистора обеспе-. ,чивается три уровня напряжения сраба-! тывания, в результате чего осуществляется полный контроль за работой аккумуляторной батареи и генераторной установки в целом при стабильной работе устройства индикации в режимах переключения нагрузки на авто10 мо биле .
15 Индикатор напряжения, содержащий узел контроля зарядного напряжения, узел контроля повышенного напряжения, выполненные соответственно с транзисторами на выходе, и делитель на20 пряжения, подключенные к выходным клеммам генератора системы электроснабжения, отличающийся. тем, что, с целью повьппения надежности, индикатор снабжен резистором, включенным между одной иэ точек соединения плеч делителя напряжения и коллекторами выходных транзисторов.