Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (5ц 4 Н 02 К 1 06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

««/

Н А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3468447/24-07 (22). 15.07.82 (46) 07.01.87. Бюл. Ф 1 (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (72) Я.М. Хант, Е.П. Бойко, А.Ф. Лопатин и Ю.А. Кремешный (53) 621.3.042 (088.8) (56) 1. Патент США Ф 3983435, кл, 310-259, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР

У 584392, кл. Н 02 К 1/06, 1975. (54)(57) 1. СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ .МИНИНЫ, содержащий магнитопровод с

„„SU„„1 22 1 А1 ярмом и изолированной от ярма зубцовой зоной, пазовую изоляцию и обмотку, отличающийся тем, что,с целью уменьшения габаритов за счет снижения тока намагничивания обмотки, изоляция зубцовой зоны от ярма и пазовая изоляция выполнены в,, виде непрерывной гофрированной ленты, гофры которой охватывают каждый зубец со стороны технологического зазора.

2. Статор по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью упрощения технологии изготовления, указанные гофры образуют закрытые па, зы.

1282261

f0

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции статоров электрических машин переменного тока.

Известен разъемный магнитопровод, который состоит из ярма и зубцовой зоны. В, зубцовую зону магнитопровода вводятся дополнительные элементы, которые отгибаются, обеспечивая частичное закрытие пазов после укладки обмотки (1) .

Такое использование зубцовой зоны усложняет технологию изготовления электрической машины.

Наиболее. близким к изобретению по технической сущности является разьемный статор электрической машины, содержащий ярмо и эубцовую зону,выполненную в виде гофрированного пе риодического профиля, изолированную от ярма с помощью клея, пазовую изоляцию и обмотку )2J.

Недостаток известного магнитоIIpoBopR co TORT II ToM . что изоляция ярма от- зубцовой эоны с помощью клея приводит к образованию неравномерного технологического зазора как по длине магнитопровода, так и по периметру расточки ярма, что вызывает повышение тока намагничивания машины и недоиспользование объема магнитопровода.

Цель изобретения — уменьшение габаритов sa счет снижения намагничивающего тока обмотки.

Поставленная цель достигается тем, что в стагоре электрической машины, содержащем магнитопровод с ярмом и зубцовой зоной, изолированной от ярма, пазовую изоляцию и обмотку, изоляция зубцовой зоны от ярма и пазовая изоляция обмотки выполнены в виде непрерывной гофрированной ленты, гофры которой охватывают каждый зубец со стороны технологического зазора и образуют закрытые пазы.

Применение гофрированной ленты позволяет упростить технологию изготовления за счет того, что гофры образуют закрытые пазы, для чего они формируются с упругими выступами, обращенными в сторону паза и закрывающими его. Эти выступы удерживают от выпадания из паза выполненную часть обмотки и в то же время не препятствуют дальнейшей намотке.

f5

2

На фиг.1 показана часть статора электрической машины; на фиг.2 изоляционная гэфра и элементы технологии; .на фиг.3 — часть гофрированной изоляционной ленты с внутренними пазовыми коробочками на фиг.4— часть гофрированной изоляционной ленты с внешними пазовыми коробочками; на фиг.5 — вариант изоляции магнитопровода.

Статор электрической машины содержит ярмо 1, которое может быть витым из ленты или в виде пакета иэ штампованных деталей.Зубцовая зона 2 выполнена иэ непрерывной ферромагнитной ленты в виде периодического гофрированного профиля, гофры образуют зубцы, между которыми расположены пазы 3 под обмотку 4. Ярмо

1 изолировано от зубцовой зоны 2 изоляционной гофрированной лентой 5.

Часть 6 ленты 5 огибает каждый зубец зубцовой зоны 2, другая ее часть

7 является пазовой изоляцией, а гофры 8 ленты 5 образуют закрытые пазы 3. Возможен вариант выполнения пазовой изоляции 7, где она дополнена внутренней пазовой изоляционной коробочкой 9 или внешней пазовой коробочкой 10, толщина которой может быть отличной от толщины ленты 5.

Возможен упрощенный вариант гофрированной ленты 5 в виде конструкции 11, описывающей профиль зубцовой зоны 2, при этом пазовые коробочки

12 содержат отогнутые края 13,прикрывающие паз 3.

Изготовление гофрированной ленты осуществляется следующим образом.

Рулонный материал, например, лавсан, нарезают на ленты заданной ширины. Затем ленту укладывают в технологическую оснастку, копирующую профиль гофрированной ленты зубцовой зоны данной машины. Под воздействио ем температуры 120-160 С лента размягчается и ее формируют по профилю паза. На выходе из паза оставляют полупетлю 14, которую затем прижимают к плоскости оснастки, образуя плоскость 15 и усики 16.Например, для асинхронного двигателя наиболее оптимальным технологическим зазором считается зазор в 0,1 мм, поэтому изоляционный материал выбран толщиной О, 1 мм. Плоскость 15 выполняет свою основную роль — изоляции плоскости ярма от эубцовой зоны.Лавсан

3 1282261 4 обладает достаточными упругими свОй- рой, тогда остается уложить в пазы ствами, чтобы сохранить заданную пазовую коробочку. Возможно и гофформу и обеспечивать подвижность уси- рирование стальной ленты совместно ков. Поэтому при укладке всыпной об- с изоляционной. мотки под воздействием провода уси- 5 Выполнение изоляции зубцовой зоки прогибаются и их края расходятся, ны и пазовой изоляции в виде непрепропуская провод. Такое устройство рывной гофрированной ленты, гофры пазовой части статора позволит об- которой охватывают каждый зубец со ходиться без дополнительных крепле- стороны технологического sasopa, иий, таких как клин, прокладка. Об- 1О позволяет уменьшить технологический мотку можно укладывать в гофрирован- зазор и обеспечить его более равноную изоляционную ленту, отделенную мерное распределение по расточке от ферромагнитной гофры или в сое- арма магнитопровода, что позволяет диненные гофры вместе. снизить габариты электрической маПри повышении требований к пазо- 15 шины за счет уменьшения намагничивой изоляции по пробивному напряже- вающей силы обмотки, и соответственнию ее можно усилить дополнительнь но уменьшить диаметр расточки магми пазовыми коробочками, обеспечив нитопровода. таким образом необходимую суммарную Выполнение изоляционной ленты, . толщину. BosMoxHbl варианты изоля- .20 гофры которой образуют закрытые па-. ции с использованием полузакрытой эы, позволяет упростить технологию пазовой коробочки 12, как показано иэ готовления электрической машины на фиг.5. Такую конструкцию удобно за счет надежной фиксации обмотки в выполнять, когда изоляционный мате- открытых пазах эубцовой эоны до соериал соединен с ферромагнитной гоф- 5. динения ее с ярмом.

1282261

Составитель В. Алфимов

Редактор С. Патрушева Техред А.Кравчук Корректор С. Шекмар

Тираж 661 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий .

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 7281/54

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная,4