Зубцовая зона электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электрическим машинам. Цель изобретения-- повышение энергетических показателейi Гофрированные зубцовые зоны статора 1 и ротора 2 разделены воздушным зазором 3. На элементах 4 зубца, примыкающих к пазовым перемычкам 5, выполнены продольные прорези 6. Прорези в элейентах ленты могут выполняться либо По всей длине магнитопровода, либо на большей ее части. Это позволяет уменьшить электрические потери в стали зубцовой зоны. 9 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСГЮВЛИН ()9) (И) (51) 4 Н 02 К 1/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг. /

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛЛМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3933948/24-07 (22) 26.07.85 (46) 07.01.87. Вюл. У (71) Московский энергетический институт (72) Ф.M. Юферов и А.С. Кобелев

:(53) 621 ° 313.04 (088.8) (56) Патент Швейцарии В 596695,,,кл. Н 02 К 1/06, 1977.

Авторское свидетельство СССР

Ф 1095309у кл. Н 02 К 1/06, 1984. (54) ЗУБЦОВАЯ ЗОНА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МА-

ШИНЫ (57) Изобретение относится к электрическим мавинам. Цель изобретения— повьпнение энергетических показателей, Гофрированные зубцовые зоны статора и ротора 2 разделены возду)аным зазором 3. На элементах 4 зубца, примыкающих к пазовым перемычкам 5, выполнены продольные прорези 6. Прорези в элементах ленты могут выполнять.ся либо по всей длине магнитопровода, либо на больыей ее части. Это позволяет уменьшить электрические потери в стали зубцовой зоны. 9 ил.

1 . 128226

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к электрическим машинам, имеющим гофрированные зубцовые эоны.

Цель изобретения — повышение энергетических показателей машины (КПД, коэффициента мощности) путем уменьшения намагничивающего тока, электрических потерь в стали зубцовой зоны от токов, наводимых в ней 1О основным магнитным потоком, а также уменьшения шума и вибраций машины при ее работе за счет уменьшения высших пространственных гармоник поля зубцового порядка. 15

На фиг.1 представлены гофрированные зубцовые зоны статора и ротора, разделенные воздушным зазором, с про.резями в части элементов ленты, образующих пазы на фиг.2 и 3 — варианты выполнения прорезей на фиг.4— зубцовая зона, у которой прорезь выполнена у обоих вершин гофр со стоI роны паза; на фиг.5 и 6 — варианты выполнения прорезей.для зубцовой зоны, имеющей отогнутые гофры, на фиг.7 — зубцовая зона с прорезью,выполненной по всей длине магнитопро вода; на фиг. 8 и 9 — варианты выполнения прорезей на части длины магнитопровода.

Гофрированные зубцовые эоны статора 1 и ротора 2 разделены воздушным зазором 3. На элементах 4 зубца, примыкающих к пазовым перемычкам 5, 35 выполнены продольные прорези 6 (фиг.1).

Прорези в элементах ленты, примы- . кающих к пазовой перемычке, могут выполняться либо по всей длине маг-, нитопровода (фиг.7), либо на большей ее части (фиг.8 и 9). В последнем случае гофрированная зубцовая зона не разделяется в механическом отношении на отдельные части — сохраняет свою цельность, однако в этом случае остаются пути замыкания потоков пазового рассеяния по магнитопроводящему материалу, из которого выполняется гофрированная зубдовая зона, в результате чего поток пазового рассеяния будет несколько больше по сравнению с потоком пазового рассеяния при прорезях, выполненных по всей длине. 55

Прорези на части длины магнитопровода можно выполнять в зубцовой зоне сразу же после гофрирования ленты.

3 2

Выполнение прорезей по всей длине магнитопровода возможно лишь после того, как гофрированная зубцовая зона полностью сформирована, закреплена на специальной оправке, которая способна обеспечить ее цельность как в процессе обработки поверхностей зубцов, предназначенных для сочленения с ярмом, так и в процессе выполнения вышеуказанных. продольных прорезей.

Перемычки 7 между частями гофрированной эубцовой зоны, частично разделенными продольными прорезями, выполненными на части аксиальной длины зубцовой зоны, могут быть расположены либо в ее концах (фиг.8), либо в середине (фиг.9).

Выполнение перемычек в середине эубцовой зоны способствует более значительному уменьшению токов, наведенных в эубцовой зоне основным магнитным потоком машины, а следовательно, и электрических потерь в ней.

Выполнение указанных перемычек в концах зубцово-пазовой зоны способствует обеспечению ее большей прочности. Эти перемычки могут быть при необходимости удалены перед укладкой обмотки в пазы.

Продольные прорези 6 могут выполняться либо на одном из двух элементов ленты, образующих вместе с примыкающей к ним пазовой перемычкой паз (фиг. 1-3, фиг. 5-9),либо на обоих элементах ленты, примыкающих к одной и той же пазовой перемычке (фиг.4).

При однослойной обмотке продольные прорези не обязательно выполнять на обоих элементах ленты, примыкающих к каждой из пазовых перемычек.

Индуктивное сопротивление обмотки в целом может быть уменьшено, если продольные прорези выполнять в элементе ленты, примыкающем к пазовой перемычке одного из двух пазов, в которых расположены стороны одной и той же секции обмотки.

У полузакрытых пазов уменьшение индуктивного сопротивления рассеяния паза может быть достигнуто удалением перемычки, соединяющей два отогнутых рядом расположенных крайних элемента зубца (фиг.5).

Эффективность изобретения заключается в улучшении энергетических показателей — коэффициентов мощносФиг. 2

Фиг. 6

3 ти и полезно уровня шума ного действ,, 128 пони ма и виб а - ° иженин машин с го раций злект и нами.

ыми зубцов ными зоФо рмула из о б ретения

Зубцовая эона шины эона р ческой маэона элект и я из го го рированной

2263 м агнитопрово я

4 водящей ленты образ нтов одни и р т ые в сто зуцы, оба р эуя пазы иняют рону ярма открынены п родольные п в кото рой выполч а ю щ прорези о

Ф повышения тем, что с я знергетич целью прорези ических п гофр со стор а оны паза йних

1282263

Составитель Ф. Подольская

Техред А Лравчук Корректор С. Шекмар

Редактор С. Патрушева

Заказ 7281/54

Тираж 661 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул. Проектная,4