Шнековый траншеезасыпатель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к землеройным машинам и повышает производительность . Для этого гидросистема шнекового траншеезасьтателя имеет диагонально расположенный между рабочим органом и базовым трактором и шарНирно соединенный с ними следящий гидроцилиндр (СГЦ) 9,-гидроуправляемый распределитель (ГУ) 20 и распределитель 19 реверса (РР). Полости

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А3 (бц 4 Е 02 F 5/12, 9/22, 3/76

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3938155/29-03 (22) 26.07.85 (46) 15.01.87. Бюл. N 2 (71) Московский автомобильно-дорожный институт (72) А.Б.Ермилов, Е.М.Маяровский и А.Г.Савельев (53) 621.643.002.21088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 617541, кл. E 02 F 5/04, 1977.

Авторское свидетельство СССР

Ф 933889, кл. E 02 F 3/76, 1980. (54) ШНЕКОВЫЙ ТРАНШЕЕЗАСЫПАТЕЛЬ (57) Изобретение относится к землеройным машинам и повышает производительность. Для этого гидросистема шнекового траншеезасыпателя имеет диагонально расположенный между ра" бочим органом и базовым трактором и шарнирно соединенный с ними следящий гидроцилиндр (СГЦ) 9, гидроуправляемый распределитель (ГУР) 20 и распределитель 19 реверса (РР). Полости

128331

СГЦ 9 соединены через PP 19 с управляющей полостью ГУР 20. В одной позиции ГУР 20 через PP i9 разноименные полости гидроцилиндров 16 управления бортовыми фрикционами 12 сообщены соответственно с насосом 22 и сливной магистралью 23, а в другоммежду собой, с насосом 22 и сливной магистралью 23. Одновременно полости

СГЦ 9 дополнительно сообщены с кана0 лом подпитки ГУР 20. Кроме того, шарниры крепления толкающих брусьев к базовому трактору и рабочему органу выполнены сферическими. Между напорной 21 и сливной 23 магистралями установлен регулируемый перепускной клапан 29. Управляющая полость 30 клапана 29 соединена с управляющей полостью ГУР 20В 1 зФП4 ф лы9 3 илэ

Изобретение относится к землерой" ным машинам отвально-шнекового типа, а именно к гидроприводам траншеезасыпателей непрерывного действия.

Цель изобретения — повышение производительности траншеезасыпателя путем улучшения курсовой устойчивости вследствие компенсации разворачивающего момента, действующего на базовый трактор со стороны шнека, автоматическим дифференционным регулированием частоты вращения бортовых фрикционов.

На фиг.1 изображен. шнековый траншеезасыпатель, вид сбоку; на фиг,2 то же, вид в плане; на фиг,3 — фрагмент принципиальной гидравлической схемы шнекового траншеезасыпателя с автоматическим управлением бортовыми фрикционами базового трактора.

Шнековый траншеезасыпатель со" держит базовый трактор 1, отвальный рабочий орган 2, прикрепленный к базовому трактору 1 толкающими брусьями 3 посредством сферических шарниров 4 и 5. Жесткость в вертикальной плоскости отвальному рабочему органу обеспечивают гидрораскос 6 и раскос 7. Гидроцилиндры 8 подъема и опускания рабочего органа 2 закреплены обычным образом к базовому трактору 1 и отвальному рабочему органу 2. Последний в горизонтальной плоскости удерживает следящий гидроцилиндр 9, установленный по диагонали и закрепленный обычным обраsoM к базовому трактору 1. Впереди отвального рабочего органа 2 установлен шнек 10. Базовый трактор снабжен ведущими шестернями 11 бортовых редукторов ведущих звездочек, скорость вращения которых регулируют бортовые фрикционы 12, содержащие подвижные диски 13 трения, прижатые к неподвижным дискам 14 пружинами 15 сжатия. Гидроцилиндры 16 управления бортовыми фрикционами 12 прикреплены к базовому трактору 1.

Штоки гидроцилиндров 14 соединены шарнирно с тягами 17, расположенными внутри пружин 15 сжатия.

Следящий гидроцилиндр 9 снабжен пружинами 18 сжатия, установленными в его поршневой и штоковой полостях, которые соединены через проходные каналы разных позиций гидрораспреде. лителя 19 реверса шнека 10 с управляющей полостью гидроуправляемого

20 гидрораспределителя 20, которая соответствует позиции последнего с двумя открытыми проходными каналами, соединенными с одной стороны с напорной магистралью 21 насоса 22 и

25 сливной магистралью 23, а с другой стороны — через проходные каналы одной иэ позиций гидрораспределителя 19 реверса шнека 10 и проходные каналы одного иэ гидрораспределите30 лей 24 со штоковой и поршневой полостями соответствующего гидроцилиндра 16. Напорная магистраль 21 соединена с насосом 22 через делитель 25 потока, другая ветвь котоЗ рого соединена с напорной магистралью 26 гидромотора 27 привода шнека

10. Напорная 26 и сливная 23 магистрали соединены с гидромотором 27 через другие проходные каналы гидрораспределителя 19,, инверсированные в разных его позициях. Полости следящего гидроцилиндра 9 дополнительно соединены с отдельным проходным каналом подпитки на нейтральной позиции автоматического двухпо-. зиционного гидрораспределителя 20, в которой его проходные каналы связаны между собой, а напорная магистраль 21 соединена со сливной магистралью 23. С золотниками гидрораспределителей 24 жестко соединены рычаги 10

28 ручного управления, снабженные на концах отверстиями, в которых размещены тяги 17. Пружины 15 сжатия размещены междуподвижными дисками 13 бортовых фрикционов 12 и концами ры- 15 чагов 28. Иежду подвижными дисками

13 и пружинами 15 обычным образом установлены упорные подшипники (не показано). Иежду напорной 21 и сливной 23 магистралями установлен регу- 20 лируемый перепускной клапан 29, управляющая полость 30 которого, снабженная возвратной пружиной, соединена с управляющей полостью гидрораспределителя 20. Регулируемый перепускной клапан 29 выполнен с проходным каналом переменного сечения, размеры которого установлены управляющей полостью 30. Напорные магистрали 21 и 2б снабжены предохранитель- 30 ными клапанами 31.

Шнековый траншееэасыпатель работает следующим образом.

Шнек 10 перемещает грунт в сторону от направления движения базового трактора 1. Осевое усилие на шнеке

10 создает разворачивающий момент

И, действующий, например, по часовой стрелке (фиг.2) при подаче грунта шнеком влево от направления движе- 40 ния базового трактора. При этом правая и левая гусеницы базового трактора 1, имеющие одинаковую теоретическую скорость, начинают пробуксовывать, причем правая гусеница про-, 45 буксовывает больше левой, поскольку к правой гусенице приложена. дополнительная сила от действия момента M складывающаяся с силой тягового сопротивления копанию грунта и переме- 50 щению траншеезасыпателя, а к левой гусенице приложена такая же сила, вычитающаяся из силы тягового сопротивления. В результате действительная скорость первой гусеницы стано- 55 вится меньше действительной скорости левой гусеницы, и траншеезасыпатель. стремится уйти. вправо от продольного курса перемещения.

Усилие от действующего разворачивающего момента И вследствие крепления толкающих брусьев 3 к базовому трактору 1 и отвалу 2 сферическими шарнирами 4 и 5 полностью воспринимается следящим гидроцилиндром 9.

При увеличении осевого усилия на шнеке 10 до критического, при котором разворачивающий момент И начинает существенно влиять на курсовую устойчивость базового трактора 1, в соответствующей, например штоковой, полости следящего гидроцилиндра 9 возникает давление, сила которого превышает усилие сжатия соответствующей пружины 18. В этом случае давление жидкости через проходной канал одной из позиций гидрораспределителя 19 шнека 10 воздействует на управляющую полость гидрораспределителя 20, Последний занимает позицию с открытыми проходными каналами и подает жидкость под давлением из напорной магистрали 21 через другие проходные каналы двухпозиционного гидрораспределителя 19 и один из гидрораспределителей 24 в поршневую полость соответствующего гидроцилиндра 1б.

Излишек жидкости через регулируемый перепускной клапан 29 сбрасывается из напорной магистрали 21 в сливную магистраль 23. Давление жидкости, создаваемое следящим гидроцилиндром 9, одновременно с поступлением в управляющую полость автоматического двухпозиционного гидрораспределителя 20 передается в управляющую полость 30 регулируемого перепускного клапана 29, устанавливая соответствующим образом величину поперечного сечения его проходного .канала, за. счет чего устанавливается определенное давление жидкости в напорной магистрали 21. Указанное давление при передаче в поршневую полость гидроцилиндра 16 обеспечивает соответствующее усилие сжатия пружины 15.

Бортовой фрикцион 12, гасположенный со стороны траншеи, в которую шнек

10 перемещает грунт, начинает пробуксовывать, передавая необходимый крутящий момент, не уменьшая при этом частоту вращения соответствующей ведущей шестерни 11 бортового редуктора. В результате теоретические скорости движения правой и левой гусениц базового трактора 1 становятся разлнчными, а действительные скорости движения этих ; ;се . ниц — одинаковыми, что обеспечива-ет прямолинейность курса движения базового трактора 1. Пробуксовывание соответствующего бортового фрикциона 12 осуществляется постоянно, что увеличивает степень его износа по сравнению с прямолинейным движением базового трактора, однако по сравнению с периодическим включением соответствующего бортового фрикциона оператором в ручном режиме для восстановления прямолинейного курса движения базового трактора степень износа примерно одинакова или меньше вследствие отсутствия динамических нагрузок на бортовой фрикцион, возникающих во время периодического его включения.

При уменьшении разворачивающего момента N например, вследствие снижения поступательной скорости базового трактора 1 или уменьшения прочности разрабатываемого грунта,цавление в полости следящего гидроцилиндра 9 уменьшается, снижая давление в управляющей полости 30 перепускного клапана 29 и тем самым увеличивая поперечное сечение проходного кана.ла этого перепускного клапана, а также снижая давление в напорной магистрали 21. Соответственно уменьшается усилие на штоке гидроцилиндра

16, противодействующее усилию пружины 15 сжатия, последняя с большей силой прижимает подвижные диски 13 бортового фрикциона 12 к неподвижным дискам 14, и-проскальзывание этого фрикциона уменьшается. Теоретическая скорость одноименной гусеницы увеличивается, а действительные скорости обеих гусениц остаются одинаковыми.

Резкое увеличение давления в управляющих полостях гидрораспределителя 20 и перепускного клапана 29, например, при столкновении винтовой плоскости шнека 10 с непреодолимым препятствием приводит к открытию предохранительного клапана 31 и подаче жидкости из напорной магистрали 21 насоса 22 преимущественно в сливную магистраль

23, что прекращает вращение шнека 10.

Аналогично при остановке вращения шнека 10 внешними силами, например при его заклинивании каменистыми включениями, открывается другой предохранительный клапан 31, обеспечиЗЗ10 6 вая сброс жидкости из напорной маги- сграли 26 в сливную магистраль 23.

При отсутствии или незначительной величине разворачивающего момента И давление в управляющих полостях гидрораспределителя 20 и перепускного клапана 29 практически отсутствует, поэтому осуществляется сброс жидкости из напорной магистрали 21 в

Ю сливную магистраль 23 через проходной канал перепускного клапана 29.

Одновременно через. дополнительный проходной канал в нейтральной позиции гидрораспределителя 20 произво15 дится подпитка жидкостью соответствующей полости следящего гидроцилиндра 9. Настройка характеристики ипределов регулирования данной автоматической гидросистемы производится

20 подбором параметров и предварительной затяжкой пружин 15 и 18 сжатия,) и регулировкой управляющих полостей и возвратных пружин гидрораспределителя 20 и перепускного клапана

25 29, При реверсе направления вращения шнека 10 гидрораспределителя 19 переводится в другую позицию. При этом происходит реверс вращения гидромо30 тора 27, а управляющие полости гидрораспределителя 20 и перепускного клапана 29 соединяются с другой полостью следящего гидроцилиндра 9.

В таком положении давление при существенном разворачивающем моменте

М подается в поршневую полость гидроцилиндра 16 другого бортового фрикциона 12 базового трактора 1.

Для поворота базового трактора 1 один из гидрораспределителей 24 смещается вручную в крайнее положение, когда полости гидроцилиндра 16 соединяются между собой и жидкость, находящаяся в них, не препятствует перемещению штока, При этом рычаг

28 сжимает пружину 15, и соответствующий бортовой фрикцион 12 пробуксовывает, Происходит уменьшение скорости нужной гусеницы, что ведет к щ повороту базового трактора 1 в нужную сторону. Пружины 18 необходимы для удержания отвального органа 2 в горизонтальной плоскости и поддержания предварительного давления в

5q,ïîëîcòÿõ следящего гидроцилиндра 9.

Формула изобретения

1. Шнековый траншеезасыпатель, включающий базовый трактор, гидро128331

10!

5 систему с гидроцилиндрами управления бортовыми фрикционами правой и левой гусеницы и рабочий орган с приводным шнеком, соединенный толкающими брусьями с базовым трактором, отличающийся тем, что, с целью повышения его производительности, гидросистема снабжена диагонально расположенным между рабочим Органом и базовым трактором и шарнирно соединенным с ними следящим гидроцилиндром, гидроуправляемым распределителем и распределителем реверса, а полости следящего. гидроцилиндра соединены через распределитель реверса с управляющей полостью гидроуправляемого распределителя, в одной позиции которого через распределитель pesepca раэноО 8 именные полости гидроцилиндров управления бортовыми фрикционами сообщены соответственно с насосом и со сливом, а вдругой †меж собой, с насосом и сливом, при этом полости следящего гидроцилиндра дополнительно сообщены с каналом подпитки гидроуправляемого распределителителя, а шарниры крепления толкающих брусьев к базовому трактору и рабочему органу выполнены сферическими.

2. Траншеезасыпатель по п.1, отличающийся тем, .что гидросистема снабжена установленным между напорной и сливной магистралью насоса регулируемым перепускным клапаном, управляющая полость которого сообщена с управляющей полостью гидроуправляемого распределителя.

Физ.1

1283310

Составитель С.фомин

Техред N.Õoéàèè Корректор А.Тяско

Редактор М.Петрова

Заказ 7387/25

Тираж 606 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная,4